Время перемен
Возможно, министру обороны Моше Яалону не достаёт дипломатического такта и идеологической последовательности, но в своей профессиональной сфере – военной стратегии, он, безусловно, разбирается.
Ясным свидетельством тому служат грандиозные реформы, происходящие в последние годы в израильской армии. Начатые ещё предыдущим министром Бараком и продолженные Яалоном, они коснулись практически всех сфер от оборонной доктрины до структуры АОИ.
Основной причиной трансформации армии, естественно стали драматические изменения на Ближнем Востоке, значительно сместившие акценты в списке опасностей, угрожающих еврейскому государству.
А главным инструментом послужили успехи израильского оборонного хайтека, предоставившего руководству армии адекватные решения для всего спектра рисков.
Всего три года тому назад, одной из важнейших оборонных задач Израиля являлась необходимость противостоять мощным бронетанковым формированиям соседних государств. Сегодня от регулярных войск Сирии или Ирака мало что осталось. Тем не менее, на смену им пришли многочисленные и разнообразные террористические организации.
В прошлом, для понимания регионального расклада, было достаточно представлять себе ментальность нескольких соседей диктаторов. Сегодня Израиль обязан держать руку на пульсе множества террористических организаций от ФАТХ, ХАМАСа, «Исламского джихада» и Хизбаллы, до различных модификаций и филиалов Аль-Каиды (ISIS, Джабхат ан-Нусра, Ансар Бейт аль-Микдас и т.п.). А заодно, контролировать ситуацию с поставками оружия из Ирана через Судан, Дамаск, Бейрут, Красное и Средиземное моря и другие места. Количество факторов, которые необходимо отслеживать для своевременного предотвращения всевозможных угроз стало огромным.
В знании – сила
Поэтому самые значительные трансформации затронули именно военную разведку. По меткому выражению израильского журналиста Бена Каспита, опубликовавшего на днях в сетевом издании «Аль-монитор» обзор революционных преобразований в израильских вооружённых сил, раньше армия обладала разведкой, теперь разведка фактически имеет в своем распоряжении армию.
Несколько лет назад был создан отдел кибернетической разведки (отдел «8200»), вскоре вошедший в число самых осведомленных и мощных в мире. В его круглосуточную работу вовлечены тысячи людей, использующие информацию, поступающую из всех доступных источников, включая спутниковую съемку. Точно также как в области создания беспилотных летательных средств, Израиль прочно занял ведущее положение в мире, еврейское государство, просто не может позволить себе иметь не самую лучшую в регионе разведку.
При этом первостепенной задачей разведки является не столько сбор информации, сколько своевременное поступление полученных данных на передовую. Отсутствие координации между разведкой и боевыми частями бросалось в глаза во время Второй ливанской войны в 2006. С тех пор ситуация изменилась. Одним из уроков, извлеченных из ошибок этой военной кампании, стало создание при каждой боевой части специальной группы, обеспечивающей незамедлительное поступление необходимой информации. Теперь представители подразделения «8200» участвуют в форумах полевых офицеров, как во время планирования боевых действий, так и непосредственно во время операции, передавая данные в режиме реального времени.
Собственная паутина
Согласно Бену Каспиту, в ближайших планах израильской армии обзавестись собственной, разработанной совместно с «Гуглом» сетью интернет, позволяющей, например, боевому вертолету, пролетающему над вражеской территорией, получить вместе с аэросъёмкой, и всю остальную полезную информацию. Аналогично, офицер пехотных частей, разглядывая в бинокль деревню в Ливане, мгновенно получит на экране дополнительные интересующие его данные, известные разведке.
Под водой, в небесах и на суше
Другим важнейшим нововведением стало применение беспилотных систем не только в воздухе, но и в воде и на земле. Помимо ставших едва ли не брендом израильской военной техники беспилотных самолетов и кораблей, вдоль границы с Газой сегодня патрулируют беспилотные военные автомобили. Как сообщает пресс-служба АОИ, созданный израильской фирмой G-NIUS, принадлежащей оборонным компаниям «Эльбит» и «Таасия Авирит», Guardium предназначен для патрулирования, сопровождения автоколонн, ведения разведки и охраны. Guardium безоружен, но оснащен камерами, ведущими наблюдение во всех направлениях. При этом он чрезвычайно мобилен, и способен передавать изображения, снятые под различными углами, собирая значительно больше данных, чем стационарные камеры.
Щиты Давида
Почти двести тысяч ракет, о которых сообщил летом глава военной разведки генерал-майор Авив Кохави, нацеленных террористами на Израиль, и способных поразить любое место в стране, требуют помимо новой доктрины для подавления огневой мощи врага, максимально возможную защиту населения и армии.+
Израильская ПРО включает в себя сегодня не только систему «Хец» предназначенную для перехвата баллистических ракет, но и «Железный купол», способный сбивать ракеты с радиусом действия до 40 километров. В будущем году планируется вступление в строй системы «Волшебной палочки» рассчитанной на ракеты с радиусом действия от 40 до 70 километров. А в начале года оборонный концерн «Рафаэль» анонсировал на выставке в Сингапуре лазерную систему «Железный луч», противостоящую минометным обстрелам и ракетам малого радиуса действия.
Несколько дней назад, Армия обороны Израиля представила новый мобильный радар «Щит от ветра» (Wind Shield) способный обеспечить защиту бронетанковых и пехотных подразделений непосредственно во время боя. Отслеживая в режиме реального времени ракетный и минометный огонь и обеспечивая ранее предупреждение, радар позволяет быстрое реагирование в направлении источника огня.
Наконец созданная несколько лет назад система активной танковой защиты «Ветровка» (Trophy) создает индивидуальную защиту для танка, обнаруживая и уничтожая выпущенную в направлении танка ракету противника с помощью ответной ракеты.
Быстрее и точнее
В последние годы ВВС Израиля сократили немалую часть своих эскадрилий. Однако эффективность израильской военной авиации при этом многократно повысилась. Бен Каспит в своей статье, ссылаясь на слова высокопоставленного офицера ВВС, сообщил, что сегодня за один день боевых вылетов, можно поразить столько же целей, сколько было уничтожено на протяжении всей Войны Судного дня. Боевая задача, которая десять лет назад заняла бы целую эскадрилью в течение недели, сегодня выполняется за час одним истребителем F-16, использующим массу «умных» бомб и поражающим одновременно множество целей в разных местах.
Ни освещенность, ни погодные условия уже не являются препятствием. Израильские ВВС теперь совершают не как раньше два больших боевых вылета – утром и вечером, а непрерывные массовые вылеты, независящие от времени суток.
Кроме того, сегодня пилот может по ходу выполнения боевой операции переговорить с командиром сухопутного подразделения, расположенного всего лишь в четверти километров от зоны поражения, обрабатываемой в это время «умными» бомбами.
Значительное расширение функций и возможностей произошло также в силах израильского ВМФ. В первую очередь речь идет о подводных лодках класса «Дольфин». К трем уже стоящим на вооружении в ближайшие годы поступят из Германии ещё три. Ставшие самым дорогим приобретением АОИ (по 700 миллионов долларов каждая) и оснащённые крылатыми ракетами, предположительно, способным нести также ядерные боеголовки, подводные лодки «Дольфин» обеспечивают превосходство израильских ВМС над военно-морскими силами исламских государств Ближнего и Среднего Востока.
Новые расклады
С исчезновением значительной части армий соседних государств, поглощенных гражданскими войнами, был сокращен парк бронетанковой техники и в Израиле. Целые дивизии, бригады и штабы были упразднены. Одновременно резко сократилось количество тяжелых транспортных средств. В то же время, с ростом значения пехотных подразделений и коммандос, увеличилось количество сил специального назначения.
Раньше основу АОИ составляла бронетехника, поддерживаемая небольшим количеством пехоты и отрядов коммандос. Теперь ситуация противоположная — АОИ перестраивается в совокупность специализированных боевых единиц с большим количеством коммандос и элитных подразделений и небольшой поддержкой бронетехники.
Каждый военный округ располагает теперь одной дивизией для выполнения текущих задач и ещё одной для устранения конкретных угроз, характерных для данного округа. Остальные дивизии генштаба могут быть по мере необходимости перенаправлены в любое место.
Отдельное командование создано для деятельности в глубоком тылу противника. И число подобных операций растет с каждым годом. Сегодня, по данным зарубежных источников, АОИ действует в Судане, Красное море, Сирии, Ливана и даже в гораздо более отдаленных районах.
Крах концепции «золотых арок»
Долгое время среди высшего звена армейских руководителей страны существовала так называемая концепция «золотых арок», мол, страны, имеющие филиалы Макдональдс никогда не воюют друг с другом. Однако вторжение России на Украину доказало несостоятельность этого правила.
Трагический опыт разрываемой на куски Украины, вновь доказывает, что у страны, чье общество разобщено, экономика нестабильна, а армия слаба, нет шансов выжить.
Никакие соглашения или гарантии сильных соседей и союзников не обеспечат ни безопасности, ни целостности, происходит ли дело на Ближнем Востоке, охваченном фундаменталистским угаром, или в, казалось бы, куда более уравновешенной и спокойной Восточной Европе.
И поэтому единственным залогом будущего для Израиля являются цельность его общества, стабильность его экономики и приоритет, по крайней мере, в масштабах региона его армейской мощи.
Автор — Александр НЕПОМНЯЩИЙ