Наш новый собеседник жив, по его признанию, чудом. Трудно представить, как «благодаря решительности матери и прекрасному знанию немецкого языка» ей с двумя маленькими детьми удалось сперва выбраться из гетто в Гомеле, а затем продержаться 3 года в оккупированном Орле. «Мы — выходцы с того света» — собственная фраза Виктора Гина (настоящая фамилия Гинзбургский).
Приговорённый, которого вели на эшафот, огорчался: «Хорошенькое начало недели!» Я не возьмусь чертить графики человеческого сознания, но, возможно, контрапунктом такого начала жизни стали многочисленные и невероятно популярные песни Виктора о любви. Вообще же им созданы тексты более четырёхсот песен. Авторы музыки — практически все советские композиторы-песенники: Гаврилин, Добрынин, Дога, Малежик, Шаинский, Мовсесян… Исполнители — практически все знаменитые советские эстрадные артисты: Толкунова, Хиль, Сенчина, Пьеха, Кобзон, Гнатюк, Герман, Караченцов, Боярский, Понаровская…
Не берусь мазками обрисовывать стиль Гина — он по-настоящему большой поэт, создаваемое им многогранно. Владение словом почти абсолютное, а мелодия — словно бы его собственная речь и дыхание. И в песнях, и в «просто стихах». Ощущение, что Виктору вообще не составляет трудности разговаривать поэтически — как, впрочем, любому человеку, ведущей мелодией жизни которого стала любовь. Особенно — как у него — прошедшая через смерть. В последние годы добавилась и мелодия столицы мира — Иерушалаима, где Виктор живёт с 2005-го (а в Израиле с 1990-го).
Шлите нам стихи на e-mail: ayudasin@gmail.com.
Виктор Гин
Скрипач на улице играет
Скрипач на улице играет.
Не раздаются «бис» и «браво».
Скрипач судьбу не выбирает —
Она сама его избрала,
Судьба певца и музыканта,
Судьба простого эмигранта,
Едва горящая свеча —
Судьба бродяги-скрипача.
Скрипач на улице играет.
Его глаза полузакрыты.
Он край далёкий вспоминает,
Где все мечты его разбиты.
Ложатся мелкие монеты
На лист расстеленной газеты.
И я, хоть нищий,
ну так что ж,
Ему бросаю медный грош.
И хочется плакать,
а скрипка смеётся.
Над городом древним
мелодия льётся.
Над городом древним
мелодия льётся.
И хочется плакать,
а скрипка смеётся.
Огонёк добра
Есть и солнце, и ненастье,
Слёзы горя, слёзы счастья.
Всё приходится нам в жизни
Пережить и испытать,
Но от горя — не сломаться,
Но от счастья —
не зазнаться,
И поэтому я буду
Неустанно повторять:
«Как хорошо, что ты
кому-то нужен,
Как хорошо, что ты
с мечтою дружен,
Как хорошо, что ты
в душе однажды
Зажёг весёлый огонёк добра,
Чтоб каждый,
абсолютно каждый
Согреться мог у этого костра».
Сердце тёплое — не камень,
И проверено веками:
Можно долго жить
без крова,
Голодать и замерзать,
Но без ласки — очень сложно,
Но без друга — невозможно,
И поэтому я буду
Неустанно повторять:
«Как хорошо,
что ты кому-то нужен,
Как хорошо, что ты
с мечтою дружен,
Как хорошо, что ты
в душе однажды
Зажёг весёлый огонёк добра,
Чтоб каждый,
абсолютно каждый
Согреться мог у этого
костра».
Дождь идёт…
Дождь идёт,
а по-здешнему — гешем.
Неуютно на улице пешим:
Сыровато и зябко притом,
Даже если укрыться зонтом.
Дождь идёт,
а по-здешнему — гешем.
Ну, давай, мы прохожих
потешим,
Поливай веселее, дружок.
Раз — прыжок! Два — прыжок!
Три — прыжок!
Дождь идёт,
а по-здешнему — гешем.
Все печали — к чертям или
к лешим!
Дождь не плачет, а пляшет,
и с ним
Я пляшу по ночным мостовым.
А Всевышний живёт
по соседству со мной
А Всевышний живёт
по соседству со мной.
И хотя Он сокрыт
голубой пеленой,
За которой не видно
совсем ничего,
Согревает меня
эта близость Его.
Чтобы с Ним говорить,
мне не надо кричать
В беспредельную высь.
Можно даже молчать —
Всё равно Он услышит,
мой добрый сосед.
Сколько было таких
задушевных бесед!
И ещё доведётся беседовать нам
И на этой земле,
а возможно, и там,
За дверями сплошной
голубой пелены,
Где уже хорошо
мне просветы видны.
По душам
Чего ты хочешь от меня,
моя душа?
Тебя ничто уже не радует земное.
Ну что, затворница,
ты делаешь со мною,
До срока в Царствие Небесное
спеша?
Мне полагается смеяться,
говорить.
Я не могу всё время быть
с тобой в разладе.
Ну, потерпи ещё немного,
Б-га ради,
Чтоб я за это мог тебя
благодарить.
Для жизни мне всего
мгновение дано,
А у тебя, моя душа,
в запасе вечность.
Прошу, затворница,
не будь же бессердечна,
Позволь земное пригубить
ещё вино.
С тобой в гармонии
остаток лет прожить —
Поверь на слово,
что мне большего не надо.
А небо — вот оно,
уже почти что рядом,
Настолько близко,
что ты можешь не спешить.