«…Среди народов не значится…»? Арье Юдасин беседует с Меиром (Маратом) Левиным

Среди народов– Здравствуйте, Марат! Меня изумило недавнее сообщение, что двадцать христианских лидеров Норвегии приехали в Израиль извиняться за деятельность своего правительства — за клевету, за бойкоты, за покровительство террористам, за то, что многие норвежцы даже не знают, что благословение народам Всевышний дает через народ Израиля… Как это соотносится с очевидным ростом антисемитизма в мире, с многочисленными политическими, экономическими, академическими и т.д. бойкотами Государства Израиль? С тем, что западные страны мирятся с буквально нацистской — пожалуй, еще более откровенной — риторикой руководителей Ирана, призывающих к новому Холокосту? Так в мире сегодня у нас друзья или враги?
Почему я обращаюсь к вам? Во-первых, мы близко знакомы, и я полностью полагаюсь на вашу честность. Во-вторых, вы, наверное, сегодня тот человек в еврейском народе, кто более всех «принят» — и принят обычно благосклонно — самыми разными людьми из самых разных стран, вер, идеологий… При том что вы не только не скрываете своего еврейства и своей веры, а всячески подчеркиваете их. Нынче в массмедиа только и слышишь про «растущую опасность», «заговоры», «предательство наших интересов»… Как это удается вам, и можно ли этого достичь другим?
– Арье, вы спросили сразу слишком много. Давайте я попробую ответить хоть на что-нибудь. Дело в том, что западные правительства сегодня руководствуются какими-то мифическими «общечеловеческими ценностями», противоречащими той религии, которая исповедуется в их государствах.

– Вы хотите подчеркнуть, что христианство сегодня — друг евреев в противостоянии мусульманскому фундаментализму и новомодной религии либерализма?
– Нет, я не хотел бы вообще говорить о противостоянии мусульманству, потому что между мусульманством и иудаизмом нет религиозного конфликта, но лишь политические противостояния. Одна из главных причин их: Государство Израиль взялось пропагандировать мифические «западные ценности». И, как часто утверждают израильские политики, является «цитаделью свободного мира на Ближнем Востоке».

– То есть вы за «Талибан»?
– Нет, я не за «Талибан», я сам по себе. Просто нас достаточно бьют уже за то, что мы евреи, и подставлять спину еще разок под плетку за сомнительную честь быть чьей-то «цитаделью» считаю маразмом. Или мазохизмом — что вам больше нравится?

– Наверное, мне больше нравится маразм. По крайне мере, чувствуешь себе в единстве со всем прогрессивным человечеством (судя по реалиям последнего времени). Впрочем, вы правы — это также из области мазохизма.
– В качестве доказательства отсутствия религиозного конфликта могу привести хоть невероятную популярность моих рассказов и песен на мусульманских сайтах.

– Марат, ведь именно поэтому я и обратился к вам: ваше творчество одинаково энергично используется евреями, мусульманами и христианами.
– Добавьте буддистов, индуистов, а недавно меня душевно благодарили из общества волхвов. Я сам не очень-то понимаю, что у них за религия…

– Тем более! Но неужели вы не видите никаких идейных разногласий между этими системами? В духе классического анекдота: «Рабинович, какие у вас отношения с коммунистами?»  — «У нас разногласия по аграрному вопросу». — «???» — «Они хотят, чтобы я лежал в земле, я — чтобы они». Израиль занимает место в «дар аль-ислам», на «святой земле ислама», которую другим захватывать не повелено. А уж тем более править мусульманами. К тому же евреи — «неправильные» люди, не служат Иисусу и потому — богоубийцы. Вы считаете, что это «отсутствие идейных разногласий»?
– Начну с мусульман. Во-первых, моя популярность не на сайтах арабских, а на сайтах Северного Кавказа, Средней Азии и Азербайджана. Пою и пишу-то я по-русски! Мои корреспонденты с Северного Кавказа с особым пиететом относятся к Государству Израиль, считая, что если Израиль через два тысячелетия вернул свою Родину и независимость, то и для них это тоже возможно.

– Ну и кто тут спорит — разве сегодня республики Кавказа не независимы?
– Из моих корреспондентов далеко не все так считают.

– Вы хорошо знаете Грузию, сами оттуда. Чья колония она нынче?
– Ничья, конечно. Но я говорю о Чечне, Дагестане и т.д.

– То есть ваши друзья — террористы?
– Нет, это журналисты, врачи, инженеры… Даже есть имамы, которые с уважением комментируют мои статьи и рассказы. Стремление к независимости, стремление жить по-человечески не обязательно связано с терроризмом. Почему-то особенно популярной среди мусульман стала песня «Еврейские глаза». Мне рассказали, что, когда в сороковых Сталин выселил чеченцев в Казахстан, евреи отказывались вселяться в их дома. Когда моя чеченская знакомая подтвердила этот факт, я вдруг понял, что мне, еврею, есть чем гордиться.

– А что, иначе за нашу четырехтысячелетнюю историю гордиться было бы нечем?
– Нет, это лишь один малюсенький факт, говорящий, что евреи делают «кидуш Ашем», освящают Имя Всевышнего, ведя себя достойно. В сталинское время достойное поведение — это был подвиг.

– Мне рассказывал иракский еврей, у которого мы снимали квартиру, что в Ираке евреи спасались от погромов на севере, у курдов, а курдов спасали евреи.
– Мне еще раз стало приятно. Когда я слышу такие вещи, мне отчего-то особенно приятно на сердце. Может быть, это говорит о том, что будет время, когда люди «перекуют мечи на орала» и вместо военных академий устроят шахматные кружки. Вот нам с вами работы-то будет!
– Марат, это все значимо и радует, но давайте вернемся в сегодняшнюю реальность.
– Смотрите, сегодняшняя реальность — это время перед приходом Машиаха, «пятки Машиаха». Сказано, что Машиах придет «или во время, назначенное Всевышним, или либо когда все люди станут праведниками, либо все станут злодеями». Рав Деслер объясняет это так, что все сомневающиеся окончательно определят свою судьбу.
Теперь о вашем вопросе, Арье, — о разногласиях между иудаизмом, христианством и мусульманством. Естественно, они есть. И глобальные. Если бы я не видел эти противоречия и не верил бы полной верой в истинность Торы, то я никогда бы не осмелился общаться с представителями других религий.

– Что вы имеете в виду? Не покупали бы в их магазинах?
– Нет, я бы не дружил с очень многими людьми других верований. И Артик Сирунян — армянин, и Мирослава Сидор — украинка-католичка, и православные грузины Миша Версаладзе и Гиви Шарангия не раз помогали мне в моей работе. Артик и Мирослава сделали примерно 60 фильмов на мои песни, высокого профессионального уровня, настоящее искусство; посмотрели их миллионы людей, а мне это не стоило ни копейки! Наоборот, они часто благодарят меня «за честь делать вместе доброе дело». Мирослава предпочитает формулировать: «Б-жие дело». И когда украинские националисты оскорбляли ее и угрожали: «Ты, стерва, стелешься под жида!» — она отвечала: «Пусть боятся те, кто не верит в Б-га!».

– Марат, секундочку, вы же мне рассказывали, что один из лидеров нынешнего «Евромайдана», где заправляют в основном украинские националисты, — большой ваш поклонник?
– Да. Александр Черноморец, один из лидеров партии Кличко. Он, украинец, называет меня «своим раввином». Как видите, националисты бывают разные. Он прислал мне, наверное, самый высокий, самый дорогой для меня комплимент за всю мою жизнь: «Спасибо, Меир! Когда слушаешь Вашу музыку, то чувствуешь, что Господь есть. Просто чувствуешь. Я не иудей, да и в христианскую церковь не хожу, а все ж понимаю, что Б-г есть, и иногда даже молюсь и ощущаю присутствие Его. Когда я слышу Вашу песню «На будущий год — в Иерусалиме», мне хочется прикоснуться к шершавым камням Стены Плача». А вот его реакция на песню «Последний звонок», памяти жертв 11 сентября: «Одна из лучших песен про настоящую любовь. Я размещал ее на своей странице, много украинцев ставили «лайки». Думаю, что только искренность спасет мир, растопит твердые души. Это то оружие, перед которым даже законченный цинизм часто опускает свой меч. Мир Вам!»

– Марат, это просто невероятно и восхитительно! Когда слова о Создателе, слова о любви и праведности соединяют столь далеких людей! Но — вспомните, что на Украине большинство исполнителей убийств во времена Холокоста были местные. Вспомните и времена погромов Хмельницкого, да сотрутся имена его и его подельников! Что, тогда не было песен о любви и Б-ге?
– Смотрите, Арье, у каждого человека есть своя задача в этом мире. Я вижу свою задачу (и так ее определяют мои раввины) — нести людям мир. «Сеять разумное, доброе, вечное» и пробуждать своей лирой добрые чувства, как говорят Некрасов и Пушкин. Поэтому я редко касаюсь темы погромов, Холокоста. А когда касаюсь, стараюсь, чтобы итогом песни было увеличение в мире добра, увеличение веры в Б-га. Потому что если я не увеличиваю веру в Б-га, то есть «расширяю вопросы» и «уменьшаю Б-га», то, наверное, совершаю этим самое большое преступление.

– Марат, поясните: вы имеете в виду, что не должно касаться ужасов, которые происходили с нашим народом, да и со многими другими людьми? Но «тот, кто забывает историю, обречен на ее повторение»!
– Давайте проведем шахматную ассоциацию. Я думаю только о том ходе, который должен сделать я. Ход, который должны делать другие, я не обсуждаю. От своего учителя я слышал, что любая информация, которая не приводит к увеличению веры в Б-га, является разрушительной. Даже просто посещение «Яд ва-Шема». Поэтому тему Холокоста, преследований евреев имеет смысл разбирать только среди людей, у которых есть глубокое доверие к Б-гу.

– Мне кажется, это нечестно. А если человек почему-либо сегодня такой веры лишен или вообще позиционирует себя как атеист — ему что, и знать ничего не надо? Я много раз слышал от людей — не уверен, конечно, что всегда это было выражение искреннего чувства, а не просто отговорка, — что «невозможно верить в Б-га после ужасов Холокоста». Или даже проклятья «тому богу, который все это мог допустить!». Отмахнуться от них, от их слов и душевных страданий?!
– На все вопросы о Холокосте я выстрадал один ответ. И мой учитель сказал, что это — единственно правильный ответ в разговоре с любым «светским» оппонентом. Тем более что я абсолютно искренен. «У меня нет ответа на вопрос о Холокосте. Поэтому я должен убрать или Б-га, или вопрос». Я убираю вопрос, потому что, чтобы говорить о Холокосте, надо глубоко разбираться в теории и деталях реинкарнации. Кроме того, это настолько больная тема для любого еврея, да и вообще для любого порядочного человека, что тут слова излишни.

– Но ведь у нас с вами написаны три песни о Холокосте. И еще у вас есть песня на стихи Ларисы Ицкович…
– Да. Но главная их тема — проблески света в море тьмы. Праведники в мире злодеев, «которым удалось Б-жий дух сохранить на планете». Песню о японском консуле Сугихара («Святой самурай») мой аранжировщик, выдающийся музыкант Ури Бренер, считает лучшей моей песней. А «Чужие звезды» Вероника Долина оценила очень высоко именно из-за темы: уважение и благодарность еврея к праведным людям из других народов. Благодарность за добро. Она не знает, но мы-то с вами, Арье, знаем хорошо: благодарность — это главная основа еврейской веры. Или, как сказал мой учитель, это основная черта характера настоящего еврея.
– Марат, я сейчас для разнообразия не спорю с вами.
– Мне сказать благословение: «…наконец дожил до этого времени»?..

– Погодите, не опережайте события.
– Но я не хочу терять возможности произнести браху! Как любил выражаться спортивный комментатор Николай Озеров, «такого момента может больше и не быть!».

– Но ведь это может оказаться напрасным благословением? Так вот, говорится в Талмуде: «Как лицо отражается в воде, так сердце человека к человеку». Но — сколько раз нас, евреев, проклинали (и что похуже) именно за попытки сделать другим добро! Даже евреи-революционеры, желавшие добра людям (как они его понимали) — сегодня любимая тема обвинений в наш адрес.
– Вы знаете, у грузинских евреев есть очень хорошая поговорка: «Суквелапери чвени бралия» — «Все — наша вина». Вы знаете, в чем была вина и ошибка революционеров? В том, что они пытались сделать другим людям добро — то, которое считали добром они сами. А объектам их доброты это приносило только несчастья. Вспомним египтян: евреи стали «приближаться» к ним, желая совместно выстроить «тысячелетний могучий Египет». В итоге Египет был разрушен, его элита утонула в море. Вспомним Октябрьскую революцию, сегодняшних либералов, сражающихся за права «нацменьшинств» и «сексменьшинств», а пока превративших Южную Африку, недавно процветавшую страну, в рассадник СПИДа, бандитизма и голода… Потому что только Тора, вернее, ее мудрецы могут точно определить и дозировать, что является добром и по отношению к кому. И не зря почти всегда на переговоры с неевреями ездили духовные главы народа.

– Мы, кажется, вернулись к тому, с чего начинали. Что вызывает у людей из других народов сочувствие, симпатию и пиетет к еврею, а что — буквально натравливает их на нас, и не только чернь?
– Можно, я приведу один пример, притчу, особенно любимую брацлавскими хасидами? У рабби Нахмана есть сказка про царского сына, который залез под стол, разделся догола и сказал, что он индюк. И ни один врач не мог его вылечить. Пришел мудрец, разделся, сел рядом с ним под столом и сказал, что он тоже индюк. И постепенно перевоспитал царского сына. Но возникает вопрос: царский сын захотел стать индюком, но идиотом он не был. Почему захотел? И почему он вдруг поверил мудрецу, что тот тоже индюк? Объясняется очень просто: истинная мудрость — это когда человек в своих глазах «как индюк». И он не считает другого, сидящего под столом, чем-то ниже себя. Единственная причина, которая раздражает неевреев, это когда еврей относится к ним, как врач к больному. Рамбам говорил, что единственное качество, которого нельзя иметь совсем, — это гордыня. И единственная наша «избранность», как я понимаю ее, — это только повышенная наша ответственность за судьбы мира. А не лишний кусок колбасы на хлебе и не большее число лауреатов и чемпионов на душу населения. Может быть, это осознание является единственной причиной популярности моего творчества в нееврейской среде. Потому что «самый пустой человек — это человек, наполненный собой», как написал мой любимый поэт Михаил Лермонтов.

– Марат, тогда каков ваш «рецепт» мира еврейского народа с его соседями? Только позвольте, я напомню вам слова моего любимого поэта, пророка Ирмиягу: «Но тот, кто гордится, пусть гордится лишь тем, что постигает и познает Меня, ибо Я… [шлю] правосудие и справедливость на землю, и лишь это Мне угодно». Еврей должен гордиться своим великим достоянием — Торой, сама Тора напоминает об этом неоднократно! И сказано ведь у наших мудрецов: «Тора пришла в мир — ненависть [со стороны тех, кто ее лишен] пришла в мир»!
– Смотрите, Арье, мир устанавливает Всевышний. Поэтому все земные рецепты в большей степени фальшивы. В «Поучениях отцов» дан только такой «рецепт»: «Преклони свою волю перед волей Всевышнего — и Он преклонит волю других перед тобой». Если мы рассмотрим причины преследования евреев, то в Германии Национал-социалистическая партия пришла к власти потому, что евреи «изменяли Б-гу с социализмом и национализмом», как говорил погибший в Холокосте глава иешивы «Барановичи» рав Эльханан Буним Вассерман.
А женщина, изменяющая мужу, обычно погибает из-за любовника. Ведь даже Анна Каренина бросилась под поезд не из-за мужа, а оттого, что к ней охладел Вронский…

– То есть, Марат, ваш единственный рецепт — скромность перед Создателем и людьми?
– Да.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора