Особенности светско-советских евреев

Когда мы рассматриваем такое явление, как светские евреи, важно учитывать те факторы, которые привели к формированию светской модели сознания.
В случае евреев, живших в Советском Союзе, кроме базовой установки «Б-га нет» имели место и другие факторы общего влияния на народ, которые интерферировали с системой.
В эпоху сталинизма господствовала атмосфера общенародного доносительства. В этой ситуации каждый гражданин считался добродетельным, если он сообщал даже о подозрительных мыслях, высказанных вслух своими соседями. При такой системе большинство граждан стали реализовывать в жизни две программы. Одну из них лучше всего можно выразить фразой Козьмы Прутковы: «Если у тебя есть фонтан, заткни его». Всех приучали помалкивать. Но была и другая программа. Идеологическая машина усиленно скармливала народу массы лозунгов. И народ, чтобы не замолчать окончательно, приучался выдавать на-гора лозунги, «надоенные из-под телевизора».
В итоге многие жители, выросшие в такой системе, не только «выключили свет» своего внутреннего мира, но и «завезли» в него массу безликих лозунгов, которыми можно «отстреливаться» от навязчивых собеседников. Было и смелое меньшинство диссидентов, но на многих эта система оставила неизгладимый след.
Очевидно, что светские евреи Америки имели вредную окружающую среду совершенно другого типа, и поэтому терапия их внутреннего мира предполагает другой механизм.
Но вернемся к евреям, выросшим в Советском Союзе.
Когда человек приходил в древности в Храм (а сейчас в синагогу), там создавалась возможность излить сердце перед Б-гом, то есть раскрыть свой внутренний мир. Однако следует учитывать, что рыночно-бытовой мир этому не всегда способствовал. Излив сердце перед Б-гом, человек чувствовал облегчение и просветление. И он ценил этот свой опыт. Но если у человека была форма «инвалидности» в виде совковой системы, то приход в синагогу ему мало мог помочь, так как и внутренний мир был в виде «заткнутого фонтана», и на месте живых эмоций были лозунги, неуместные в храмовом пространстве.
И здесь возникает выбор из двух вариантов отношения к такой ситуации. Если человек застрял внутри этой установки и не может отойти в сторону и посмотреть на себя как бы со стороны, то ситуация выглядит тупиковой, и срабатывает сценарий евреев Египта, когда Б-г поставил «диагноз»: исправить нельзя, пусть умрут в пустыне, а их дети уже войдут в Святую землю. Но если человек сохранил в себе желание бороться за себя и видит в своей ситуации готовность к трансформации, есть возможность перейти к программе Авраама: «Лех леха миарцеха…» («Иди к себе — [уходя] от [вредных паттернов] своей страны»).
Если отнестись к ситуации «по-взрослому», то нельзя все исправить простыми декларациями типа «Выдавим из себя раба по капле». Звучит красиво, но декларации и терапия — это, говоря по-одесски, две большие разницы.
Нужно пройти через несколько этапов. Прежде всего следует указанный нами анализ довести до особой точности, собрав вместе и второстепенные факторы, чтобы можно было поставить наиболее точный диагноз, опирающийся на реальные глубинные процессы. И тогда, раскрыв глаза на ситуацию, можно будет подобрать правильную терапию, которая на самом деле вполне возможна, по крайней мере для лучшей части наших соотечественников.
Кстати, вместо разговора с помощью лозунгов большинство русскоязычных евреев может обогатить язык с помощью важных цитат. Многие из нас имеют хорошее образование, и следует заметить, что знаменитые фразы из классической литературы вполне помогут в продуктивном описании окружающего мира (этим качеством славится рав М. Гитик). А те, кто начнет изучать еврейскую традицию, увидят, что очень многие цитаты, примеры и истории имеют универсальное значение и очень глубокий смысл. Есть базовые источники цитат — это Тора и Танах, а есть так называемые продвинутые источники — Мидраш и Талмуд. Наши еврейские цитаты могут проливать свет на жизнь, они могут делать ее глубокой, яркой, осмысленной.
Мы приближаемся к празднику Пуриму. Остается меньше месяца до этого великого дня. История Пурима — это источник цитат, параллелей, метафор, очень важных для жизни. Кстати, сам «архитектор совка» Сталин был забран из нашего мира в Пурим.
Я приглашаю с энтузиазмом взяться за глубинное изучение книги «Мегилат Эстер».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора