«Почему мы не движемся?!» — воскликнул водитель и начал раздраженно бить кулаком по рулю своего автомобиля. Прерывистые и нетерпеливые гудки все равно не могли ничего изменить. Мы продолжали стоять в пробке. Люди в соседних машинах с удивлением посмотрели на нас.
Автомобильные пробки стали настоящим бедствием крупных городов. Помимо потери времени пробка часто приводит к сильнейшему психологическому стрессу. Водители не только опаздывают, но и приезжают к месту назначения в состоянии разбитости и эмоционального истощения…
Конечно, неприятно находиться в пробке, особенно если ты куда-то опаздываешь. Но ведь в этом выражается наше отношение к жизни. Мы всегда куда-то спешим, пытаясь обогнать обстоятельства, конкурентов или самих себя. И чем больше мы суетимся, тем больше раздражаемся. У жизни есть свой ритм и свои законы, которые мы должны не только познать, но и принять их такими, какие они есть. Что же делать, когда что-то не получается, когда «поезд ушел»?
Опоздал или успел?
Преподаватель иешивы «Швут Ами» в Иерусалиме рав Авраам Кугель рассказал мне, что, будучи подростком, он однажды спешил к автобусу вместе со своим дедушкой, известным праведником равом Арье Левиным. Когда автобус ушел из-под носа, внук раздраженно воскликнул: «Опоздал!» Дедушка поправил его: «Никогда не говори “я опоздал на автобус”, лучше скажи “я успел на следующий”».
Знаете, в чем состоит искусство соблюдения субботы? Необходимо уметь вообразить, что ты все успел! Обратимся к одной из Десяти заповедей.
«Помни день субботний… Шесть дней работай и сделай всю свою работу. А седьмой день, суббота, — Всевышнему… Ибо шесть дней созидал Всевышний небо и землю, море и все, что в них, и отдыхал Он в седьмой день. Потому благословил Всевышний день субботний и освятил его» (Шмот 20:8–11).
Кто может похвастаться, что ему удалось сделать всю свою работу за шесть дней? А что если человек в процессе выполнения важной работы и наступает суббота? Прекращая работу, он может ощутить внутреннее раздражение, сказав: «Не успел!»
Потому, комментируя слова «шесть дней работай и сделай всю свою работу», Раши пишет: «При наступлении субботы ощути, как будто вся твоя работа выполнена, чтобы ты не помышлял о работе».
Сила в расслаблении
Рав Меир Хадаш, духовный руководитель иешивы «Атерт Исраэль» в Иерусалиме, пояснял, что эти слова Раши — ключ к пониманию субботы. Смысл не только в физическом отказе от работы, но и в обретении покоя, ощущении «минухи» — отдохновения. Даже если ты не успеваешь закончить что-то очень важное, вообрази, представь себе: «Все, что нужно было успеть на этой неделе, я сделал, а то, что не успел, сделаю на следующей!»
«Тот, кто гневается, как будто служит идолам», — сказали мудрецы. Гнев — это неприятие реальности. Если человек манипулирует идолом, для того чтобы все было только так, как он хочет, то он возмущается, когда что-то не вышло. Суббота — это практическое упражнение веры. Далеко не все события жизни находятся под нашим контролем. Принимая то, что миром правит Всевышний, мы принимаем и Его волю. Всему свое время, установленное гармонией этого мира, а не нашими капризами. Мы, конечно, предпринимаем усилия для достижения наших целей, но результат этих усилий — в руках Всевышнего. Человек предполагает, а Б-г располагает.
В этом смысле соблюдение субботы — тончайшее упражнение на расслабление, когда вы сбрасываете с себя все тревоги, всю раздраженность и во всем полагаетесь на Всевышнего. Суета сует уступает отдохновению души. Вы погружаетесь, как в воду миквы, в совершенно иное измерение. Время останавливается, и наступает ощущение вечности.
Храм времени
Наша недельная глава начинается с того, как Моисей собрал евреев в Синайской пустыне и обратился к ним с заповедью о субботе. «И собрал Моисей все общество народа Израиля и сказал им: “Вот слова, которые велел Всевышний исполнить: шесть дней можно делать работу, а день седьмой будет освящен покоем Всевышнему”» (Шмот, 35:1–2).
Сразу же после этого Моисей продолжил говорить о строительстве Мишкана — переносного Храма в пустыне. «И сказал Моисей всей общине Израиля: “Вот что повелел Всевышний: …всякий, чье сердце наполнится доброй волей, пусть принесет приношение Всевышнему”» (Шмот, 35: 4–9).
Храм напоминает о Творце мира и символизирует святость пространства. Суббота напоминает о том, что Всевышний творил мир шесть дней и отдыхал в седьмой день. В этом смысле святая суббота — это Храм времени!
Ребе из Гур писал в своей книге «Сфат Эмет», что существуют три основные субстанции мироздания: олам, шана и нефеш — пространство, время и душа.
Соприкосновение со святостью времени и пространства возвышают человека. Суббота и Храм — это те инструменты, которыми созидается Храм человеческой души. Соблюдая субботу и строя Храм, евреи не только творят себя, свои души, но и укрепляют единство своего нарда. По субботам евреи собирались в Храме, а после его разрушения — в синагогах. В этом заключается смысл слов, с которых начинается наша недельная глава, сказанных в контексте заповеди субботы и Храма: «И собрал Моисей все общество народа Израиля».
Исправление греха
То, что Моисей собрал евреев, имеет глубокое символическое значение. Раши поясняет, что это произошло на следующий день после Дня искупления, Йом Кипура. Мидраш приводит мнение мудрецов о том, что Моисей собрал евреев для того, чтобы исправить грех золотого тельца, о котором сказано в Торе: «И собрался народ к Аарону, и сказали ему: “Cделай нам божество”» (Шмот, 32:1). Если в прошлом собирались для чего-то плохого, то теперь собираются во имя хорошего: субботы и Храма.
По своему духовному смыслу грех злотого тельца в истории народа соответствует греху первого человека. Из-за греха Адам потерял райский сад. Из-за греха золотого тельца (и греха разведчиков) евреи потеряли страну Израиля и странствовали сорок лет по Синайской пустыне.
Ребе из Гур пишет, что строительство Храма символизировало прощение греха и возвращение человека (в образе первосвященника, вошедшего в Мишкан) в райский сад. Так же и соблюдение субботы — это возвращение человека в райский сад.
После греха Адам был изгнан из райского сада. Всевышний сказал ему: «Проклята земля из-за тебя, с мукою будешь есть от нее во все дни жизни твоей… В поте лица твоего есть будешь хлеб…» (Берешит, 3:19). Адам был изгнан из райского сада, чтобы работал в поте лица. Работа — это проклятие изгнания (и одновременно исправление трудом). Если так, то в чем внутренний смысл запрета работать в седьмой день?
Суббота никогда не была проклята, как сказано: «Благословил Всевышний день субботний…» (Шмот 20: 8–11).
Запрет работать в субботу — это не тяжелое бремя, а приглашение вернуться в райский сад! Каждый раз, когда мы садимся за субботний стол, нам следует помнить, что наш дом — это Храм, а суббота — это Храм времени. Суббота, подобно машине времени, возвращает вас в райский сад. Соблюдение субботы — это не ничегонеделание, а великое искусство обретения счастья, которое в нас.
Помни!
Заповедь субботы начинается со слов «Помни день субботний!». И не только в субботу. Мы с радостью готовимся к встрече с субботой всю неделю, освящаем ее кидушем за столом и отмечаем песнями. Когда суббота уходит, то мы делаем хавдалу и ностальгически вдыхаем ароматные травы: как прекрасно прошла суббота!
Встречаются люди, у которых, кажется, есть все. Но если они боятся будущего и хранят плохие воспоминания, то в духовном смысле они в аду. Ибо человек там, где его мысли. Суббота учит нас искусству обретения счастья. Мы предвосхищаем удовольствие приближающейся субботы и вспоминаем о субботе прошедшей. И не только о субботе. Как бы ни сложно складывались обстоятельства в настоящем, мы все равно предвосхищаем радость будущего и помним только хорошее. И умеем радоваться жизни, даже оказавшись в пробке.