Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» — один из своеобразных и прекрасных символов России. Так называемым русским патриотам, радеющим за национальную чистоту рядов российских мастеров искусства, наверняка не понравится тот факт, что у «Березки» оказались еврейские корни.
Достаточно того, что с 2000 года знаменитый коллектив в память о своем создателе и многолетнем руководителе называется Государственным академическим хореографическим ансамблем «Березка» имени Н. С. Надеждиной. Это — псевдоним великого хореографа, настоящая фамилия которой Бруштейн.
О Надежде Сергеевне Надеждиной наверняка помнит старшее поколение бывших советских граждан, многие из которых имели счастье видеть удивительные выступления созданного ею танцевального фольклорного ансамбля. Могу причислить себя к счастливчикам, которым повезло попасть на концерт «Березки» в Москве и испытать огромное наслаждение.
Надежда Надеждина (Бруштейн) родилась 3 июня 1908 года в Вильнюсе. Ее дед Яков Иехильевич Выгодский был врачом, писателем на идиш и общественным деятелем, министром по еврейским делам независимой Литовской Республики и депутатом польского Сейма. Он погиб в Вильнюсском гетто. Мать Надежды — писательница Александра Яковлевна Бруштейн, автор трилогии «Дорога уходит вдаль…». Отец, Сергей Александрович Бруштейн, был заслуженным деятелем науки РСФСР, профессором кафедры физиотерапии Ленинградского института усовершенствования врачей, основателем и директором Государственного физиотерапевтического института в Ленинграде и одним из основоположников советской физиотерапии.
С детских лет Надя испытывала тягу к народным танцам, наблюдая и участвуя в них во время ежегодных летних поездок семьи на Каму. Возвращаясь в город, девочка вдохновенно ставила русские танцы со своими школьными подружками. Когда дочь сказала матери, что хочет учиться танцевать, мать, Александра Бруштейн, была недовольна и сказала: «Нет!» Потом, уже менее сурово, добавила: «Надя, получи образование, профессию, а танцы от тебя никуда не денутся». Но Надежда настояла на своем.
В 1918 году десятилетней девочкой Надя Бруштейн поступила во Вторую Государственную балетную школу в Петрограде, где училась у знаменитых педагогов Я. Вагановой, Г. Легат и А. Моховой. Она могла часами танцевать в школьном хореографическом классе. Девочка была невысокой, тонкой, пластичной. Когда начинала звучать музыка, ее воображение рисовало разные радостные картины. Ей казалось, что она не в холодной комнате для занятий, а на поляне, где множество цветов. Надя видела зеленый луг, траву, в которую хотелось упасть лицом…
Надежда Бруштейн ежедневно оттачивала свое мастерство и уже в процессе учебы умела, как никто другой, донести смысл каждого движения своего танца до зрителей. По завершении обучения педагогам стало ясно, что ученицу ожидает большое будущее, и они не ошиблись в своем предвидении. Уже на первом экзаменационном показе Надежде предложили работу в Большом театре.
Прибежав домой, Надя радостно воскликнула: «Мамочка, я уезжаю в Москву. Я — артистка балета!» Александра Яковлевна грустно ответила: «Значит, твоя мечта сбылась?» Надежда, задумавшись, сказала: «Сбудется, обязательно сбудется!»
В 1925–1934 годах Бруштейн была танцовщицей Большого театра. Девять лет упорного труда Надежды в Большом театре принесли результаты. Она участвовала в балетах «Конек-горбунок», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядерка», «Раймонда» и других. Ее страсть к танцу была оценена зрителями по достоинству. В годы Великой Отечественной войны она работала балетмейстером танцевальных ансамблей Сибирского военного округа и Карельского фронта, готовила исполнителей для фронтовых бригад, нередко сама выезжала с концертами в район боевых действий.
В 1943–1948 годах Надежда Бруштейн совмещала балетмейстерскую работу в Калининской филармонии и Мосэстраде. С присущей ей энергией практически обновила коллектив, поменяла репертуар. Казалось, все складывалось в ее жизни удачно: от приглашений на гастроли не было отбоя, зрители тепло принимали новый коллектив, цветы, аплодисменты. И тут — долгожданный сюрприз.
В коллективе народного хора города Калинина (Тверь) не было руководителя для постановки танцев. Надежду пригласили поработать, и она согласилась. Впервые она должна была работать не с балетной группой, а с танцевальным коллективом. Многие знакомые, узнав о решении Надежды, спрашивали: «Зачем в сорок лет начинать с нуля? У тебя уже есть слава, успех, награды. Как от этого всего отказаться?» Ведь в ту пору уже был знаменит ансамбль Моисеева, танцевальная труппа Пятницкого. Но решительности Надеждиной было не занимать. Важна была также поддержка мужа. И она победила.
Теперь она целыми днями находилась в учебных заведениях, танцевальных коллективах, по крупицам собирала свой коллектив. Однажды Надежда Сергеевна увидела на старинной литографии хоровод: девушки держали в руках зеленые веточки березы. В этом рисунке она нашла не просто интересную идею танца, но и поймала свою «синюю птицу», изменившую всю ее жизнь и принесшую большое творческое счастье.
В 1948 году ансамбль, созданный из девушек, занимавшихся народными танцами в кружке художественной самодеятельности в Калинине, произвел в Москве сенсацию. На сцену театра-сада «Эрмитаж» вышли шестнадцать статных девушек в красных сарафанах с платочками в руках и веточками березы. Всех покорили лиричность, неспешный, как потом он стал называться, «плывущий шаг», придуманный Надеждой Бруштейн. После этого выступления хоровод стал называться «Березка», а его руководитель взяла себе псевдоним Надеждина.
В дальнейшем Н. С. Надеждина сама придумывала танцы. Ею были поставлены такие шедевры русской народной хореографии, как вальс «Березка», «Лебедушка», «Цепочка», «Прялица», «Сударушка», «Балагуры», «Сибирская сюита», «Ямщики». Она стала не только создателем и руководителем совершенно особенного ансамбля, но и родоначальницей нового стиля в современной хореографии.
В обстановке, царившей в те годы в СССР, Надеждиной не раз приходилось слышать и переживать несправедливые нападки завистников и недругов: мол, в Надеждиной нет русской крови, и потому созданный ею ансамбль нельзя считать истинно русским. Но яркий дар хореографа и уникальное знание Надеждиной особенностей русского танца обеспечили «Березке» исключительный успех как у отечественных зрителей, так и почти что в сотне стран мира. «Березка» стала гордостью России, это был своего рода танцевальный посол Советского Союза, вызывавший симпатии к русскому хореографическому искусству. Даже в годы холодной войны зарубежная печать писала о выступлениях ансамбля как об «огненной сенсации» и свидетельствовала, что искусство «Березки», человечное и одухотворенное, «пробуждает добрые чувства и веру в братство между людьми».
Продолжение следует
Семен КИПЕРМАН
http://isrageo.com/2014/02/08/berezka11/