Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами… или равнодушными наблюдателями.
Иегуда Бауэр, израильский историк, специалист по Холокосту
27 января мир отмечает установленный решением ООН Всемирный день памяти жертв Холокоста, день, когда 69 лет назад советские войска освободили узников одного из самых больших нацистских концлагерей массового уничтожения в Освенциме. В этот день мы вспоминаем всех узников концлагерей и гетто, ставших жертвами нацизма.
Минское гетто (образовано 20 июля 1941 года), в котором было уничтожено более 100 000 евреев Белоруссии и стран Восточной Европы, перестало существовать 21 октября 1943 года. Его территория, куда вначале входили 39 улиц и переулков города, постоянно сокращалась в результате уничтожения узников. Однако жизнь в нем не закончилась…
Этот рассказ о 26, которые ушли в подземелье и находились в нем до освобождения Минска, до 3 июля 1944 года, около 260 дней.
История эта такова. После убийства 22 сентября 1943 года немецкого палача Вильгельма Кубе, в Минске начались массовые казни жителей. Они не миновали и гетто, в котором к этому времени оставалось около 9000 узников. После полной ликвидации гетто полицаи и немцы обходили дворы, осматривали уже опустевшие квартиры, призывали прятавшихся выходить из укрытий, бросали в окна домов гранаты.
Предвидя, что такой исход неминуем, один из узников, печник Пинхус (Пиня) Добин, задолго до этих дней начал готовить укрытие (схрон) для спасения своей семьи… Для этого он увеличил на всю площадь своего дома находившийся под ним подвал. Работы начал летом в глубокой тайне: по ночам копал, укреплял стены, выносил землю и разбрасывал ее на огороде, чтобы не вызвать подозрение не только немцев и полицаев, но и соседей. Будучи опытным печником, он сделал вход в укрытие через духовку печки. Выходивший наружу дымоход обеспечивал проникновение внутрь воздуха и тонкого луча света. По нему определяли время суток… Внутри подвала из досок он сделал нары, отделенные занавеской, место для приема пищи, туалет… Были заготовлены бочки с водой и некоторый запас удавшихся раздобыть продуктов. Все было рассчитано на одну семью: его с женой и старой матерью, двоих сыновей 12 и 14 лет, родственников. В действительности же печник в последеий момент приютил еще своих друзей, соседей.
Рассказ спасенных им в подземелье Эли Гобермана и его жены Хевы опубликован в статье Ильи Леонова «Дом на Юбилейной» (газета «Берега Белорусские», сентябрь, 2013). Автор узнал об этом в далеком теперь уже 1952 году.
Однако в воспоминаниях «жителей подземелья» Фимы Гиммельштейна и Лизы Левкович (А. Рубенчик. В Минском гетто и партизанах) приводятся еще несколько фамилий и имен: Берл, пожилой часовщик, женщина средних лет Рая с сыном Мариком Гухманом, Муся и другие девушки и парни.
Всего в подземелье укрылись, как было сказано выше, 26 человек и находились в нем около 9 месяцев… В результате освобождения Минска, 3 июля 1944 года, встретили всего 13 человек.
Жизнь в подземелье (воспоминания все совпадают) была тяжелейшей: голод, темнота, духота, невероятная скученность. Попытки выйти пресекались из-за опасения, что пойманный сможет выдать остальных. Лишь изредка по ночам удавалось выйти наружу и подышать свежим воздухом. Начались болезни и смерть. Хоронили тут же в подземелье под нарами, из-за чего резко уменьшилась внутренняя площадь. После того как закончились продукты, стали выпускать одну из женщин славянской внешности, и ей удавалось кое-что приобрести. Выжить помогли и некоторые соседи, заметившие скрывавшихся в подземелье.
Когда был освобожден Минск, все выжившие были настолько измождены, что не могли сами подняться, некоторые от свежего воздуха теряли сознание и тут же все были отправлены на лечение. Выйти из госпиталя они смогли лишь спустя полгода, а затем понадобилось не менее 5 лет, чтобы их внешний вид пришел в норму…
Почему же мы решили сейчас вернуться к этой истории? Дело в том, что в Минске во время Дней памяти, посвященных 70-летию уничтожения Минского гетто, участвовал президент Белорусского землячества Савелий Каплинский, лично переживший ужасы гетто. Во время одного из круглых столов с присутствием историков, журналистов, бывших узников, в разговоре с Леонидом Рубинштейном, прошедшим три лагеря смерти, выяснилось, что до сих пор не установлено точное место захоронения узников гетто, жизнь которых закончилась в подземелье. Было решено подключить еврейские организации из разных стран к поиску свидетелей, которые, по нашим сведениям, могут жить в Израиле или других странах, а также тех, кто что-то знает об этой трагической и героической странице в истории нашего народа.
С целью перезахоронения по еврейским обычаям нужно определить точное место, где стоял дом, в котором жил печник Пиня Добин. К этой работе подключится Центр по изучению истории Холокоста в Белоруссии.
Мы понимаем сложность этой работы и будем благодарны каждому, кто прольет какой-то свет на эту трагическую и в то же время героическую историю нашего народа. Это наш долг.
Савелий КАПЛИНСКИЙ,
тел. (718) 921-1715
Генрих РУТМАН, тел. (718) 648-5593, е-mail: genrut@gmail.com
Фото с сайта minsk-old-new