На прошлой неделе новый нью-йоркский градоначальник Билл Де Блазио выступил на 82-й ежегодной Конференции мэров США (US Conference of Mayors) в Вашингтоне. В конференции принимали участие мэры городов с населением больше 30 тысяч человек, и в своем прогрессистском ключе Де Блазио призвал несколько сотен коллег последовать примеру Нью-Йорка в борьбе с «калечащим неравенством».
«Проще говоря, — заявил он, — мы погрязли в кризисе неравенства», а поскольку федеральная власть в параличе, страна должна с помощью своих мэров и по примеру легендарного ньюйоркца Фиорелло Ла Гуардиа обратить внимание на корни этого неравенства. Критикуя Вашингтон, Де Блазио ни словом не упрекнул президента, который поддержал его в избирательной кампании. Более того, он назвал Барака Обаму «приемным сыном Чикаго и давним защитником наших городов», благородные попытки которого объединить работу федерального правительства и городских властей тормозились Конгрессом.
Мэр Нью-Йорка вкратце изложил свою «дорожную карту» борьбы с социальным неравенством в его городе. Вехи этой дороги намечают финансирование дошкольного образования за счет повышения налогов с богатых горожан, оплату трудящимся частного сектора «больных дней», также другие программы помощи простому народу. «Пришла пора прекратить обсчитывать наши города, — заявил Билл Де Блазио под вежливые аплодисменты. — Мы знаем, что больше всего нужно нашим людям». Говоря о себе, Де Блазио отметил, что ньюйоркцы уполномочили его вести эту борьбу, отдав ему 73% голосов, и тактично не упомянул, что на выборы в ноябре прошлого года явились меньше четверти городских избирателей.
С губернатором своего штата Эндрю Куомо наш новый мэр, в принципе, живет душа в душу, и хотя они расходятся по части налогообложения, по части партийной идеологии, их водой не разольешь.
Пару недель назад Куомо, сейчас зацикленный на борьбе с гомофобами, абортофобами и оружефилами, в интервью по радио заявил, что экстремальным консерваторам, которые против его позиции, «не место в штате Нью-Йорк». Нью-йоркские консерваторы дружно обиделись на призыв губернатора выселить их за 101-ю милю, словно московских проституток перед Олимпиадой 1980 года, но это, конечно, моя гипербола.
На конференции мэров Де Блазио в интервью после выступления согласился с призывом Куомо, пояснив, что понимает его слова, как то, что «экстремистские настроения, которые продолжают реальность насилия в наших общинах, или экстремистские настроения, которые отрицают права женщин, не представляют взглядов народа штата Нью-Йорк». По словам нового мэра города Нью-Йорка, «все мы понимаем, что есть право свободы слова, и я не против ни этого права, ни губернатора Куомо и думаю, что он совершенно прав, сказав то, что сказал».
Консервативный обозреватель Сет Липски, основатель и редактор ежедневной консервативной газеты New York Sun, которая прожила в печатном виде с 2002 до 2008 года, а сейчас выходит в Интернете, написал, что в обостряющейся межпартийной стычке демократы схватились за такое крайнее оружие, как обвинение противника в экстремизме. Слова губернатора Липски считает проявлением не силы и смелости, а слабости и страха, что в ноябре его не переизберут на второй срок. Липски отмечает, что, обозначив приоритеты своей борьбы, Куомо выбрал не те цели. По части защиты прав геев Липски напомнил, что, когда соперник Куомо, республиканец Карл Паладино, посетил хасидов-сатмаров в бруклинском районе Вильямсбург и частично разделил их отрицательное отношение к гомосексуалам, представитель Эндрю Куомо обвинил его в «ошеломляющей гомофобии». Значит, иронизирует Липски, в штате Нью-Йорк не место таким «экстремистам», как хасиды, религиозные мусульмане, католики и христиане-фундаменталисты, религиозные взгляды которых в данном случае совпадают?
По результатам июльского опроса службой Гэллапа, 43% американцев проголосовали бы против федерального закона, легализующего однополые браки. Это, конечно, не большинство, но, как ни крути, 126 миллионов «экстремистов».
По части борьбы с абортами, число которых в Нью-Йорке на 2009 год составило 41% всех беременностей, а среди некоторых общин меньшинств достигало 60%, экстремистами можно назвать и выселить из штата кардинала Тимоти Долана и раввина синагоги Agudath Israel of America Давида Цвибеля.
Что касается борьбы с правом на оружие, которого в Нью-Йорке действительно недопустимо много в руках преступников, Сет Липски приводит пример своего бывшего зама в газете New York Sun Крейга Уитни, который в свое время служил на флоте, воевал во Вьетнаме и как офицер носил пистолет 45-го калибра. Несмотря на его воинский опыт и безупречное прошлое, в Нью-Йорке ему отказали в праве на ношение оружия, очевидно, усмотрев «экстремизм» в его благонадежности. По мнению Крейга Уитни, американцу не нужна лицензия на свободы, гарантированные Первой поправкой, но Вторая поправка, гарантирующая право на оружие, ограничена лицензиями. О себе и ему подобных Уитни написал книгу «Жизнь с оружием, или Как либералы понимают Вторую поправку» (Living With Guns: A Liberal’s Case for the Second Amendment).
С ним, конечно, можно соглашаться и не соглашаться — мало ли у нас достойных граждан с безупречным военным или полицейским прошлым, которые без нужды применяют разрешенное им оружие? Например, 71-летний Кертис Ривс из флоридского города Тампа, который в середине январе в кинотеатре застрелил сидевшего перед ним 43-летнего Чада Олсона, всю взрослую жизнь был полицейским и ушел на пенсию в 1993 году в чине капитана с правом ношения оружия.
После слов Эндрю Куомо об экстремистах-консерваторах, которым «не место в штате Нью-Йорк», его помощники поспешили разъяснить, что губернатор имел в виду не буквально это, а призывал народ не голосовать за республиканцев, которые, не ровен час могут захватить выборное место во власти. В штате Нью-Йорк, где в 2010 году за Куомо проголосовали 62% избирателей, подобные иносказания могут сойти ему с рук. Но амбиции нью-йоркского губернатора могут втолкнуть его в борьбу за Белый дом, и тогда Эндрю Куомо придется доказывать, что половина Соединенных Штатов — не страна экстремистов.