За свою долгую историю евреи накопили много мудрости. Осталась малость — научиться ею пользоваться.
Трактат «Поучения отцов» создавался с IV века до н. э. по II век н. э. Религиозные мыслители последующих веков извлекают из мудрости «Поучений» немало скрытых мистических смыслов. Представляется, что мир получил бы пользу из осознания также прямого смысла «Поучений».
Квинтэссенцию основ цивилизации выразил раббан Шимон, сын Гамлиэля (II век н. э.): «Три условия — залог существования человеческого общества: правосудие, честность и мир…» (1:18). Нельзя сказать, что народы, и мы в их числе, уже прониклись универсальной мудростью этой мысли, осознали заключенное в ней диалектическое противоречие, которое — по Гегелю — корень всякого движения и жизненности. Выполнение каждого из названных трех условий существования общества, связанных между собой этим самым диалектическим противоречием, зависит от двух других. Нет правосудия без честности, честность не устоит без правосудия, и не может быть мира без двух первых условий троицы.
Великая французская революция предложила как основу общества свою триаду: «Свобода, равенство и братство». Но противоречие, заключенное в ней, не диалектично: или свобода предотвратит равенство, дозволив преимущества для более сильных и талантливых, или равенство отменит свободу. Сейчас президент Обама решает проблему: как лишить американское общество свободы, чтобы ликвидировать, как он обещал, имущественное неравенство и перераспределить богатство.
«Братство» логически не связано с двумя другими частями французской триады, и вообще непонятно, что оно означает. Многие сказки народов мира, такие, как «Кот в сапогах», «Конек-горбунок», «Сказка о царе Салтане», построены на том, как братья и сестры нечестны и жестоки друг к другу. Отношения между потомками праотца Авраама, евреями и арабами, тоже не создают братству хорошее имя. Да и грызня родных братьев — арабов в Сирии — отнюдь не добавляет привлекательности братству.
История жизни евреев в Российской империи иллюстрирует, что происходит при нарушении принципов, названных раббаном Шимоном. Попустительство царским правительством кровавым еврейским погромам, организация им «дела Бейлиса» демонстрировали отсутствие в стране относительно евреев правосудия. Черта оседлости, запреты на профессии, скупые процентные нормы в учебных заведениях, рекрутирование в армию двенадцатилетних еврейских мальчиков показывали и презрение власти к честности. В ответ царизм получил от евреев не мир, а войну — многие ушли в революционеры. Это в большой степени сокрушило империю.
Мюнхенский сговор 1938 года вновь подтвердил, что мир невозможен при игнорировании двух других условий существования общества, названных раббаном Шимоном.
Черчилль, понимавший диалектику устройства мира глубже, чем кто-либо другой из политиков ХХ века (может быть, читал «Поучения отцов»?), отозвался так: «Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войну». То есть без честности мира не бывает.
Евреи — миролюбивый народ. И в поисках мира лидеры Израиля не раз нарушали принципы существования общества, сформулированные раббаном Шимоном. Ословский аккорд 1993 года не должен был быть заключен с создателем современного терроризма Арафатом, существом из списка величайших злодеев ХХ века, и его преступной организацией ООП. Этот договор шел против основ правосудия. Убийца не может быть «партнером по миру», он должен оставаться врагом.
Согласие же глав Израиля отдать врагу части еврейской земли, включая первую столицу царства Давида Хеврон, да еще посредством подкупа несогласных на это членов Кнессета, попирало честность. Евреи отказались, заключая ословский договор, от правосудия и честности, выбрали бесчестие и получили, как Англия в 1939 году, не мир, а войну.
Эта же диалектическая связь событий — предательство правосудия и честности и в результате — война — логическая цепочка изгнания Израилем в 2005 году евреев из Газы.
Нынешние потуги госсекретаря США Керри установить мир в Земле Израиля тоже покоятся на попрании правосудия и честности. Настояв на отказе от правосудия, Керри добился от Израиля согласия освободить из тюрем более сотни убийц евреев. Убийцы эти были приняты в Палестинской автономии как герои, и им из американских денег были выплачены щедрые награды. Керри предлагает отказаться и от честности, отдав арабам еврейские земли Иудеи и Шомрона, освобожденные от иорданской оккупации в 1967 году.
Мир не может быть построен на надругательстве над правосудием и честностью. Нас учит этому мудрость отцов. Отказ от нее — проверялось много раз — путь не к миру, а к бесчестию и войне. Можно надеяться, что после двух тяжелых провалов — ословского договора и изгнания евреев из Газы — это осознали и лидеры Израиля.
5 комментариев к “Мудрость отцов”
Обсуждение закрыто.
«Можно надеяться, что после двух тяжелых провалов — ословского договора и изгнания евреев из Газы — это осознали и лидеры Израиля.»
Лидеры израиля проплачены сауовскими деньгами, точно также как и американские лидеры. На счету пипи ещё 10 лет назад было более 40 миллиона шекелей.
John Donut #2 , я считаю. что Вы не правы. Биби участвовал в операции на Энтеббе. Там погиб его брат. От благополучия Израиля зависит безопасность его детей. Можно не соглашаться с какими-то его решениями, но я не вижу повода подозревать его в нечистых намерениях.
И 40 миллионов шекелей — не такие уж безумные деньги. Талантливый человек как он вполне мог их заработать.
Борис, Мне-бы очень хотелось что-бы Я был не прав в этом случае, но факты говорят то, о чём они говорят. Государственный чиновник не может стать миллионером имея чистые руки, это простая математика. Считаем его официальную зарплату в год и умножаем на количество лет нужные что-бы стать миллионером. Я так-же не согласен с вами что будущее пипиных детей зависит от благополучия израиля, их будущее скорее зависит от банковского счёта пипи, а в какой стране тратить деньги, значения не имеет. Да, в молодости пипи был в спецназе и освободил один самолёт с заложниками, ну так что, будем теперь из него второго шарона делать? Как насчёт того что пипи отдал Хеврон мусульманским террористам? Как насчёт того что пипи был в правительстве с шароном во время погрома в гуш катифе? только после голосования пипи вышел из ликуда, хотел умыть руки от еврейской крови. Как насчёт того что пипи уже долгие годы премьер израиля, а иран как и строил ядерную программу, так и строит? А ведь перед выборами пипи чесал языком и угрожал что уничтожит иранскую ядерную программу. Как насчёт того что израиль продолжает ослиные переговоры с мусульманскими террористами, это уже при том что и некоторым левым понятно что такие переговоры ведут в никуда. Как на всё это смотреть и не видеть кто такой пипи?
Биби не участвовал в «Операции Энтенеббе». Он в это время учился в США с перерывом на войну Судного дня.
Кстати вы можете более пристально взглянуть на личную жизнь пипи, почитайте биографию о нем. И увидите что там далеко не всё кошерно