Никогда в Израиле не издавалось официального запрета евреям молиться на Храмовой Горе, но решение правительства от 1967г., даже не поставленное на голосование, выполняется строже любого закона * Активист движения за Храмовую Гору Йегуда Глик надеется, что теперь, вследствие его голодовки, откроется путь для изменений. Но до тех пор, пока эти изменения произойдут, одевание кипы, попытка поклониться или даже сдвинуть прах на Храмовой Горе будут считаться опасной провокацией
После 12 дней голодовки и 5 недель запрета на посещение Храмовой горы, наконец-то у Йегуды Глика есть причина улыбаться, и это совсем не пустяк. За миновавшие 46 лет у еврейских активистов Храмовой горы было немного таких причин. Однако, на сей раз командир Иерусалимского округа полиции, который обычно преследовал Глика сотоварищи, сам позвонил Глику, чтобы уговорить его прервать голодовку и возобновить восхождения.
Несомненно, Глик установил новые стандарты борьбы по вопросу Храмовой горы. Дни голодовки освещались в СМИ, вперемешку с срывом арабскими депутатами заседания комиссии Кнессета по внутренним делам после того, как зам.министра по делам религий Эли Бен-Даган захотел утвердить постановления, регулирующие молитвы евреев на Храмовой Горе. тема Храмовой Горы стала актуальной для сотен тысяч израильтян, не интересовавшихся ранее этим вопросом. Многим открылось смехотворное поведение правоохранительных органов. Например, взять тот факт, что полиция добавила к постановлению об отлучении Глика от Храмовой горы предложение «поведение вышеупомянутого (Глика) в дни особой чувствительности и взрывоопасности могло повлечь нарушение порядка на Храмовой горе, что могло привести к жертвам». Но в конце, в письме адвокату, содержалось признание, что «поведением вышеупомянутого» было произнесение молитвы за здравие государства и солдат ЦАХАЛ и молитвы «Алейну лешабеах».
Я был там, на Храмовой горе, с Гликом в то утро, когда он был задержан и уведён оттуда, в день 6 Хешвана — годовщину восхождения РАМБАМа на Храмовую гору 848 лет назад. Это посещение как обычно начиналось с воплей мусульманских женщин, получающих ежемесячное денежное пособие от Раеда Салаха для таких вот крикливых выступлений против «яхудов» — но полиция, вместо того, чтобы заставить их замолчать, дала указание именно к Глику, чтобы он понизил голос в ходе рассказа своей группе. В то время, как несколько членов группы возмутились этим требованием, сам Глик повиновался, не возражая всем указаниям полицейских и даже уговаривая остальных присутствующих не спорить с полицейскими.
Если так, почему Глик был удален с Храмовой горы? Вероятно, полиции не нравится его инициатива «За права евреев на Храмовой Горе», которую он выдвинул с целью привести множество евреев, раньше не восходивших туда.. Инициатива Глика, при денежной поддержке фонда «Наследие независимости Израиля», может изменить удобный для властей статус-кво. В рамках этого статус-кво Храмовая гора – это удел мусульман и туристов, ну, можно ещё прибавить горсточку евреев. У полиции заняло время понять, что значительный рост интереса общественности к Храмовой горе уже не позволяет полиции действовать теми методами, которые 2-3 года назад не вызывали протестов.
Дар, молитва и война
Сам Глик заинтересовался Храмовой горой чисто случайно 30 лет назад. Ещё будучи учащимся йешивы, он попал на лекцию раввина Йосефа Эльбаума, где услышал о важности восхождения на Храм о вую гору. До этого Храмовая гора, с точки зрения Глика, была, как и подавляющего большинства религиозной общественности, «не в теме», запрещённым объектом. Глик начал разузнавать у своих раввинов и обнаружил, к вящей неожиданности, что нет запрета, только обязанность окунуться в микву и ещё стараться не приближаться к особым пунктам на Храмовой горе. Он начал подниматься на Храмовую гору, но «не слишком интенсивно», как он сам говорил.
”До него дошло» во время размежевания. Глик, выполнявший функции пресс-секретаря Министерства абсорбции, уволился с этой должности, и так стал самым высокопоставленным гос.служащим, уволившемся в знак протеста за разрушение поселений. «Как многие из нас, я тогда переживал очень тяжёлые чувства, — рассказывает он, — но что более всего меня угнетало то, было связано с ощущением, что национально-религиозная общественность не имеет определённой цели. Я принял предложение возглавить Институт Храма».
С тех пор Храмовая гора и Храм стали центром жизни Глика. «В процессе работы в Институте я почувствовал, что народу Израиля трудно понять сущность Храма – по простой причине: даже на Храмовую гору масса народа не приходит. И я решил пройти курс экскурсоводов, совершенно чётко намереваясь привести народ Израиля на Храмовую гору. По окончании курса я основал «Фонд наследия Храмовой горы» — это было моей реакцией на основание «Фонда наследия Западной Стены» — места, у которого, по моему, нет никакого наследия. Я начал приводить людей на Храмовую гору. К моей великой радости, в последние годы объединились все организации, занимающиеся темой Храма, создав Объединённый штаб. Однако по мере нашего успеха в деле приближения Храмовой горы к народу Израиля и евреев к Храмовой горе, мы обнаруживали, что полиция всё ещё относится к евреям, желающим подняться на Храмовую гору, в лучшем случае, как к досадной помехе, а порой – прошу прощения за использование такого выражения, но это то, что я чувствую – как к врагам.
Храмовая гора – это сердце и душа всего ТАНАХа, в сущности – всего иудаизма. Для сравнения: заповедь соблюдения шабата упоминается в Торе около 30 раз, вопросы кашрута – в примерно 50 стихах. В то же время Храм играет главную роль в не менее чем 1000 стихах. Это настолько непропорционально, что можно сказать, что можно свести все 5 книг Торы в одну фразу «Вс-вышний создал мир , чтобы построили ему Храм». Как я понимаю, завершение процесса возвращения народа Израиля на свою Землю связано с тем, что народ Израиля, а по сути – все народы, призовут Его с Храмовой горы». …
«Почему этого не произошло за столько лет?»
«Вследствие исторической аварии, в последние десятилетия народ Израиля стоял перед стеной, физически, психологически и на уровне сознания его заблокировавшей, не давая ему достичь своего предназначения. Часть трагедии произошла по причине проникновения в сознание утверждения, будто бы существует галахический запрет подниматься на Храмовую гору. Это совершенно безосновательное утверждение. Единственный запрет восхождению на Храмовую гору возложили на нас наши враги со времён византийцев, а далее крестоносцев, мамелюков и османцев (турок)».
«Что-нибудь изменяется в последнее время с точки зрения отношения евреев традиции к Храмовой горе?»
«Происходят колоссальные изменения. В опросе, организованном нами вот только что, мы были изумлены, обнаружив результаты, к которым никогда даже близко не подходили! Например, 78% национально-религиозной общественности видят важность восхождения на Храмовую гору».
«Думали ли Вы, что голодовка закончится таким образом, т.е. быстрой уступкой со стороны полиции?»
«В успехе моей борьбы соединились три фактора. Во-первых, я знал, что я прав,. По отношению ко мне были допущены несправедливости, для которых не было никаких причин. Мотив заблокировать мой проход на Храмовую гору был заведомо несправедлив: Я не сделал ровным счётом ничего, чего не делал раньше, в ходе сотен сопровождаемых мною экскурсий. Вся экскурсия была сфотографирована с самого начала и до конца. И полиция знала, что она тут предприняла шаги, связанные с причинами, не имеющими к делу отношения, и поэтому она искала лестницу, чтобы слезть с высокого дерева, на которое залезла.
Ещё одной причиной успеха было то, что моя цель была ясной и достижимой, я не устанавливал цели, возможности выполнения которой в данный момент почти нереальны. Я хотел вернуться на Храмовую гору без соприкосновения с судебной системой. Хотя я знал, что она меня защитит, но она нестерпимо медлительна. Более того, я угрожал полиции, что каждый день моего отлучения от Храмовой горы дорого ей обойдётся. Ну, а поскольку они знали, что никаких причин для такого отлучения нет, они смекнули, что это чревато иском о причинении вреда, который они проиграют».
Глик обещает, что если полиция захочет пойти по пути переговоров и разрешения конфликта, то найдет настоящих партнеров в членах организаций за Храмовую гору. «Ради ее же собственных интересов полиции предпочтительнее разговаривать с нами, а не воевать. Но мы, конечно же, готовим все законные средства, имеющиеся в нашем распоряжении. – «дары, молитвы и война». Я совершенно ясно вижу волны евреев, восходящих на Храмовую гору в ближайшее время. Если полиция предпочтёт установку преград, дело может дойти до взрыва. Если вместо этого она прислушается к нуждам евреев, желающих подняться на Храмовую гору, мы поможем ей всеми своими силами».
«Вы верите, что сможете привести к настоящему изменению ситуации?»
«У меня нет сомнений, что в законной, но решительной и непримиримой борьбе, нам удастся достичь изменений. Ради этого мы нуждаемся, чтобы как можно больше людей были готовы участвовать в этой борьбе, справедливее которой нет. Трудно знать, какова будет реакция полиции, но если бы я мог, я бы посоветовал ей объединить силы с нами, и вместе нести изменения, от которых выиграет весь народ Израиля, в том числе и полиция Израиля».
Святой участок для футболистов?..
Во всем, связанном с Храмовой горой, есть нечто, что все знают, но не говорят: на этой территории фактически заправляет ВАКФ. Или точнее: иорданский министр, ответственный за ВАКФ. А назначает министра король Иордании Абдалла. Всё это противоречит Основному закону об Иерусалиме — столице Израиля. «Этот Основной закон … запрещает передавать любые властные или городские полномочия, которые относятся к сфере Иерусалима, в руки любой структуры, действующей не в рамках полномочий государства Израиль», – так он гласит. Ведь самая любимая мантра израильских политиков – «Объединённый Иерусалим навеки останется под израильским суверенитетом».
Эта тайна может объяснить несколько очень странных событий на Храмовой горе. Например, тот факт, что ключи от всех строений на самом святом для евреев месте находятся в руках ВАКФа. Ещё пример: факт, что полиция воздерживается от закрытия всей Храмовой горы для посещения мусульман (исключая 3 дня в сентябре 2000, т.е. более 13 лет назад), но закрывает её для евреев, направо и налево. Правоохранительные органы опасаются предотвращать нерелигиозную арабскую деятельность на Храмовой горе – например, игру в футбол, для видимости обращаясь с просьбой прекратить игру, когда проходит там группа евреев, но и это не всегда — вопреки совершенно определённому, серьёзному и чёткому постановлению БАГАЦа не допускать подобные игры, а также вопреки указанию министра внутренней безопасности по этому вопросу. НА территории Храмовой горы развеваются флаги всего мусульманского мира – от Турции до ХАМАСа, плакаты с портретом Гитлера тоже фигурируют там на виду. Мусульманские группы могут собираться в любой точке, окружая поднявшихся на гору евреев. Но полиция не осмелится вмешаться, она только свято следит за тем, чтобы соблюдался запрет на внесение на этот участок бело-голубых флагов и чтобы евреи в этом месте не шевелили губами в молитве.
Основанием в данном вопросе является решение правительства от 1967 года. Командование Иерусалимского округа полиции и пресс-секретари уже выучили наизусть 3-й параграф постановления номер 761 от 14 Ава 5767г.: «Поднявшиеся на Храмовую гору молящиеся евреи будут направлены силами безопасности к Западной Стене». Ни один закон не соблюдается с такой аккуратностью, как это решение правительства. Только из-за него задерживаются до сегодняшнего дня в районе Храмовой горы евреи, если они только бормотали молитву или преклоняли колени.
Фактически речь идёт о введении в заблуждение. Никогда не принималось правительством Израиля решение о запрете для евреев осуществлять обряды своей веры на Храмовой горе. Наоборот: многие министры правительства Эшколя вслух выражали свои опасения, что такое решение влечёт за собой исторические последствия, если и когда оно будет принято правительством. Испытывая немалые опасения, они никогда не осмелились поставить его на голосование. Существующий порядок на Храмовой горе, когда видят в шевелении губ евреев провокацию, — это результат непринятия решения по этому вопросу. Ситуация на местности основывается на умышленном игнорировании правительством нелегитимного поведения полиции и согласии по умолчанию.
Хоть существует решение правительства, уполномочившее полицию запретить на Храмовой горе отправление еврейских обрядов, но оно относится к особому и исключительно одноразовому случаю: массовая молитва, инициированная тогдашним главным военным раввином, равом Шломо Гореном, планировавшаяся на шабат «Нахаму» 1967 г. на Храмовой горе. Два первых параграфа того же решения 761 подробно ссылаются на дело раввина Горена.
Кстати, в протоколе министерской комиссии по святым местам от лета 1967 года записано несколько предложений к этому решению, которые были отклонены. Одно из них – «Воспрепятствовать (на Храмовой горе) организованной молитве немусульман до ближайшего воскресенья». Таким образом комиссия постановила, что молящиеся будут направлены к Котелю, но отказалась установить, что если всё-таки на Храмовую гору поднимутся, то молитва им будет запрещена – даже в тот шабат. С тех пор, даже если бы правительство приняло запрещающее молитвы решение, ни один гражданин Израиля не был бы обязан ему подчиниться – потому что его не правительственные решения обязывают, а законы государства. А в израильском законе нет параграфа, запрещающего молиться, кланяться или поднимать на Храмовой горе флаг Израиля. Судя по всему, таких законов никогда и не будет. Израильские законодатели, даже образца 2013 года, побоятся провести подобного закона – всему есть предел!
Если недостаточно того, что нет правительственного решения по этому вопросу, то 16 различных исков, поступивших в БАГАЦ с 1993 года, прекрасно разъяснили, до какой степени шаткая законодательная опора, на которую ссылаются власти. По всем искам БАГАЦ принял постановления: право евреев молиться на Храмовой горе не может быть отменено. Так, к примеру, Аарон Барак (решение БАГАЦ 2725\93): «Принципиальная исходная точка в том, что у каждого еврея есть право подниматься на Храмовую гору, молиться там, воссоединяясь с Тв-рцом. Это часть свободы религии, часть свободы слова». И вот ещё БАГАЦ (решение 4944\93): «Право подателя иска на молитву на Храмовой горе не подлежит обсуждению. Во всём, что касается свободы отправления религиозных обрядов и свободы слова, требуется, чтобы с немалой долей вероятности имел место реальный ущерб от этого, чтобы можно было оправдать ограничения этой его свободы». Судья Теодор Он пишет (БАГАЦ 3374\97): «Податель иска, как любой человек в Израиле, пользуется свободой совести, веры, религии и отправления её обрядов. В рамках этого у него есть право подниматься на Храмовую гору и молиться там». А вот и Дорит Бейниш (БАГАЦ 47766): «Не достаточно абстрактных опасений, что реализация права подателя иска подниматься на Храмовую гору могла бы повлечь за собой угрозу обществу. Требуется конкретное опасение, указывающее на высокую степень вероятности тяжёлого ущерба общественной безопасности. Оценка существования опасности должна быть на основе обоснованной информации, а не на опыте далекого прошлого; это всё учитывая конкретное время и место во время рассмотрения просьбы, включая обстоятельства конкретного случая».
Однако на местах ничего не меняется. БАГАЦ скажет своё слово, министры обратятся к полиции с письменной просьбой, адвокаты неопровержимо докажут, что никогда не принималось решение о запрете на молитву – но «израильская весна» ещё не пришла сюда. Полиция отождествляет с угрозой именно публику в кипах, которая поднимается на Храмовую гору, а не мусульман, которые швыряют бутылки с зажигательной смесью. Только неделю назад подробно указал это полковник полиции Ави Битон, командир полицейского участка «мерхав Давид» в Иерусалиме, свидетельствуя в суде, по иску, поданному против него Иегудой Гликом: «Еврей, поднимающийся на Храмовую гору, порождает двойную угрозу, — установил Битон. – Первую — от мусульман, в большинстве своём экстремистски настроенных по отношению к группе». Второй фактор угрозы Битон не стал описывать – как видно почувствовал, что слишком смешно говорить, будто бормотание стихов Торы угрожает миру на Ближнем Востоке. Адвокат Авиад Висоли , представляющий Глика, попросил Битона описать внешний облик тех евреев, которые «создают опасную ситуацию, угрозу». Битон не растерялся: «Это евреи с выпущенными наружу цицит!»
Недавно корреспондент 10 телеканала Рои Шарон обнаружил, что к еврейским группам, восходящим на Храмовую Гору, прикрепляются скрытые полицейские из опасения, что они способны что-то нарушить. И это, несмотря на то, что невозможно привести ни одного случая кидания камней или бутылок с зажигательной смесью со стороны евреев – зато со стороны мусульман такое явление распространено. В 10 воротах, через которые на Храмовую гору входят мусульмане ежедневно почти в любое время полиция даже не установила металлоискатели. Но у религиозных евреев проверяют карманы, а иногда и велят раздеться.
Прислоняться запрещено
Похоже, что решение подчинить израильскую полицию ВАКФу было принято на уровне гораздо выше полицейских офицеров на местности, но и они хорошо усвоили дело. Из тайной записи во время встречи, состоявшейся 2 недели назад между адвокатом Висоли и юридическим советником иерусалимского округа полиции Михой Франкенбургом и полковником Ави Битоном, слышно, как представители полиции, объясняют, что прикрепление представителей ВАКФа к еврейским группам хорошо для этих групп. Сопровождение (еврейских групп) членами ВАКФа, как нам объяснили, «действует успокаивающе на мусульманских экстремистов на Храмовой горе», поэтому они не нападают на евреев. Франкенбург и Битон сотоварищи не помышляют о закрытии Храмовой горы для тех самых мусульманских экстремистов.
Поведение правоохранительных органов на Храмовой горе совершенно отлично от того, как они это делают на всей остальной территории Страны. Так, например, инструкции преднамеренно даются только устные. Полиция ограничивается устным инструктажем «еврейских групп, у которых цицит навыпуск», которым объясняют, что им запрещено молиться, кланяться, размахивать флагами и плакатами, обрывать листья (!!!) или поднимать пепел. Тот, кто не слушает внимательно инструкции, или даже совершает действия, которые не указаны подробно в инструкциях, но могут выглядеть как провокации в глазах сопровождающих группу членов ВАКФа или в глазах полицейских – он может быть арестован и удалён с Храмовой горы навсегда без всяких объяснений.
На этой неделе в воскресенье я поднялся на Храмовую гору с группой соблюдающих традиции. Сопровождающий группу полицейский сказал, чтобы не прислонялись к каменной ограде на восточной стороне горы, а также чтобы не указывали пальцем на какие-либо детали горы – «это мешает членам ВАКФ». Незадолго до этого там был задержан для расследования Том Нисани, молодой израильтянин, нерелигиозный из Афулы. ВАКФ был разгневан тем фактом, что парень одел кипу на Храмовой горе, тогда как пункт контроля он прошёл по туристическому стандарту – религиозные вынуждены были в то утро ждать у входа полтора часа, зато туристы тем временем спокойно проходили вовнутрь. Хотя и нет такого официального запрета прислоняться к внутренним оградам или одевать кипу после прохода КПП, но вопросы законности не уменьшают возможностей полицейских накладывать наказания на тех, кто совершает такие проступки.
На упомянутой встрече Висоли с офицерами адвокат уговаривал полицию раз и навсегда письменно установить процедуру: «Если вы полагаете, что в этом вопросе имеет место закон, пожалуйста, изложите письменно правила, утвердив их в Кнесете. Опубликуйте протокол – и тогда всё будет по существующему закону, — слышался голос Висоли в записи. – Если в законе будет зафиксировано письменно, что запрещено говорить молитву «Алейну лешабеах», но разрешено благословение «Чтобы всё было по его слову», — пожалуйста. Ведь БАГАЦ постановил, что полиция должна определить, что разрешено, что запрещено!»
Битон: «Я полагаю, что вопрос ясен!»
Висоли: «Лично мне неясно».
Франкенбург: «Человеку разрешено разговаривать со своим Создателем без явных признаков молитвы».
Висоли: «Так напишите это».
И тут-то Франкенбург вытаскивает шило из мешка: «Решение не записывать инструкции принято по согласованию с юр.советником правительства в конце 90-х».
В продолжение обсуждения Висоли изумлялся разделению, которое организует полиция при проходе на Храмовую гору между облачёнными в кипу и теми, кто без кипы на голове. Проход для первых в маленьких группах по 10 человек за раз. Офицеры полиции отвечали ему, что это предназначено для защиты посетителей от угроз. Висоли возмутился: «Точно так же можно решить, что ни одна машина не может ехать по Иерусалиму, для того, чтобы предотвратить дорожные аварии. Или позволить только десяти машинам проезжать за раз». Офицеры полиции не впечатлились этим доводом.
Как отбить желание
Хотя полиция задерживает на Храмовой горе евреев, подозреваемых в молитве или в поклонах, но за много лет она не подала ни единого обвинения против них. При отсутствии закона, запрещающего все указанные действия, наказание замешанным в этом и задержанным за это, — как правило, отлучение от посещения Храмовой горы. Срок отлучения – навсегда, или пока не подпишут бумагу, где обязуются «не выделяться на Храмовой горе», «не публиковать никаких сообщений о действиях на Храмовой горе, которые могут нарушить условия её посещения», и тому подобное. Этот бланк скрывала полиция долгие годы, очевидно, из больших проблем с его законностью, он не был вскрыт год назад на страницах газеты «Макор ришон».
В крайних случаях полиция может попросить продлить арест нарушителей статус-кво на Храмовой горе. Не всегда ей это удаётся. Примерно с месяц назад, когда 13 активистов Храмовой горы подняли там бело-голубой флаг Израиля, поклонились и начали молиться, окружной суд отклонил просьбу полиции продлить на сутки заключение, велев освободить их немедленно. Чтобы всё-таки отбить у них желание повторить своё действие, полиция постаралась оставить на них наручники на несколько долгих часов.
Среди задержанных числился, кстати, и раввин Миха Пелед, раввин поселения Бейт-Хорон, которому свыше 70 лет. Фотография, где он в наручниках, была распространена в сети Фейсбук, что вызвало гнев и возмущение общественности.
По крайней мере, в религиозном сионизме поддержка восхождения на Храмовую гору расширяется. Всё больше раввинов – Шломо Рискин, Юваль Шерло, покойный Йегуда Амиталь, а также Дов Лиор – уже сказали совершенно чётко, насколько важно подниматься на Храмовую гору и молиться там. И полиция уже начала понимать, что речь не идёт о незначительном меньшинстве посетителей «в цицит навыпуск», от которых можно с лёгкостью отмахнуться, но – о растущем потоке желающих совершить восхождение.
Автор: Арнон Сегаль
«Макор ришон»
МАОФ