На минувшей неделе прошел слух о том, что администрация Обамы собирается освободить Джонатана Джея Полларда, который отбывает пожизненный срок за шпионаж в пользу Израиля.
Поллард, который был гражданским сотрудником разведуправления американского флота, был завербован в 1984 году и проработал на израильтян менее полутора лет. Но он успел перетаскать им такое количество американских секретов, что они сняли в его доме квартиру и установили в ней множительный аппарат.
Перед арестом Поллард с женой пытались укрыться в израильском посольстве в Вашингтоне, но охрана их не пустила. ФБР арестовало их в 1985 году. Поллард признал себя виновным в обмен на обещание прокуроров не просить для его жены больше пяти лет тюрьмы, а для него самого — пожизненного заключения.
Жена получила искомую пятилетку и отсидела по состоянию здоровья еще меньше, но Полларда таки приговорили к пожизненному сроку, поскольку он нарушил условия сделки, дав перед приговором интервью Вулфу Блитцеру, который тогда работал в газете «Джерусалем пост», а ныне является главным ведущим на Си-эн-эн.
Полларда забрали еще до того, как в федеральной системе Америки было отменено условно-досрочное освобождение, поэтому он должен сидеть не до конца жизни, а до 21 ноября будущего года. Ему сейчас 59, так что он может прожить еще немало лет в Израиле, в котором он сделался национальным героем.
Израильтяне исходят из принципа не бросать своих на поле боя и к тому же испытывают угрызения совести за то, что не дали ему убежище в Вашингтоне. Сперва они не признавали его своим шпионом, но потом признали и с тех пор борются за него, не покладая рук. Нынешний израильский премьер Нетаниягу даже посетил его в 2002 году в тюрьме.
Это как если бы Медведев явился на свидание к Виктору Буту в тюрьму в Иллинойсе, где, кстати, одно время сидел и Поллард, но много раньше Бута, поэтому они не пересеклись, как повстречались Моня Эльсон и Шабтай Калманович в израильском централе или Япончик и Марата Балагула в бруклинской КПЗ MDC.
За Полларда хлопотали такие видные американцы, как адвокат Алан Дершовиц, с которым мы как-то сидели на свадьбе в «Плазе» за одним столом, Генри Киссинджер, сенатор Джон Маккейн и бывший спикер Палаты представителей Ньют Гингрич. Но силовики неизменно саботировали освобождение Полларда. Директор ЦРУ Джордж Тенет даже пригрозил подать в отставку, если шпиона выпустят.
Силовики имели на него зуб по ряду причин. Во-первых, шпион похитил несусветное количество секретов. Заступники Полларда говорят на это, что он поставлял их не врагу, а союзнику Америки. Но закон о шпионаже исключения для союзников не предусматривает, и потом знаменитый журналист Сеймур Хирш утверждал в «Нью-йоркере», что Израиль, по его данным, потом делился этими секретами с СССР в обмен на послабления по части еврейской эмиграции и выпуск отказников-секретников.
Во-вторых, Поллард далеко не был идеалистом и бессребреником, беззаветно преданным Израилю. Он передавал секреты Саудовской Аравии, Пакистану и еще двум государствам, которых источники не называют. Денег от них он не получил, но силовики считают, что Поллард просто хотел сначала установить с этими странами прочные отношения, а потом уже требовать навар.
Он дал жене разведывательные документы по Китаю, которые могли помочь ей в бизнесе, и предоставил их двум знакомым консультантам по инвестициям в предположении, что они помогут ему устроиться после ухода из ВМФ.
Израилю он помогал отнюдь не безвозмездно. Поначалу ему дали 10 тысяч долларов и кольцо с сапфирами и бриллиантами, которое он предложил своей невесте вместе с рукой и сердцем. Несчастная не отказалась.
Потом израильтяне положили ему денежное содержание в полторы тысячи долларов в месяц, но со временем Поллард выклянчил у них две с половиной тысячи. У него был с ними контракт на 10 лет, по которому он в общей сложности получил бы больше полумиллиона долларов. В общем, не совсем идеалист.
То, что Обама вдруг стал думать о его досрочном освобождении, лишний раз показывает ничтожность политики нынешней администрации на Ближнем Востоке. Идея в том, чтобы кинуть Израилю эту кость и побудить его на дальнейшие уступки палестинцам, а именно выпустить из тюрем очередную толпу головорезов и отказаться от расширения поселений на Западном берегу Иордана.
Взамен палестинцы должны согласиться на продолжение мирных переговоров, которые являют собою любимую игрушку госсекретаря Джона Керри.
Переговоры, разумеется, заведомо обречены на провал, потому что палестинцы не признают право Израиля на существование как еврейского государства.
Переговоры с теми, кто отказывает вам в праве на жизнь, обычно бесплодны. Перед нами привычный театр абсурда, который мы пятый год с унынием наблюдаем в Вашингтоне.