Один из классических парадоксов Хануки — в Торе греческую культуру называют тьмой, но для цивилизованного мира она выглядит как расцвет философии и мудрости. В чем одно из отличий греческой мудрости от классической еврейской? И как сформулировать эту ситуацию в жанре света и тьмы? Тьма — это отсутствие света. Что отсутствует в греческом подходе к мудрости по сравнению с еврейским классическим подходом?
Один из ответов — еврейская мудрость в основе своей содержит идею Откровения, то есть Б-жественного участия в нашей мудрости. И не только в тексте Танаха, но и в интерпретациях еврейских мудрецов, которые это Б-жественное Откровение раскрывают в своих комментариях. И разница между еврейским и греческим подходами — в наличии или отсутствии идеи Откровения.
Идея Откровения на языке символов может быть описана как идея Света. И соответственно, отрицание Откровения — как Тьма, при том что, с чисто человеческой точки зрения, философская мудрость совсем не выглядит тьмой и собственно подходы и инструменты освоения мира знаний у греков были выдающимися.
Наша ситуация напоминает систему свет и сосуд для Света. Греческие интеллектуальные сосуды (на иврите — келим) были хорошими, но «пустыми». А у евреев был доступ к источнику Света — к Всевышнему. И когда греки предлагали нам свои замечательные, но «пустые» сосуды, это было проблемой для евреев, но и возможностью воспользоваться этими сосудами, чтобы наполнить их Светом Творца.
Так, по мнению исследователей, греки раньше евреев освоили «продвинутые» жанры текстологического анализа. И тексты Гомера они исследовали раньше, чем евреи исследовали текст Торы и Танаха.
Можно сказать что Рамбам, который использовал логику Аристотеля в своих духовных текстах, совместил греческие «сосуды» с еврейским «светом». И когда в еврейском анализе присутствует «посылка» о том, что в тексте присутствует «Свет», — это создает другое отношение и к самому исследуемому тексту, и к процессу исследования.
Хлеб с маслом
У нас возникает вопрос: а что человеку полезного в идее Света? На первый взгляд, можно сказать, что этот самый Свет на «хлеб не намажешь». То есть в грубо материалистическом мировоззрении идея Света выглядит лишней. Но здесь и находится водораздел между мировоззрениями.
Мы исходим из наличия у человека не только тела, но и души. И душа тоже нуждается в «пище». Возникает понятие «пища для души». И Свет (или аспекты Света) можно рассматривать как пищу для души. Эта концепция тоже не столь простая.
Можно выстроить градацию ступеней, в которых будет присутствовать все более «тонкий» Свет для все более высоких уровней души. Даже в светском Советском Союзе фраза «пища для души» была вполне уместной. Обычно она означала произведение искусства, или хобби, или какой-то эмоциональный процесс, связанный с чувствами, восприятием и др. И мы, живя в Союзе, понимали, что «пища для души» в советском понимании была «продуктом» более высокого уровня, чем простая материальная пища. Как говорилось, «не хлебом единым жив человек».
Итак, мы даже без входа в жанр духовности уже построили минимальную шкалу из двух этажей. Таких шкал можно построить несколько. Одна из них может быть построена на базе четырехбуквенного имени Б-га, которое связано с четырьмя мирами — асия, ецира, брия, ацилут.
В этой шкале:
— пища для мира асия — это наша «классическая» материальная пища;
— пища для мира ецира — это «пища для души» в уже упомянутом нами смысле: в виде искусства и различных эмоциональных проявлений;
— пища для мира брия может рассматриваться как «пища для ума», интеллектуальные и творческие идеи;
— пища для мира ацилут — это собственно духовные и религиозные аспекты.
Но то, что является светом для нижестоящего уровня, может быть названо тьмой, если оно не пускает к человеку ресурсы более высокого уровня.
Греческие интеллектуальные ресурсы — «Свет мира брия». Греческая эстетика — «Свет мира ецира». Олимпиада — «Свет мира асия». Но отвергая мир ацилут, греческие подходы становились тьмой для евреев, не дающей «пищу» более высоким уровням души.
Пища может быть более «усвояемой». И одно из значений идеи каббалы — это когда мы «извлекаем» свет из мира Торы, делая его более доступным и раскрытым для наших душ.