Исполнилось 60 лет Матвею Юрьевичу Ганапольскому (Марголису). Известный российский журналист и политический обозреватель, в течение многих лет сотрудничает с радиостанцией “Эхо Москвы”. Автор многочисленных публикаций в российской и зарубежной прессе и нескольких книг о журналистике. Лауреат телевизионных и журналистских премий, ведущий различных радио- и телевизионных программ, посвященных политике, социальным вопросам и культуре. Родился во Львове. Жил и учился в Киеве. Окончил московский ГИТИС, и как режиссер работал в различных театрах страны. В 80-х в Киевском театре эстрады поставил мюзикл «Али-Баба и 40 песен персидского базара» по Смехову, Берковскому и Никитину. Получилось удачно. Спектакль приехал на гастроли в Москву, его увидел Борис Брунов и предложил работать в Московском театре эстрады. Так началась московская жизнь. Очень любил радио. Сначала работал на Всесоюзном радио, потом решил организовать независимую радиостанцию. Перешел на «Эхо». Потом появился «Бомонд» и Ганапольский стал телевизионным ведущим. Потом были телепроекты «Игры гладиаторов», «Большое времечко»…
Поздравляем Матвея Ганапольского с юбилеем! Мазл Тов! Послушаем, что он говорит о себе, о своём творчестве, о еврействе.
На вопрос о том, зачем он сменил фамилию, журналист отвечал в 2002 году: «Дело в том, что у меня было много юношеских документов, где в моей фамилии было бесконечное количество ошибок. И для того, чтобы все это разом убрать, взял фамилию жены. У меня была фамилия — Марголис. Это фамилия покойного отца. Ее можно написать в нескольких вариантах. Ганапольский, правда, не легче, но в то время, когда я приехал в Москву, у меня были очень большие сложности с документами. Тем более сейчас я считаю это правильным, потому что это память о моей первой жене, которая трагически ушла из жизни в довольно раннем возрасте. Об этом я действительно не хотел бы вспоминать, потому что это для меня огромная травма. У меня до сих пор хранится вырезка из “МК”, где сухим и точным языком было все описано. Поэтому те, кому интересно, это там прочитают. Это было более пяти лет назад». (По некоторым сведениям, женщина покончила жизнь самоубийством, выбросившись с бaлкона многоэтажного дома на Новом Арбате – А.З.)
*****
Приехав в Израиль на очередной концерт ” Из России с любовью ” (май 2006 года), Ганапольский в одном из интервью сказал: ” Так сложилось, что это – моя профессия. Я могу, конечно, вскапывать участок на даче, могу водить машину, но так сложилось, что я работаю на “Эхе Москвы” и работаю на телевидении. Я говорю то, что думаю, и стараюсь показывать для аудитории наиболее интересных и значимых людей. Я очень рад, что жизнь так сложилась, что мое хобби совмещается с моей профессией. Нельзя сказать, что у меня есть какая-то цель, что я хочу изменить страну. Я ее все равно не изменю. Я не изменю народ. Если он веками жил так, как живет, то вряд ли после моих интервью он будет жить иначе. Россия – это огромная страна, в ней восемь месяцев зима, в ней недостаток йода, в ней вялая, холодная и скудная жизнь, и вряд ли я что-то изменю. Но, в конце концов, каждый живет для себя. Своя жизнь ведь тоже должна быть интересной. Поэтому, может быть, многое из того, что я делаю, я делаю для самого себя. Для того, чтобы было интересно жить”.
*****
Мой отец из рабочих, мать из служащих. Отца уже нет в живых. А мама, дай ей Б-г здоровья, несмотря на все пережитое в жизни, еще держится. Дело в том, что она осталась, быть может, последней свидетельницей трагических событий в Бабьем Яру, которые учинили фашисты в годы Великой Отечественной войны. Эта ужасная трагедия произошла, когда моей маме было двенадцать лет. Ее детство прошло в Киеве. Когда всех погнали к Бабьему Яру, она вместе со своей мамой тоже вынуждены были туда пойти. Но, к счастью, люди ее каким-то образом вытолкнули из толпы, и моей маме удалось выбраться оттуда. А ее мать, то есть моя бабушка, погибла во время этих событий. И вообще во время войны я потерял абсолютно всех родственников. Именно поэтому, к сожалению, я все детство был лишен бабушек и дедушек… И отец, и мама знали идиш, то, что было доступно и возможно. Это некая традиция, которая существовала тогда во Львове. В те времена не было организованных общин. При той политике государственного антисемитизма, которая тогда проводилась, это было просто невозможно. Но даже в то время, как, впрочем, и сейчас, все соблюдали удобные им традиции, чтобы лишний раз собраться с друзьями, хорошо выпить и вкусно поесть. Поэтому когда я был маленьким, мои близкие отмечали и советские праздники, и украинские, и еврейские. В этом смысле моя жизнь во Львове была очень комфортной… Как-то я разговаривал с одной дамой, весьма мною уважаемой, которая, несмотря на события, которые сейчас происходят в Израиле, старается больше времени проводить в этой стране. Я ее спросил: «А чем же Вы там занимаетесь?» На этот вопрос она ответила: «Я там занимаюсь самовыражением». Это имеет отношение и ко мне. Не могу сказать, что я себя как-то национально ощущал. Это была советская размытость. Еврейская традиция находилась вне меня. Я не знаю идиш, а уж тем более иврит. Сейчас, когда собираемся с друзьями либо когда мне выпадает честь вести какие-то еврейские праздники, то ловлю себя на мысли, что знакомлюсь с этим впервые. Но все же я продукт советской эпохи. Знаю польский язык, польскую и украинскую культуру, но с еврейской традицией начал знакомиться уже во взрослом возрасте, когда передо мной появились соответствующие книги, когда стало возможным куда–то выезжать… Когда я впервые понял, что я еврей? Конечно же, в детстве, когда меня называли «жидовской мордой». Каждый еврей еще в детстве с этим сталкивается. Честно говоря, я не очень на это реагировал. Мне было абсолютно непонятно, чем украинец отличается от еврея. Поэтому относился как к обычным оскорблениям, которые существуют между школьниками. Дальше было сложнее. Все прелести антисемитизма, которые существовали в советское время, я ощутил на себе… Очень часто яркими, заметными людьми в телерадиопространстве оказываются евреи. Но это только им плюс. Это, конечно же, не говорит о преимуществе нации или Б-гоизбранности народа. Думаю, что Гоподь меньше всего занимается карьерными устремлениями евреев в средствах массовой информации. Причем традиционно евреи были мастерами в бизнесе, также были и остаются замечательными врачами и учеными. Сама история нации, бесконечные гонения, рассеяния и принуждения к ассимиляции, может быть, генетически сделали евреев наиболее динамичной, успешной нацией. Везде они чужие, везде они свои. По этому поводу было написано много книг. Но их появления в СМИ чистый эксперимент. Людей нельзя обмануть. Когда пишут о Гусинском или Березовском, то забывают об олигархах других национальностей, у которых многомиллиардное состояние. Но помнят только об этих людях. Ведь очень удобно говорить о том, что евреи погубили Россию. Ну, что же сказать, когда видишь Жванецкого, – да нечего, он просто гений. Он выше всех, но я никого не хочу сравнивать. Здесь критерий такой: на кого интересно смотреть, те и популярны. А уж если в этой прослойке окажется больше евреев, то, боюсь, ничего с этим невозможно поделать, ведь они не сами устраиваются на работу, не являются владельцами каналов. Яркого человека на работу берет любой. Будь ярким, и тогда у тебя не будет конкурентов… Как я оцениваю мастерство Жириновского и Солженицына по еврейскому вопросу? Я читал их труды. Дело в том, что эти книги написаны совершенно разными людьми. Владимир Вольфович – это человек-маска. Очень трудно понять, что он на самом деле имеет в виду, когда пишет. Кроме того, он был у меня в эфире, и я видел, как в процессе разговора меняется его точка зрения. Причем очень пластично, плавно перетекая от одного мнения к другому. Для него самое главное — оригинальность, поэтому его мысли по поводу того или иного вопроса, думаю, его книга не отражает. Он бы написал совершенно другую книгу через 20 минут после того, как написал первую. Что касается Солженицына, тут другое дело и к его книге нужно относиться серьезно. Я ему благодарен за то, что была предпринята попытка глубокого исторического исследования жизни евреев в пространстве России. Исследована жизнь двух социумов, если брать евреев как социум и социум всех остальных. Многие к ней отнеслись достаточно истерично, некоторые умудрились назвать ее антисемитской, но я думаю, что к ней нужно относиться как и к любой книге Солженицына с точки зрения исторического исследования, конечно субъективного, но не надо ругать – напишите свое. Тем более нужно поблагодарить знаменитого русского писателя за то, что он нашел время и написал книгу о жизни евреев в России. Я с большим уважением отношусь к таким вещам… Я пытался в своём сыне воспитать, на мой взгляд, важную вещь — космополитизм. Знаю, что такие вещи многими осуждаются, но это мой выбор и здесь со мной ничего не могут сделать ни ортодоксальные евреи, ни украинские католики, ни русские православные священники. В силу того, что я жил в многонациональной среде, хотел воспитать в нем, прежде всего, ощущение Б-га в себе. Ведь все, что мы делаем, как сказал один мудрец, мы делаем для Б-га, которого ты в себе ощущаешь. Это некий идеал, с которым ты сверяешь свои действия. Мне кажется, жизнь так сложилась, что еврейская традиция заключалась в сидении за столом и выпивании вкусных вин и поедании хорошей фаршированной рыбы. Все остальное в его душе. Безусловно, когда мы с ним ездили в Израиль и видели Стену плача, познакомились с историей этой страны, оказались на вершине горы Моссада, чувство причастности к этой великой истории мы безусловно ощутили. Может быть, многим любителям традиции не понравятся мои слова, но я не считаю нужным носить кипу. Хуже, когда человек внешне самый большой традиционалист, а поступки совершает такие, что удивительно, как этот человек еще живет на земле. Б-г в нашей совести. Когда становится совестно, это и есть реальное проявление Б-жественого. Ведь откуда берется стыд? Человек себя любит, и, казалось бы, расталкивай локтями людей и беги вперед, разделяй и властвуй. Так нет, вдруг появляются какие-то моменты, когда человеку становится стыдно за плохие поступки и даже мысли. Это и есть Б-г. (Из интервью на сайте Jewish.ru 9.04.2002 – А.З.)
*****
Известный философ Василий Розанов говорил странную фразу. Вот послушайте: «Постоянно что-то делают, что-то предпринимают». Такими словами он выражал не менее постоянную настороженность человечества по отношению к словам и делам евреев. Даже сегодня, когда весь мир опутан сетью террора, европейские и российские политики, перечисляя его громкие проявления, иногда исключают из этих своих перечней сражающийся с террором Израиль. «А вдруг евреи там что-то не то делают и не то предпринимают?» Эта же настороженность довлеет и над прошлым еврейского народа.
К любому историческому событию, связанному с евреями, весь прочий честный люд относится с недоверием. «А вдруг евреи там что-то сами присочинили?» Так появились борцы с памятью о Холокосте, утверждающие, что никаких гонений от нацистов евреи вообще не претерпели. Этим ниспровергателям, конечно, трудно. Но они продолжают идти с открытым забралом по пеплу и костям миллионов замученных людей, утверждая, что никакой трагедии еврейского народа в период Второй мировой войны не произошло. Но она произошла! Из истории не выбросишь факты. Их можно только интерпретировать.
*****
Черт побери! Тысячу малосимпатичных заключённых террористов за одного своего солдата Гилада Шалита. Сильно! Израиль, как принято говорить, жжёт! Тут разные мысли приходят в голову. Понятно, что Шалита нужно было вытащить из плена. Но такой ценой?.. Ведь даже если одна десятая из этих террористов снова словит по израильскому солдату, то их в плену окажется ровно сто! Так в чем смысл? Не понимаю, честно!.. А если даже пять террористов из этой тысячи наденут на себя пояс шахида и взорвутся в людном месте, то что будет? Могу сказать: при взрыве пояса шахида обычно гибнет до 30 человек. Обычных горожан, детей, стариков… Посчитайте. Так зачем Шалита менять?.. Честно говорю – логика израильтян тут мне недоступна. То есть я понимаю, что заложника нужно вытащить любой ценой. Но это так говориться – «любой ценой», однако наш опыт показывает, что цена всегда есть, она внутренне и морально определена, и ею тщательно руководствуются. И я не спешил бы осуждать тех, кто в нашей стране поступал по- другому. Перед тем, как осудить их, подумайте – вот если бы вы принимали решение об обмене одного солдата на тысячу террористов – вы бы согласились? Думаю, что многие из вас вышли бы в соседнюю комнату и бились бы там от отчаяния головой об стенку, а потом вышли бы с каменным лицом и сказали бы, что подобный обмен неправомерен. Или отделались бы знаменитой фразой, что «с террористами мы разговор не ведём». Так что, выходит, что мы более чёрствые? Что цена человеческой жизни в нашем понимании меньше, чем в Израиле? Не думаю. Полагаю, что дело в другом: просто израильтяне знают, как сделать так, чтобы эта тысяча террористов не могла вершить свой дальнейший террор. Возможно, дальше их будут отстреливать по одному, возможно травить. А может, на их голову случайно упадут тысяча кирпичей. Я не знаю, у них свои секреты. Но я знаю только одно: у них самая высокая ценность человеческой жизни. Для них солдат, который дрался за свою страну – это элитный человеческий материал, который не может быть предан. И будет сделано всё, чтобы потом не пострадали и все остальные, потому что все они создали свою страну своими руками. Тот, кто живёт в Израиле – избранные не в смысле нации, а в смысле ответственности друг перед другом. Как бы нам научиться ценить ближнего так, как ценят они. Неужели для этого обязательно нужно жить на поле боя?.. ( Сказано на радио ”Эхо Москвы” 12.10.2011 – А.З.)
Источник: www.zelikm.com — «Евреи глазами именитых друзей и недругов»