В то время как авторитет и положение США в мире теряют вес, американский президент, госсекретарь и министр обороны соревнуются в красноречивом отрицании этого. К их сожалению, реальность выше речей, какими бы красивыми они ни были.
На Всемирном экономическом форуме в Давосе, «где в кулуарах можно было слышать толки об уменьшающемся влиянии Америки на Ближнем Востоке», Джон Керри объявил, что он «удивлен разговорами… о том, что Америка изолируется от остального мира». Он утверждал: «Мы вступаем в эру американской дипломатической активности, столь же широкой и глубокой, как и в любое другое время нашей истории». Министр обороны Чак Хейгель призвал к «обновленной и расширенной эпохе партнерства с нашими друзьями и союзниками». Продолжая в том же духе, Обама сделал несколько обещаний с целью успокоить союзников.
Южной Корее, где американские войска служат в качестве передовой линии обороны от безумного диктатора, который может стереть Сеул с лица земли в течение первых нескольких часов артобстрела, Обама пообещал, что «приверженность Соединенных Штатов Корейской Республике непоколебима».
Японии, которая полагается на 7-й флот США для удержания все более агрессивных посягательств Китая на острова Сенкаку, он подтвердил, что «Соединенные Штаты по-прежнему тверды в своих оборонных обязательствах в отношении Японии», что, согласно заявлению Госдепартамента, недвусмысленно включает в себя острова Сенкаку.
Тайваню, чья безопасность от Народной Республики также опирается на американское сдерживание, он «вновь подтвердил свою приверженность… закону об отношениях с Тайванем», требующему от Соединенных Штатов поддерживать потенциал «для противостояния любой силе или другим формам принуждения, ставящим под угрозу безопасность» Тайваня.
Филиппинам, беспокоящимся о своих территориях в Южно-Китайском море, на которые претендует Китай, речь, в частности, идет об островах Спратли и рифе Скарборо, он подтвердил приверженность к Договору о взаимной обороне от 1951 года, который предусматривает в случае вооруженного нападения, что Соединенные Штаты «предпримут действия против общих угроз».
Саудовской Аравии, встревоженной умиротворением Ирана Обамой и проявлением слабости в плане совместных действий, он подтвердил «твердую приверженность Соединенных Штатов нашим друзьям и союзникам в Персидском заливе».
Израилю, противостоящему морю врагов, Обама объявил «непоколебимую приверженность Америки безопасности Израиля», потому что постоять за Израиль — «в коренных интересах нашей собственной национальной безопасности».
Беда в том, что, во-первых, американцы не доверяют этим «непоколебимым» обещаниям.
Как обнаружил Pew Research, рекордное число американцев считают, что глобальная власть и престиж США падают. По опросам, впервые, начиная с 1970-х годов, «большинство (53 процента) считает, что США играют менее важную и значительную роль в качестве мирового лидера, чем это было десять лет назад», в то время как лишь 17 процентов полагают, что американская мощь увеличилась. Еще большее число, 70 процентов, «говорят, что Соединенные Штаты испытывают меньше уважения в настоящее время, чем в прошлом». А 51 процент считает Обаму «недостаточно жестким» во внешней политике и в вопросах национальной безопасности.
По данным Mellman Group, более двух третей опрошенных выразили негативное мнение о подходе Обамы в отношении Ирана, причем большинство (54 против 37 процентов) поддерживают целевые военные удары по иранским ядерным объектам, если это необходимо для пресечения разработки иранского ядерного оружия.
По подсчетам McLaughlin & Associates, 49 процентов респондентов считают, что положение Америки было ослаблено за пять лет пребывания Обамы в должности, а 40 процентов думают, что противники Америки презирают Обаму.
Во-вторых, Pew Research сообщает, что половина общественности в Великобритании, Франции и Германии, а также треть в США и России, предвидит, что Китай в конечном итоге сменит США в качестве ведущей мировой сверхдержавы. Две трети израильтян считают, что Обама не остановит иранцев в их гонке за ядерным оружием.
В-третьих, мировые лидеры в таких разных странах, как Япония, Польша и Израиль, считают, что обещания Обамы не имеют отношения к реальности. Выражая чувства многих, Йозеф Йоффе из немецкого еженедельника Die Zeit видит «последовательность и согласованность в попытках Обамы избегать мировых проблем, чтобы отдалить США от угроз… Другими словами, он хочет превратить США в очень большую державу среднего пошиба».
Успешная «дипломатическая активность» (по выражению Керри) должна быть подкреплена последовательностью, властью и волей, а не красивыми словами, пустыми обещаниями и попытками выдать желаемое за действительное. Поймет ли это администрация Обамы, прежде чем нанесет необратимый вред? Будем следить за возможными изменениями в результате иранской ядерной сделки, если таковые произойдут.
Перевод с английского
И. ЭЙДЕЛЬНАНТ
Даниэль ПАЙПС, The Washington Times