Новый Израиль. Недельная глава Торы «Пикудей»

Новый ИзраильНынешняя суббота называется «шаббат шекалим». Во время утренней молитвы «Шахарит», после чтения очередного недельного раздела, разбитого, как обычно, на семь частей, в синагогах прочтут специальный мафтир (восьмой, завершающий вызов к Торе, в котором обычно повторяют последние стихи раздела). В мафтире «Шекалим», взятом из раздела «Ки Тиса», рассказывается о сборе подушного налога в размере полушекеля на нужды Храма. Всего таких тематических отрывков, выпадающих на весенние месяцы адар и нисан, — четыре. После «Шекалим» в последующие субботы будут читать «Захор» («Помни, что сделал тебе Амалек»), «Парá» (о пепле красной коровы, используемом для ритуального очищения) и «Ходеш» («Этот месяц — нисан — будет вам первым из месяцев»). Все перечисленные отрывки приурочены к приближающимся праздникам — Пуриму и Песаху.
После завершения всех работ Моше дает подробный отчет о расходе материалов на строительство переносного Храма — Мишкана. Евреи приносят готовые изделия. Моше положительно оценивает их труд и благословляет народ. Б-г велит Моше установить Мишкан первого числа месяца нисана и описывает порядок монтажа и размещения храмовой утвари. Моше выполняет все указания. Мишкан готов, и на него опускается «облако Славы». Это значит, что Б-г «вселился» в свою земную обитель. Когда облако поднималось над Мишканом, евреи отправлялись в путь. Ночью дымное облако сменялось огненным столбом.

«И соткали хошен — так же, как и эйфод: из нитей золотых, нитей голубой шерсти, багряницы, червленицы и льна, скрученных вместе» (39:8).
В начале книги Эстер, которую читают в праздник Пурим, рассказывается о том, как персидский царь Ахашверош устроил грандиозный пир. Пир тысячелетия, которым он хотел отметить укрепление своей власти. Во время этого празднества слуги Ахашвероша вынесли к гостям священные предметы Иерусалимского храма, сожженного и разграбленного вавилонянами.
Сам Ахашверош облачился в одежду первосвященника. Его слуги тоже были одеты, как еврейские священнослужители.
Зачем это понадобилось абсолютному властелину гигантской Персидской империи? Для чего был устроен сей маскарад? Неужели Ахашверош решил поиздеваться над евреями и их пророчествами о скором падении его могущественного царства? А может быть, за всем этим скрывалось нечто более глубокое и важное.
«И земля была невообразимым хаосом, и тьма покрывала бездну…» (Берешит, 1:2). В этих начальных словах Торы содержится намек на четыре могущественные империи, которым предстояло угнетать еврейский народ на разных этапах истории. Первая империя, Вавилон, отобрала царский скипетр у еврейского народа. Затем Персия, Греция и Рим по очереди господствовали над миром. В конце концов, именно Рим и продолжатели его цивилизации будут вынуждены вернуть духовное лидерство евреям. Когда это произойдет, то, как пророчествовал Иешаягу (27:13), «вернутся пропавшие в земле Ашурской…».
Слово «Ашур» (большинство комментаторов говорят, что это Ассирия) созвучно в иврите слову «ишур» — «свидетельство», «удостоверение». Каждый народ, который отбирает царский скипетр у еврейского народа, хочет «свидетельствовать», что именно он является истинным и окончательным владельцем мировой короны. Каждый из них претендует на духовное наследство сынов Израиля. Они себя так и называют: «Новый Израиль». Мол, завет евреев с Б-гом давно устарел, и на смену «ветхому» завету пришел «новый» завет.
Именно это пытался доказать Ахашверош, когда устраивал «пир тысячелетия». Он «свидетельствовал» о своем праве быть Новым Израилем. Вместе с приближенными он устроил пародию на службу в Иерусалимском храме, пользуясь священными предметами и обстановкой Храма. Сам царь изображал из себя первосвященника, надев его священные одежды. Он даже своим министрам дал имена по названиям храмовых жертвоприношений — Ола, Ашам, Тамид…
Персидский сатрап стремился подчинить себе силы святости, поставить жирную печать на «свидетельстве» о своем мировом господстве, пользуясь духовными силами чистоты и святости. Это был отнюдь не маскарад.

То заплачет, как дитя…
«Вот итоги сооружения Мишкана — Мишкана свидетельства, подведенные по приказу Моше левитами…» (38:21).
По словам Раши, повторение слова «Мишкан» указывает на то, что Иерусалимский храм будет дважды разрушен и восстановлен. Слово «мишкан» можно прочесть и как «машкон», что означает «залог». Всевышний возьмет у евреев Храм в залог в счет их грехов и возвратит его, когда они раскаются в достаточной степени.
Однако возникает вопрос: почему Б-г пошел на этот шаг? Ведь Тора в разделе «Ки Теце» запрещает брать в залог у должника вещь, которая ему жизненно необходима: «Да не берет никто в залог ни мельницы, ни верхнего жернова, ибо жизнь берет он в залог» (Дварим, 24:6).
В самом деле, что может быть для еврея более жизненно необходимым, чем Храм?! И уж, во всяком случае, он не менее важен, чем верхний жернов или повседневная одежда, которую заимодавец обязан возвращать должнику каждый вечер или каждое утро, в зависимости от того, идет ли речь о ночной или дневной одежде. Именно так сказано в разделе «Мишпатим»: «Если возьмешь в залог одежду ближнего своего, возврати ее ему до захода солнца, чтобы она была у него» (22:25).
Любой сознательный еврей скажет вам, что он готов пожертвовать своей одеждой ради восстановления Храма. Так почему же Мишкан был взят в залог?
Ответ на это кажущееся противоречие мы находим в стихе, который следует сразу после вышеприведенного из раздела «Мишпатим»: «Ибо она (одежда) — покров его, она — одеяние тела его. На чем будет он спать? И когда возопиет он ко Мне, Я услышу голос его, ибо Я милосерден» (22:26).
Но как можно узнать, что должник остро нуждается в каком-либо предмете? По его плачу. Если же он не плачет, значит, он может без него обойтись.
Б-г тоже охотно вернет нам Святилище, когда мы искренне и страстно захотим этого и будем настойчиво просить, плача горькими слезами. Тем самым мы сможем убедить Творца, что Храм жизненно необходим нам, что без него мы — как малолетние сироты.
А пока, раз мы сами не чувствуем, что Храм необходим нам, как воздух, как сама жизнь, зачем Ему возвращать его? Можно и повременить…

Пошлите «малой скоростью»
«И осмотрел Моше все сделанное, и увидел, что всю работу исполнили (сыны Израиля) так, как Б-г повелел, — в точности так, и благословил их Моше» (39:43).
Раввин Моше Гельфман собирал пожертвования для иешивы «Тельц», расположенной в американском городе Кливленде. Один его постоянный клиент, еврейский фермер из Пенсильвании, давал ежегодно небольшую денежную сумму. Он жил далеко, и в 70-х годах, когда разразился мировой нефтяной кризис и цены на горючее резко возросли, рав Гельфман выяснил, что одна стоимость бензина на автомобильную поездку к этому жертвователю и обратно обойдется дороже его взноса.
Рав Гельфман колебался. С одной стороны, он не мог использовать деньги иешивы для финансирования убыточной поездки. С другой стороны, он не хотел лишать фермера его законной мицвы, поскольку материальная поддержка изучающих Тору — это огромная заслуга для еврея. В конце концов рав Гельман решил поехать в Пенсильванию и оплатить стоимость бензина из своего кармана…
Так уж заведено, что на благотворительных вечерах организаторы оказывают почести самым щедрым спонсорам, хотя, казалось бы, должно быть наоборот: ведь именно организаторы помогают филантропам вложить свои деньги в достойные дела, дают им больше того, чем получают от них. Жертвуя деньги на иешиву, синагогу, на помощь бедным, человек не теряет их — он их кладет на свой счет под самые выгодные проценты в Международном банке Мира грядущего, который не страдает ни от инфляции, ни от плохого управления.
Так почему же собирающие пожертвования, благодарят дающих? Эту традицию ввел Моше Рабейну. В сегодняшнем разделе сказано, что, когда сооружение Мишкана и подготовка его утвари были завершены, «осмотрел Моше все сделанное, и увидел, что всю работу исполнили (сыны Израиля) так, как Б-г повелел… и благословил их Моше».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора