«Большая часть человеческих взаимоотношений основана на обманах и уловках, иногда веселых и забавных, иногда низких и злобных. Лишь немногие счастливцы, такие как матери и младенцы, истинные друзья и любящие, совершенно искренни друг с другом». Эрик Берн.
Сегодня поговорим о лжи. Это тема напрямую связана с темами наших последних разговоров и лингвистических изысканий. Никто не будет отрицать, что проблема лжи — одна из центральных в человеческой жизни. Давайте попробуем хоть немного разобраться в этом. «Немного» потому, что ложь — противоречивый, многоплановый, крайне запутанный психологический феномен, и расставить все точки над I в одной статье не представляется возможным. Но кое-какие аспекты мы можем рассмотреть и кое-какие выводы сделать.
Многие философы считают, что ложь нельзя считать грехом, ибо всякий грех, кроме лжи, имеет противоположность — добродетель. А вот с ложью – проблема. Оказывается, правда таки не является антитезой лжи. Об этом совершенно справедливо говорит французский социолог Франсуа Кан , утверждая, что лживость фашизма или коммунизма еще не демонстрирует истинности антифашизма или антикоммунизма. Возразить нечего.
Мы не будем долго задерживаться на общеизвестном – ложь, порожденная эгоистическими мотивами для достижения … или обусловленная благородными побуждениями (например, ложь врача тяжелобольному человеку), и без меня вы хорошо знаете, что жизнь ставит нас в такие условия, что безусловная искренность становится почти немыслимой. Существует, так сказать, особая общественная маска, которую принужден носить каждый человек. Существует? Мне отвечать не надо – ответьте сами себе.
Без наших традиционных лингвистических изысканий нам и сегодня никак не обойтись, поэтому, короткий экскурс. В повседневной жизни мы часто используем слова «ложь», «неправда», «обман» в качестве синонимов, однако эти понятия с точки зрения психологии имеют различное содержание. Ложь — это сознательное искажение известной субъекту истины: она представляет собой осознанный продукт речевой деятельности субъекта, имеющий своей целью ввести в заблуждение собеседника. Ложь у психически здорового, нормально развитого человека, как правило, определяется реальными мотивами и направлена на достижение конкретных целей.
Обман — это полуправда, провоцирующая понимающего ее человека на ошибочные выводы из достоверных фактов: сообщая некоторые подлинные факты, обманщик умышленно утаивает другие, важные для понимания сведения. Помните аршинные заголовки «Письмо 26 европейских лидеров, призывающих к санкциям против Израиля»? Слово «бывших» в заголовке благополучно пропущено.
Обман, как и ложь, возникает тогда, когда сталкиваются чьи-либо интересы и нравственные нормы, и там, где для прибегающего к обману человека затруднено или невозможно достижение желательного результата иным путем. Понятно, что обман и ложь – СОЗНАТЕЛЬНОЕ искажение истины? Неправда — это высказывание, основанное на искреннем заблуждении или неполном знании того, о чем говорится. Видите, неправда, как и обман, основывается на неполноте информации, но, в отличие от обмана, говорящий не утаивает информации и не преследует иных целей, кроме передачи сообщения, содержащего неполную или искаженную информацию.
Помните, у Тарковского в «Андрее Рублеве»? Срочно нужен большой колокол, а все колокольные мастера вымерли от чумы. Бориска — сын колокольного мастера — берется за дело, уверив князя, что отец перед смертью доверил ему «секрет». После всех перипетий колокол водружен и звучит. Все рады, а у парня истерика. Он-то знает, что действовал на свой страх и риск, без всякого «секрета». Но не будь «секрета», ему бы никто не доверил столь важное и трудное дело…
Теперь немного о политике, вернее, о политиках.
В СССР все было ясно. Тем, кто верил партии и правительству, было хорошо и весело, как игривому кудрявенькому барашку, не понимающему, что он уже почти шашлык. Кто не верил и понимал – те стояли перед нравственным выбором: молчать или говорить правду. Те, кто говорили, сами знаете, шли на зоны или в «психушки».
И вот на людей сваливается демократия, располагающая возможностью выбора. Политик, твердо знающий тернистый путь, по которому должно пойти общество, сталкивается с непониманием избирателей, предпочитающих легковесные обещания популистов всех мастей – что желаете, то и получите. Всем квартиры, огромные зарплаты, льготы, бесплатный бензин и прочее. Что делать? Либо гордо уйти непризнанным, либо умолчать о некоторых своих намерениях, добавить в свою предвыборную программу парочку популистских лозунгов, а затем, выиграв выборы, вернуться к своей политике и проводить непопулярные, но необходимые меры. Уходишь — отдаешь наивных избирателей на откуп заведомым проходимцам. Избираешь второй путь – вроде как обманываешь…
Политика — «грязное дело»? Хотя, некоторые возразят — нет грязной политики, есть грязные политики. Это не совсем так. Политик не на необитаемом острове действует, он связан правилами игры, придуманными задолго до него. Предшественники, соратники, соперники. А избиратели в своем большинстве не дают себе труда разобраться, подумать, они клюют на любую приманку популиста, единственная цель которого – голоса. А для этого все средства хороши, любая лапша сгодится. Вспомните, как «олим ходашим ми Руссия» в 92-ом привели к власти «Аводу», купившись на щедрые обещания жилья и работы. Какое дело было новоприбывшим из безопасной страны до безопасности новой родины?! Что знали мы тогда об этом?! Дальше своего собственного носа видеть не желали. И получили «Осло», ХАМАС, «кассамы», «Дольфи», «Литой свинец», «Облачный столб», 6-ой и 12-ый маршруты 31 августа 2004 года в Беэр-Шеве… «Жертвы мирного процесса», как говорил один из «ослиных лауреатов» (не светлая ему память), тот, которому в 92-ом «олим ми Руссия» отдали свои голоса.
О политическом пиаре и СМИ
Всевозможные манипуляции политического пиара, базирующиеся на лжи, давно стали нормой. Здесь и принцип запятнания — публичное унижение, умело рассчитанное ложное обвинение, сплетни, слухи, домыслы, возведенные в ранг достоверных фактов, фальшивки, «сенсационные изобличения» и т.д. Короче, замарать, пусть потом отмывается. Это у наших СМИ один из самых-самых ходовых приемов. А есть еще так называемый принцип закрепления функции — навешивание негативных ярлыков, тиражирование отрицательных номинаций и формулировок в СМИ. Понимание сути этого принципа настолько важно, что мы и сегодня задержимся здесь чуть подольше. «Негативное отношение к Израилю появилось и подпитывается оккупационной политикой самого Израиля». Знакомое выражение? Еще как! А ведь это ложь, ребята. Ложь, которую нам намеренно «вкручивают» в мозги политики левого толка и служащие им СМИ. Вы что думаете, они историю не знают, не понимают, что «иудеи оккупировали Иудею» — это бред, не знают, что никогда на этой земле не было никаких государств, кроме еврейского?!
Большинство евреев Израиля всю эту ложь, ложь «Осло» приняли (хотя часть протестовала и протестует до сих пор). Приняли и «Оккупацию», и «Борьбу за мир», и «Жертвы мира», и «Палестинский народ», и «Два государства …». Очень много лжи приняли за истину и поэтому выставили себя как мальчика для битья на поругание всего мира.
А вот еще. Хорошо срабатывает. Называется «карусель«. Завертеть народ в стремительном вихре, вызвать усталость, внимание к второстепенному, отвлечь от главного. Не напоминает ситуацию с Моше Кацавом? Какие на фиг результаты Второй Ливанской, когда тут президент творит такое?! Шарон в свое время этот принцип замечательно использовал. Какая коррупция, какие сыновья, что за остров?! С Гуш-Катифа уходить надо. Новую партию организовывать! И… результаты известны. Я даже знаю людей, у которых они на лице. В виде шрамов от осколков…
А можно еще так — энергичным пафосным натиском поменять один знак на другой, противоположный. То ли арабские террористы обстреляли Израиль, то ли Израиль обстрелял позиции террористов… Главное — слово «обстреляли».
«150 тысяч человек вышли на демонстрацию…». Во время палаточного протеста сидим в кафешке, строчим репортажи. Спрашиваю соседа, у меня глазомер плохой, сколько примерно человек на площади?
— Пиши 20 тысяч.
— Ты что? Офигел? Здесь и 10 тысяч не будет.
— Не знаю. Я написал 20… Кто считать будет…
Я вам сегодня все солью. Такое настроение. Ну, почти. .Должны все-таки оставаться какие-то профессиональные секреты. Так вот, есть специальный язык для маскировки правды. Здесь работают эвфемизмы — стилистически нейтральные слова или выражения. Эвфемизмы вуалируют, маскируют суть явления; например: «либерализация цен» вместо повышение цен, «ангажированность» вместо продажности и проч. Короче, не «вшивый», а «больной педикулезом»…
Совместное творчество журналистов и политиков замечательно отражает старый анекдот.
– Правда ли, что Рабинович выиграл в лотерее машину?
– Совершенно верно. Только не в лотерее, а на скачках, и не Рабинович, а Каганович, и не машину, а пять долларов, и не выиграл, а проиграл.
На сегодня все…