Есть своя глубина в изощренном юморе группы «Андердос», который становится все более специализированным. Около 500 тысяч просмотров их клипа «Песня Эс-Эм-Эс» в Youtube не приходят из одного только сектора религиозных сионистов. Здесь есть утонченный юмор, но есть и противоречие, и, по сути, свое рода послание, обращенное к более широкой публике.
«Андердос» смешон и привлекателен, потому что бросает вызов галахе, не угрожая ей. Ты видишь андердосовского Чарли Чаплина, который собирается произнести благословение над вином в субботу и застревает с ногой, удерживающей дверь холодильника, где забыта горящая лампочка, а его рука держит дверь другого холодильника с винами, где лампочка — дьявольское дело — также горит. Это смешно до слез, и это изощренный юмор, потому что религиозный сектор смеется над собой, оставляя за кадром важные и актуальные вопросы.
Ситуация симпатичного «Чаплина» с субботними установлениями у себя дома ничто в сравнении с виртуозностью, требуемой в общественном месте. «Андердос» напомнил мне пережитое в субботу в больнице.
В песне «Терминал» Меира Ариэля «двери чувствуют меня, и сами открываются», Они никому не мешают. Религиозные люди все равно не прибывают в аэропорт в субботу, и двери могут «предчувствовать» входящих без помех. Но в больницу человек может попасть в любое время, без церемоний, и религиозные люди попадают туда также и в субботу.
И вот я в праздничной одежде оказался в шаббат перед этими дверьми, неустанно открывающимися и закрывающимися на службе еврейскому народу в трудный час.
Но в субботу у соблюдающих традиции есть проблема. Пройти в дверь — означает нарушить субботу. Честно говоря, не совсем понимаю почему, но пока оставим это. Так решили имеющие на это право, и я принимаю их решение, даже не понимая его.
Так что делать? Ведь мне нужно войти в больницу.
И для этого возник в Израиле технологический институт «Цомет», решающий с помощью продвинутой технологии религиозные проблемы. Его умные инженеры придумали приделать к дверной притолоке раздвижных дверей особый светофор для религиозных людей. На полу нарисована линия, не перейдя которую ты можешь быть вполне уверен, что дверь тебя не просечет. Стоя перед линией, ты смотришь на светофор и ждешь зеленого света. Каждые три минуты включается зеленый, что означает: дверь полностью открыта и несколько секунд находится в состоянии субботнего отдыха, а в это время не заметит даже слона.
И как еврейский народ, перешедший посуху расступившееся море, так и терпеливо ожидавшие религиозные люди могут спокойно войти в больницу. Они ограждены буднями слева и справа, проходя в узкую щель святой субботы, открывшуюся ненадолго, пока не вернутся волны и не смоют все.
И вот стою я в праздничной одежде и чувствую себя смешным, честно говоря, когда все нормальные люди просто проходят в больницу и смотрят на странного человека, застрявшего против двери, как в детской игре «замри — отомри».
Вдруг подходит маленький человек с бритой головой и развитыми мышцами, в шлепанцах, шортах и майке. Сигарету он, видимо, выбросил раньше. Меня он не заметил, ведя активную беседу по прижатому к уху мобильнику. Он подошел прямо к автоматической двери, которая выполнила свою роль и широко открылась. Но как раз в этот миг человек переложил телефон из одной руки в другую, накрыв рукой голову. Не знаю, понял ли человек, что рука временно стала кипой. Его правая рука поднялась в ясном жесте, ноги прошли по ширине двери и подвели его точно к мезузе. Дверь заметила нервозность, но терпеливо обождала, пока он поцеловал мезузу. Но тут телефон вернулся с его сияющей макушки к уху и к своему назначению. Ноги человека понесли его дальше, а дверь поняла, что церемония окончена, и вернулась к обычному ритму.
Не знаю, кто был более странным в этом зрелище, — я или он.
У меня нет претензий к религиозным авторитетам, которые с изобретением электричества запретили пользоваться им в субботу. Вряд ли они думали о дверях с датчиками. Кроме того, думали они о них или нет, — если за то, что они освободили меня в субботу от мобильника, интернета и радио, я должен платить тем, что постою перед дверью, я заплачу эту цену с радостью. Но дело не в этом. Дело в том, что у нас иногда возникает чувство, что галаха — как бы это сказать помягче? — не всегда синхронизирована с реальностью, и еще более разочаровывающее чувство, что она не совсем синхронизирована с замыслами Торы.
Обе стороны — и религиозные, и светские, по сути, разорвали связь между реальностью и Всевышним. В истории с дверью я привел Божественное в совершенно нереальное место, а парень в шлепанцах привел реальность к Божественному совершенно противоположно трактовке Торы. Следует понять, что Тора — это то, что ею называют мудрецы Израиля, нравится это нам или нет. Все, пытавшиеся на протяжении поколений толковать Тору иначе, исчезли из народа Израиля.
Но в еврейском государстве иудаизм должен снова развиться из узкого измерения религии в широкое измерение общей культуры. Тора должна быть нашей культурой — не только религией. Мы должны соединить небо и землю и не разделять их ни с помощью религии, ни с помощью светских понятий.
Так как будет выглядеть автоматическая дверь в еврейской стране?
Есть две возможности. Одна — что в еврейском государстве двери будут открываться с помощью ручки, как некогда.
Но есть и другая опция, более существенная и реальная. Она заключается в том, что Тора Израиля снова станет живой и бурлящей культурой жизни. Это будет Тора Земли Израиля во всей красе, Тора, соединяющая небо и землю в самом прямом смысле, также как Храм в Иерусалиме. Как царь Давид не был ни религиозным, ни светским, так же в будущем не будет больше разделения на светских и религиозных. Оригинальная израильская культура, которая будет здесь развиваться, оплодотворит весь мир. Признаки этого видны уже сегодня. Авторитет мудрецов Израиля расширится настолько, что соединит Тору с жизнью и снова обозначит границы разрешенного и запрещенного. Я верю, что тогда двери откроются для всех.
Моше Фейглин – зам.пред. Кнессета, лидер движения «Еврейское руководство»
Источник — перевод: Наталия Буряковская
«Макор ришон», 11.04.2014
Блог Фейглина в Facebook на русском языке
Сайт Моше Фейглина на русском языке