Цитирую с одного одиозного сайта (сохранив орфографию): «Арабская весна погибла… За украинским майданом, за помилованием Ходорковского, мир подзабыл Египет.
А там происходят вообщем события непотребные… Помните как страстно нам вопели об “арабской весне” все либеральные муэтзины? Сейчас не вопят… Потому что ситуация там стыдная… Армия свергла законно избранного президента».
Как думаете, читатель, кто это плачет по «арабской весне» и по свергнутому президенту? Известный в России человек — кто? Угадайте хоть с третьего раза. Ну вот что он пишет еще: «На первых в своей истории демократических выборах, помните, выбрали египтяне себе президентом Моххамеда Мурси. Человек этот был избран, потому что за ним стояла самая могущественная политико-религиозная организация арабского мира, братья мусульмане. Организации уже 85 лет, в её истории тысячи жертв, погибших за независимость и религиозное достоинство египтян… Новый режим не понравился египетской армии. А более всего не подошёл её покровителям, а это Соединённые Штаты. Не та демократия установилась в Египте, решили Штаты… Армия вмешалась и разгромила организацию “братьев-мусульман”. Организация запрещена. Её активисты арестованы и брошены в тюрьмы. Готовится суд над самим Мурси».
Кто же этот плакальщик по «братьям»? Не угадаете. И я бы не угадал. Это Эдуард Лимонов, тот самый Эдичка, национал-большевик и прочее, фигура странная, состоящая, на мой взгляд, в услужении, на поводке и, похоже, на содержании. А то, что он пишет, неправда и как раз наоборот: Соединенные Штаты покровительствовали не египетской армии, а именно «Братьям-мусульманам», исламистам и их предводителю Мухаммеду Мурси, а когда их режим был свергнут народными массами, администрация президента США прекратила Египту финансирование (1,3 миллиарда долларов) и поставки обещанных вооружений. К сожалению, ибо не было и нет этому акту ни оправдания, ни приемлемого объяснения.
Египет — крупнейшая и во многих отношениях важнейшая страна арабского мира, происходящие там процессы национального становления, важнейшей частью которых является приход светской культуры, имеют решающее влияние на весь североафриканский и ближневосточный регион. Я писал об этом в 2012-м, когда к власти пришли исламисты, и дважды в 2013-м, когда установленный ими режим встретил народное сопротивление и когда он пал. Позволю себе цитату из своей последней статьи о Египте, датированной сентябрем 2013-го:
«Египет первым из затронутых “арабской весной” государств освобождается от ее сомнительных чар. Почему не Йемен, не Ливия, а Египет первым выходит из навеянной арабам “весны”? Очевидно, потому, что там более зрелое общество, которое за десятилетия мучений с революциями, с метанием то к СССР, то к США, с затеянными им войнами, принесшими ему же впечатляющие уроки, что-то уже, наверно, осознало, повзрослело, цивилизовалось. Последние события показали, что и в аспекте “Столкновения цивилизаций” (по Сэмюэлю Хантингтону) Египет уже не та база исламизма, как “братьям-мусульманам” да еще кому-то в Белом доме представляется»… «Судя по всему, — написал я тогда в заключение, — на наших глазах, возможно, формируется новый Египет, государство светское, демократическое, правовое и миролюбивое. Трудно формируется, но сформируется, если этому не будут мешать — ни исламисты с Востока, ни либералы с Запада».
Но мешают. Увы, и с Востока мешают, и с Запада. В этих условиях формирующемуся новому Египту ничего не остается, как искать поддержки с Севера, то есть от России. И вот генерал Абдель Фаттах ас-Сиси, первый вице-премьер и министр обороны Египта, прибывает в Москву, и хотя в это время на Олимпиаде «в суперкомбинации по горным лыжам в слаломе выходят соревноваться мужчины», Владимир Путин при всей его страсти к этому виду спорта улетает в столицу, чтобы 13 февраля принять на даче в Ново-Огареве высокого египетского гостя. Это был случай подгадить Обаме, и Путин его не упустил. Он выразил генералу полную поддержку в борьбе за пост президента Египта. «От себя лично и от российского народа желаю вам успеха», — сказал Путин.
«Сближение Москвы и Каира проходит на фоне охлаждения отношений между Египтом и США», — прочитал в тот же день на Би-би-си, а в израильских новостях уже вполне определенно: «Путин принял в Ново-Огареве будущего президента Египта».
Этой определенности коснусь ниже, а пока кратенько о состоявшихся переговорах, в которых с российской стороны приняли участие министры Лавров и Шойгу, уже пообщавшиеся с египетскими коллегами ранее (они посетили Египет в ноябре 2013-го), а с египетской стороны кроме министра обороны также министр иностранных дел Набиль Фахми. Сообщалось, что договаривались о военно-техническом сотрудничестве, а также о туризме, торговле и ядерной энергетике. Египетский гость поблагодарил президента России «за возможность обменяться мнениями по самым острым, животрепещущим вопросам и обсудить их в духе доверия и симпатии».
На следующий день последовало сообщение о подписании контракта на закупку Египтом российской военной техники на 3 миллиарда долларов, включая самолеты и вертолеты, противокорабельные системы, средства ПВО, легкое вооружение и боеприпасы. Интересно, что оплатят России эти поставки Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, насторожившиеся относительно политики США последнего времени, отказавшие в поддержке «братьям-мусульманам» и благосклонно отнесшиеся к египетским военным властям.
Первоначально новые власти Египта предполагали провести парламентские выборы, затем президентские. Теперь, как объявил временно исполняющий обязанности президента страны Адли Мансур, решено провести сперва президентские выборы (в апреле 2014-го), затем парламентские (в июле). Очевидно, этому решению способствовал успех проведения в январе референдума по новой Конституции, разработанной взамен той, которую пытались навязать обществу исламисты. «Братья-мусульмане» референдум бойкотировали, тем не менее явка была довольно значительная — 38,6%, и за проголосовали 98% явившихся.
Референдум проявил настроение египтян. Давайте сравним его результаты с теми, которые привели к победе Мухаммеда Мурси на выборах в 2012-м. Мурси получил тогда 24,78% голосов при явке 46,42%. 24,78% от явившихся — это 11,5% от всего электората. А Конституцию (значит, и новую власть) на референдуме поддержали 0,98 х 38,6 = 37,8% от всего электората, что втрое больше. То есть исламизация египетским обществом отвергнута, и в победе генерала ас-Сиси на предстоящих выборах никто не сомневается.
А хорошо это или плохо, когда страной правят генералы? Для такой страны, как Египет, где нужно утвердить законность и порядок, это хорошо. Военное сословие — элита общества в отношении образованности, способности к руководству и подготовленности к нему. Традиционное честолюбие военного человека позволяет предположить и меньшую склонность к коррупции. Египтом генералы правили с 1953 года и, в общем-то, справлялись, а первый же опыт правления после них «городского сумасшедшего» (как я бы его назвал) Мухаммеда Мурси чуть не вернул страну в темное Средневековье. Другой аналогичный пример видим в Турции, где можем сравнить ее военных правителей, начиная от Мустафы Кемаля Ататюрка, с нынешним, похожим на Мурси премьером-исламистом Эрдоганом.
Поэтому мне непонятен распространенный на Западе негатив к военным руководителям и тяготение к авантюристам пролетарского происхождения или от сохи, из низов. Беда, когда такие неумелые приходят во власть. Кстати, Эрдоган, разрушивший многолетнее взаимовыгодное сотрудничество Турции с Израилем, теперь стал вмешиваться во внутренние дела Египта, вследствие чего посол Турции в Каире объявлен персоной нон грата, и, более того, Египет объявил о понижении статуса дипотношений с Турцией.
Интересно, как сложатся у нового Египта отношения с Ираном. Правительство Мурси намеревалось с Ираном дружить (несмотря на суннитско-шиитскую вражду). Тут дело, наверно, было в обоюдной любви к ХАМАСу, являющемуся ответвлением «Братьев-мусульман». Иран с согласия Мурси снабжал ХАМАС оружием через туннели с территории Египта. Это, наверно, явится одним из обвинений ему на предстоящем суде. Поддержка Ираном ХАМАСа и египетских «братьев-мусульман» раздражала также Саудовскую Аравию, являющуюся стойким противником иранских аятолл. Так что отношения нового Египта и Ирана, очевидно, не будут теплыми, что для Израиля неплохо. В его же отношениях с Египтом, как и с Саудовской Аравией, возможно, открывается некоторая перспектива.
Главная проблема видится в том, как остановить разлад в американо-египетских отношениях и восстановить их хотя бы до прежнего уровня. Да надо ведь поскорее, пока не поздно, пока Россия там не закрепилась на оставляемых Америкой позициях. Свято место пусто не бывает, тем более в геополитике многополярного мира.
1 комментарий к “Египет на трех ветрах. С Востока, с Запада и с Севера”
Обсуждение закрыто.
Не стоит волноваться! Происходящая на Украине, согласованная между Вашингтоном и Москвой, операция по началу Новой Холодной Войны, как самого дешёвого эквивалента горячей Третьей мировой, полностью меняет все геостратегичееские сценарии. Причём, далеко не все «игроки» осознают полностью,что СОБСТВЕННАЯ логика такого сценария приведёт к полному краху всю систему международного права, и совершенно по другому обусловит протекание ВСЕХ имеющихся точек международных конфликтных ситуаций. Начиная от претензий Испании на Гибралтар и, заканчивая, вопросами самоопределния таких регионов, как Шотландия, или Каталония. Безусловно, это скажется и на раскладе в нашем регионе.