Как ислам формирует образ жизни мусульман? Формальные религиозные требования служат базой для моделей поведения, распространяя правила ислама самыми неожиданными и незапланированными способами. Несколько примеров:
Коран строго запрещает употребление свинины, в результате чего в областях с мусульманским большинством домашние свиньи фактически исчезли — их заменили овцы и козы. Перевыпас же последних опустошает кормовые угодья, приводя, по словам географа Ксавье де Планьола, к «катастрофическому обезлесению», что, в свою очередь, «является одной из основных причин скудного пейзажа, бросающегося в глаза особенно в средиземноморских районах мусульманских стран». Обратите внимание на переход от диетического запрета в Коране к опустыниванию обширных участков земли. Экологический ущерб не был целью религиозного запрета, однако стал непредвиденным последствием.
Ислам предписывает недостижимо высокий стандарт поведения лидерам. В результате того, что реальные правители, с их многочисленными недостатками, исторически вызывали отчужденность у своих подданных, последние старались избегать административной и военной службы. Поиски более надежного персонала привели к систематическому использованию рабов в качестве солдат и администраторов. Этот ключевой институт просуществовал в течение тысячелетия, начиная в восьмого века.
Османские янычары – наиболее продолжительный и важный корпус солдат-рабов. |
Исламская доктрина внушает чувство превосходства и презрение к другим религиям и цивилизациям, что обернулось двумя важными последствиями: это делало мусульман самыми мятежными подданными против колониального господства и препятствовало их модернизации.
Эта доктрина также вселяет враждебность по отношению к немусульманам, что, в свою очередь, вызывает приписывание немусульманам скрытой враждебности по отношению к мусульманам. В наше время эта проекция благоприятствует распространению теорий заговора, что повлекло за собой далеко идущие последствия: например, поскольку только мусульмане подозревают, что прививки от полиомиелита тайно вызывают бесплодие у детей, полиомиелит превратился в настоящий бич в 26 странах именно среди мусульман.
Ежегодное паломничество в Мекку — исламский хадж — начался в седьмом веке как местный обычай, который затем превратился в международное собрание, что содействовало передаче исламистских идей, политических движений (таких как ливийские идрисиды), предметов роскоши (слоновая кость), растений (каучук в Юго-Восточной Азии, рис в Европе), но также и заболеваний (менингококки, кожные инфекции, желудочно-кишечные инфекции, болезни, передающиеся через кровь, инфекции дыхательных путей, в том числе, вероятно, и новейшая MERS-CoV).
Хадж превратился из местного обычая в международное собрание, способствовавшее многим важным обменам. |
Другие исламские запреты также имеют незапланированные негативные последствия для здоровья. Императив скромности привел к тому, что одежда некоторых мусульманских женщин, полностью покрывающая голову и тело (никаб и бурка), вызывает дефицит витамина D, препятствует физическим упражнениям и вызывает целый ряд медицинских проблем, в том числе кожные и респираторные заболевания, рахит, остеомаляция и рассеянный склероз.
Дневной пост во время рамадана часто заканчивается тем, что практикующие мусульмане менее активны физически, а также «склонны переедать после поста, причем еда обычно включает тяжелые, жирные и высококалорийные продукты», отмечает глава общества диабета Эмиратов (Emirates Diabetes Society). Одно из исследований в Джидде (Саудовская Аравия) выявило, что 60 процентов респондентов заметили чрезмерное увеличение веса после рамадана.
Рамадан — месяц поста и, по иронии судьбы, переедания.
Предпочтение связывать браком двоюродных родственников, восходящее к доисламской племенной практике (собственность остается внутри семьи, извлекается выгода от плодовитости дочерей) в течение примерно пятидесяти поколений привело к широко распространенным негативным последствиям инбридинга, в том числе примерно вдвое чаще встречающейся заболеваемости такими генетическими расстройствами, как талассемия, серповидноклеточная анемия, спинальная мышечная атрофия, сахарный диабет, глухота, немота и аутизм.
Что касается женщин, то предписания, связанные с махрамом — требование быть сопровождаемой родственником-мужчиной — а также значительно более низкий социальный и правовой статус женщин, привели к таким непреднамеренным моделям поведения, как физическая изоляция, одержимость девственностью, убийства чести, женское обрезание и апартеид по половому признаку (в стиле Саудовской Аравии). Многоженство вызывает постоянное беспокойство у жен.
Несмотря на то, что исламское право (кафала) требует уважения к сиротам, их статус привязан к племенной структуре, несовместимой с современным обществом, в результате чего мусульманские дети-сироты и сегодня подвергаются постоянной дискриминации, включая даже мусульман на Западе.
Исламские святые писания послужили базой для развития многих моделей поведения, в том числе: установление династий путем завоевания новых территорий, а не внутреннего свержения; повторяющиеся проблемы с династической преемственностью; власть, ведущая к богатству, а не наоборот; почти полное отсутствие муниципальных органов власти; недостаточное регулирование развития городов; законы, вытекающие из специальных решений, а не из формального законодательства; опора на систему хавала для перевода денег, а также практика терактов-самоубийств.
Непреднамеренные модели поведения, иногда называемые «исламикат», меняются с течением времени, причем некоторые (например, солдаты-рабы) исчезают, а другие (например, связанные с полиомиелитом) появились лишь недавно. Эти модели остаются такими же важными сегодня, как и в прошлом и являются ключом к пониманию ислама и жизни мусульман.
Автор — Даниэль Пайпс
The Washington Times
Подлинник (оригинал) статьи на английском языке: Islam’s Inadvertent Patterns
Перевод с английского И. Эйдельнант
Получено по авторской рассылке lists@danielpipes.org