После рыцарских замков и загадочных мегалитов синагоги, пусть даже и древние, могут показаться слишком пресной темой. Тем не менее, именно с ними связано много неразрешенных вопросов, начиная с самого общего: когда вообще появилось то, что мы называем синагогой?
Распространено мнение, что синагоги появляются после падения Второго Храма (который, напомним, был разрушен войсками Тита в 70 году нашей эры). Тем не менее, как и многие другие распространенные мнения, оно является ошибочным. Синагоги существовали уже в Хасмонейскую эпоху (152–63 годы до нашей эры), параллельно с действующим Храмом. Синагоги Галилеи упоминаются Иосифом Флавием. Согласно Евангелиям, Иисус проповедовал «во всех галилейских синагогах». Исследователи предполагают, что к концу эпохи Второго Храма каждое еврейское поселение, как в Израиле, так и в галуте, имело синагогу. На сегодняшний день в Израиле найдено шесть синагог, относящихся к этому периоду. Следующая группа, гораздо более многочисленная, относится к позднеримскому и византийскому периоду.
Византийская эпоха была временем экономического и демографического подъема для Святой Земли. Подъем этот не обошел стороной и еврейское население — до нашего времени дошли десятки синагог, относящихся к этому периоду. Именно об этих синагогах и о загадках, связанных с ними, и пойдет речь.
Поселок Бар’ам расположен на северо-востоке Галилеи. Местная синагога впечатляет своим монументальным фасадом, который является наиболее сохранившимся фасадом среди римских зданий Израиля.
Я говорю «римских», потому что налицо все узнаваемые элементы классической архитектуры, что без труда разглядели немецкие археологи, исследовавшие синагогу Бар’ама в начале века. На основании архитектурного стиля синагога была уверенно датирована II–III веком нашей эры. Все бы хорошо, но израильские археологи, производившие раскопки в конце 90-х, обнаружили под полом синагоги монеты IV–V веков нашей эры. (Следует сказать, что под полами древних синагог часто находят довольно большое количество монет. Так, под полом синагоги Кфар Нахума, о которой речь пойдет дальше, нашли 41 тысячу монет. Этот обычай объясняется, по-видимому, каким-нибудь поверьем.) Раз под полом здания найдены монеты V века, следовательно, сам пол, а также все здание было возведено не раньше V века — это понятно. Непонятно другое: почему здание V века выстроено в архитектурном стиле II века? Представьте себе, что современный строительный подрядчик выстроит здание в стиле, популярном два или три столетия назад, вместо принятого в наши дни! В поисках разгадки археологи стали исследовать фасад здания и обнаружили то, что не заметили немецкие исследователи.
Полукруглое окно над центральным входом расположено не точно по центру — вещь немыслимая в строгой римской архитектуре. Обратите внимание на полукруглую арку: слева она начинается точно над притолокой, украшенной виноградными гроздьями, а справа притолока еще продолжается, пока не упирается в камень, подобного которому нет слева. Теоретик римской архитектуры Витрувий должен был бы перевернуться в гробу, при виде такой вопиющей асимметрии (хорошо, что предусмотрительные римляне сжигали своих покойников). Внимательный анализ выявил около 15 подобных несоответствий и заставил предположить, что строители синагоги просто-напросто разобрали римское здание II–III века и сложили из его элементов, как пазл, здание синагоги. Подобное явление известно и называется «сполия».
В отличие от Бар’ама, загадка которого была благополучно разрешена, знаменитая Белая синагога Кфар Нахума по сей день продолжает будоражить воображение исследователей. Главный вопрос все тот же: датировка. Даже подробности до боли знакомы: первые исследователи датировали здание II–III веком на основании архитектурного стиля. Францисканцы, производившие раскопки в 60-х годах, нашли под полом монеты, самые поздние из которых относятся к концу IV века. Некоторые исследователи (главным образом израильтяне) на основании керамических черепков, найденных под полом, относят здание даже к VI веку. Еще один вопрос: здание построено из светлого известняка (благодаря которому синагога называется Белой) не местного происхождения. Все здания в этом районе сложены из местного темного базальта. Зачем понадобилось везти издалека строительный материал, когда под рукой сколько угодно базальта?
«Сполия», как и в предыдущем случае, могла бы стать хорошим объяснением, решающим большинство проблем. Вот только, в отличие от Бар’ама, синагога Кфар Нахума не дает никаких оснований для подобного предположения.
Впрочем, этим загадки Белой синагоги не исчерпываются. Это самая большая и монументальная синагога, найденная в Израиле. Если она относится к IV–VI векам, то речь идет о византийском периоде, когда официальной религией было христианство. Возникают два вопроса. Каким образом еврейская община небольшого поселка могла позволить себе такую грандиозную постройку? И что еще более странно: как христиане могли позволить возвести огромную синагогу в двух шагах от церкви? Один из исследователей предположил даже, что речь идет о чем-то вроде древнего Диснейленда — мол, скучающие византийцы выстроили аттракцион в виде синагоги, дабы с приятностью и пользой проводить время, выйдя из церкви. Что же, подобное объяснение только свидетельствует о бессилии ученых дать сколько-нибудь вразумительный ответ на этот вопрос.
И наконец последнее. Кфар Нахум — это не что иное, как евангельский Капернаум, пожалуй, главное христианское место в районе Кинерета. Все четыре Евангелия упоминают, что Иисус проповедовал в синагоге Кфар Нахума. Это не может быть Белая синагога, так как она относится к более позднему периоду. Францисканские археологи с жаром искали синагогу I века, но так и не нашли никаких следов. Логично предположить, что, в силу преемственности культовых сооружений, новая монументальная синагога была построена на месте старой. Пробы, сделанные в нескольких местах под полом, подтверждают, что под центральной частью главного зала находятся остатки более древнего общественного здания. Таким образом, скорее всего, «синагога Иисуса» находится под каменными плитами Белой синагоги.
Борис КРИЖОПОЛЬСКИЙ
Фото Станислава ОГУРЦОВА
Об авторе
Борис Крижопольский репатриировался в Израиль в 1990 году из Киева. Служил в армии, в бригаде парашютистов, участвовал в операции «Защитная стена» и во Второй Ливанской войне. Изучал археологию в Хайфском и литературу в Иерусалимском университетах. Окончил курсы журналистики при Открытом университете. Сейчас работает гидом по Израилю, публикует статьи по истории в журнале «Исрагео» и пишет прозу.