Эдгар По в рассказе 1844 года «Преждевременные похороны» пугал читателя: «Самое же тяжкое из всех испытаний, когда-либо выпадавших на долю смертного, — погребение заживо. А подобные случаи — не редкость… подчиняясь какому-то скрытому от нас таинственному закону, магические рычажки и чудесные колесики снова заводятся… подобных погребений действительно не счесть. Я готов по первому же требованию указать хоть сотню таких случаев, за подлинность которых можно ручаться».
После публикации рассказа Америкой овладел психоз — по совету Э. По гробы стали снабжать пружиной, нажатие на которую изнутри распахивало крышку, склепы оборудовали колоколами, в которые, желая привлечь внимание к своему пробуждению, мог бы зазвонить передумавший покойник. Правда, случаев, когда такие предосторожности пригодились, вроде бы отмечено не было.
Впрочем, годом позже после появления «Преждевременных похорон», в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Николай Гоголь напечатал: «Завещаю тела моего не погребать по тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться…» Писатель В. Лидин, присутствовавший в 1931 году при перенесении останков Гоголя с Даниловского кладбища на Новодевичье, обнаружил тем не менее в положении тела великого писателя в гробу странности. «…При жизни будто не живой, и после смерти не мертвый, — этот странный великий человек», — записал Лидин.
Продолжение истории той кладбищенской миграции: черный надгробный камень Гоголя, доставленный когда-то на могилу писателя из Крыма Аксаковым, после перемещения останков автора «Мертвых душ» на «новые квартиры» остался невостребованным и со временем стал надгробием на могиле Булгакова, связав тем самым после жизни двух классиков. Василий Смыслов, один из величайших шахматистов в истории, увлеченный мистикой, излагал мне в 1977 году во время нашей прогулки по Александро-Невской лавре свою теорию, что связь этих двух писателей и их схоже мучительный конец объясняются тем, что они знались с нечистой силой и описывали ее в своих книгах. Я мог бы возразить Смыслову при желании, что Гете тоже писал о Мефистофеле, однако безмятежно завершил свою долгую жизнь в доброй старости. Мистика — дело темное.
Сегодня на страницах газет вновь замелькали истории о пробуждении умерших. Еврейская традиция не видит в этом ничего невозможного.
Мы произносим каждое утро: «Твое могущество вечно, Господь, ты возвращаешь мертвых к жизни… исполняющий Свое обещание возвратить жизнь покоящимся в земле». А в новомесячья читаем в псалме 104-м: «…заберешь у них душу — умрут и в прах обратятся, пошлешь им дух — возродятся…» В Земле Израиля в древности мертвые воскресали. Мидраш рассказывает, как мудрец Рабба, напившись, как положено на Пурим, убил своего коллегу Рав Зейру. А протрезвев — оживил. В книге Млахим II (4:32–36) описано оживление пророком Элишей умершего мальчика: «И потеплело тело ребенка… И чихнул отрок семь раз, и открыл отрок глаза свои». Традиция доносит до нас, что этот отрок, повзрослев, стал пророком Ионой, пережившим в своей жизни немало чудес.
Еще большее влияние произвело на человечество случившееся вроде бы с молодым популярным странствующим проповедником, которого римляне распяли на кресте. Рассказывают, что тело проповедника исчезло из погребальной пещеры, а после, утверждают, его встречали воскресшим некоторые из адептов. Это для Земли Израиля не такое уж уникальное событие произвело на неокрепшие души язычников настолько большое впечатление, что те создали вокруг фигуры воскресшего молодого еврея новую религию.
Недавно на наших глазах произошло куда большее чудо, чем воскрешение одного отдельно взятого проповедника. В 30–40 годы прошлого века все народы мира объединились, чтобы избавиться от европейских евреев. Можно предположить, что выдохлось влияние чуда воскрешения того проповедника, оно уже не питало веру. Христианские народы разуверились в своей религии и решили с ней покончить. А для начала уничтожить корень ее — евреев.
Во главе предприятия встали немцы, остальные с энтузиазмом подключились. Норвежцы, например, присваивающие себе сегодня миссию морального арбитра в мире, депортировали своих евреев в лагеря смерти в Польше по своей инициативе, без приказа немцев. В культурном Каунасе литовцы сделали массовое убийство евреев городским праздником, при стечении на центральной площади большой толпы ликующих горожан. Противник Германии в войне, Англия, обстреливала корабли с евреями, ускользнувшими из Европы, и делала все, что могла, чтобы несчастные не смогли спастись в Палестине. Военный флот США в июне 1939 года отгонял от своего побережья океанский лайнер «Сент-Луис» с чудом выбравшимися из Германии еврейскими беженцами. От Уругвая до Ближнего Востока, от Канады до Австралии не было убежища обреченным на уничтожение евреям.
Единственный наш невольный «благодетель» Сталин, оккупировав в результате сделки с Гитлером значительные территории, успел до начала войны с Германией ограбить и сослать в Сибирь многих живших там евреев, и тем спас их.
Размах уничтожения евреев, казалось, миновал точку невозврата, и народ должен был исчезнуть. Однако всего через три года после Холокоста произошло чудо, и народ воскрес. Немыслимым образом возродилось независимое еврейское государство, упраздненное завоевавшим его Гнеем Помпеем еще в 63 году до н.э., ровно за две тысячи лет до его возрождения. Возобновились дыхание, кровообращение народа. Замечательно заработала функция размножения. Мощный импульс обрела духовность. Израиль с годами превратился в самую успешную экономически и в военном смысле страну западной цивилизации. Если во всех государствах этой цивилизации народы ныне теряют религиозность и вырождаются демографически, Израиль успешен в обоих этих аспектах, определяющих жизнеспособность нации.
Можно возразить, что был уничтожен один народ, а воскрес другой. Тут мы касаемся чрезвычайно неясной темы реинкарнации, вера в которую — часть еврейской традиции. Йехезкель пророчествовал (37:1–22): «Господь опустил меня среди долины, и она — полна костей… И сказал Он мне: сын человеческий! Оживут ли кости эти? И сказал я: «Господь Б-г, Ты знаешь»… Так сказал Господь Б-г костям этим: вот Я ввожу в вас дыхание [жизни] — и оживете… и сблизились кости — кость к кости ее… и вот на них жилы, и плоть поднялась, и покрыла их кожа сверху; но дыхания [жизни] нет в них… так сказал Господь Б-г: от четырех ветров приди, дыхание [жизни], и дохни на убитых этих, и оживут они… вошло в них дыхание [жизни], и они ожили, и встали на ноги свои — полчище великое весьма, весьма. И Он сказал мне: сын человеческий! Кости эти — весь дом Израиля. Вот, говорят [они]: «Иссохли кости наши, и исчезла надежда наша, покончено с нами»… так сказал Господь Б-г: вот Я открываю погребения ваши, и подниму Я вас из погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Израиля… И вложу дух Мой в вас — и оживете… так сказал Господь Б-г: вот Я беру сынов Израиля из среды народов, где ходили они; и соберу их со всех сторон и приведу их в землю их. И сделаю их народом единым в стране той, на горах Израиля».
Многообразно влияние на мир произошедшего уникального воскрешения народа. В первую очередь это видно на самих евреях. Если в течение полутора столетий перед воссозданием Израиля происходил уход евреев из иудаизма, их секуляризация и ассимиляция, то сейчас началось активное возвращение евреев в религию. Евангельские христиане признали мистический характер воссоздания Израиля и с энтузиазмом поддерживают еврейское государство. Католическая церковь на Втором Ватиканском соборе (1962–1965) заменила доктрину замещения иудаизма христианством доктриной дополнения.
Но многие укоренившиеся представления народов из-за произошедшего чуда оказались под угрозой и произвели на свет резкие антиизраильские дкйствия. Конечно, в наибольшей опасности оказалась либеральная секулярная доктрина современной Европы, явившаяся развитием процесса, включавшего в себя вовлеченность европейцев в свершение Холокоста, и связанное с этой вовлеченностью отмирание на континенте христианства. Для европейцев мучительно наблюдать невероятное, мистическое воссоздание Израиля. Принять чудо Израиля как Б-жеский промысел означает необходимость вернуться к какой-то форме религии, связанной с этим чудом. Поэтому понятна все большая враждебность к еврейскому государству все более секуляризирующейся Европы, а также такие истеричные антиеврейские акции европейцев, как попытки запретить на континенте обрезание мальчиков и кошерный убой скота. Существование Израиля и евреев опровергает либерально-секулярную идейную основу жизни европейцев.
С политической победой либералов в США изменилось отношение к Израилю правящего здесь класса. Приоритетной целью внешней политики администрации Обамы стало разрушение Израиля с помощью организации на его территории террористического арабского государства. Все менее дружественной к Израилю становится позиция и американских либеральных евреев, уже создавших антиизраильские еврейские организации вроде пресловутой J-street. Эти либералы защищают свою идеологию, несовместимую с мистическим смыслом происходящего в Земле Израиля чуда.
С другой стороны, кардинальное изменение в истории и в судьбе евреев создало огромные проблемы для консервативной части иудейской ортодоксии (понятна путаница в терминах — ведь существует и иное, в целом либеральное, консервативное направление иудаизма). Для людей, в течение последних столетий противившихся даже изменению фасона их шляп, принять такую магистральную ломку картины мира, как вымаливавшееся ими в молитвах многие века возрождение Израиля, несмотря на очевидный «факт на местности» этого возрождения, оказалось немыслимым. Отсюда их антисионистская позиция, нежелание служить в армии, даже абсурдная враждебность к военнослужащим, защищающим Израиль и их в том числе.
Но совершающееся чудо остается перед глазами у всех и постоянно влияет на мир. И это не может не привнести в жизнь новую духовность, которая кардинально изменит реальность.
13 thoughts on “Воистину… воскресли”
Comments are closed.
«Если в течение полутора столетий перед воссозданием Израиля происходил уход евреев из иудаизма, их секуляризация и ассимиляция, то сейчас началось активное возвращение евреев в религию»
Откуда такая информация?
Антисионистская позиция не «отсюда», а ОТТУДА». === Б.К. === P.S. Можно по-разному относиться к либералам вообще и к иудаизму в частности, однако невозможно себе вообразить члена «Tea Party» с тфилином на голове. А вот представить себе сиониста или даже целую группу из них, состоящих на учете в «Tea Party» вполне.
John Donut #2 50 лет назад среди миллионов советских евреев религиозных почти не было. А сейчас, например, среди прихожан семи ортодоксальных синагог нашего Фаэр Лона полно русскоязычных евреев. Израиль после провозглашения независимости был социалистическим секулярным государством. Сейчас такого не скажешь.
Социализм по определению секулярен. По мере умирания этой химеры идёт возвращение к религии.
Я был бы рад если-бы это была верная информация. Но, я боюсь что дела обстоят не так радужно. Я понимаю что любавические раввины любят выставлять всё в положительном ракусе, включая давно мёртвого их главного «машияха» раввина. Для сбора пожертвований и последущего распила денег, это весьма хорошая схема. Но хотелось бы видеть конкретные цифры, желательно из государственных источников.
Евреи не только всё более активно возвращаются в религию, но и более чутко начинают различать между религией и верой. Всё больше евреев начинают сознавать, что обращение к религии не есть то, к которому Сам Творец призывал Израиль – «обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя». Всё больше евреев опознают в = = странствующем проповеднике, которого римляне распяли на кресте = = не зачинателя новой религии, а совершителя обещанного искупления. «И узнаете, что Я – Господь, когда открою гробы ваши … и вложу в вас дух Мой, и оживёте».
Всё большему числу евреев этот животворящий дух открывается не через веру в реинкарнацию (как часть еврейской традиции), а через его, на 3-ий день опустевший гроб. Когда пришла полнота времени Б-г оживил Его духом Своим.
Когда пришла полнота времени – чуть более 2000 лет после утраты Израилем своей независимости (как тут не вспомнить Его воскресение через два дня на третий) – Б-г позволил евреям стать народом вновь. Тот же Б-г позволил восстать царю Греции («наглому и искусному в коварстве» — как предсказано Даниилом в 8-ой главе), чтобы у евреев «отнята была ежедневная жертва и поругано было место святыни».
И тот же Б-г позволил через 1150 дней (смотри Даниила) очистить Своё святилище.
Мы, празднующие ныне сезон Хануки, конечно опознаем в этом пророчестве, то что в будущем сделается нашим праздником. У нас намного хуже получилось опознать Б-га в Его посланнике, который был осквернён, а затем, на 3-ий день (кстати 1150 дней это чуть больше трёх лет) освящён вновь. Не Израиль, а Он воистину воскрес.
Борис, я всегда с пользой для себя читаю ваши статьи на духовные темы. И хотя мы расходимся в главном, ценю вашу зоркость: = = отмирание на континенте христианства = = это очень точно замечено. Слава Б-гу, что распятый римлянами познакомил меня не с этим отмирающим христианством. Светлой вам Хануки.
петер блядьштейн, вы уже не маленький мальчик а продолжаете верить в сказки. Даже если допустить что тело исуса исчезло из гроба, то это скорее всего из-за того что тело украли. Если вы утверждаете что тело воскресло, то во первых тут нет ничего особенного, так как в древности раввины довольно часто воскрешали мёртвых. А во вторых где это тело? Нет не только воскресшего человека, нет даже его мёртвого тела. Я понимаю что для вас это не первый раз когда вы верите в сказки. Например чего стоит «божественное» зачатие исуса. Если к вам придёт ваша незамужняя дочь и скажет что она «божественно» забеременела, вы поверите ей, или возьмётесь за ремень? И насчёт хануки, в этот праздник евреи перебили не только греков, но и еврейских клоунов которые косили под греков. Так что не косите под греков.
как это вы «красиво» в пылу полемики «защиты» славных завоеваний идышкайта «перевели» имя представителя «конкурирующей фирмы» — ***петер блядьштейн***! Думаю, если бы это было не в блоге, а при личной встрече с этим Петей… если бы с него слетело наносное «смирение и милосердие»…. даже подумать страшно, что могло бы быть с вашим любимым «фейсом», при подстановке левой щеки вместо правой… Значит, на точный перевод своего Ника Иван-Пончик№2 вы не согласны? А других обматюгать — за милую душу? И как же вас после этого называть-обзывать? Джон Донатькин2? Или Джоп домать2? Вам нравится? Нет? Ну так почитайте, как в наших Добрых Книгах пишут: «не называй другого так, как тебе не хочется, чтоб тебя называли». Остальное приложится. Главное, что бы не прилагалось к «фейсу», а то больно и справа и слева. Душевно. Душевнобольно.
Oпущенный серый африканский попугай, порхайте к пипи
Ты, Иуда, удавившись на пригорке
И рассеявшись во время и пространство,
Тенью ходишь в наше время по Нью-Йорку,
Проповедуя основы христианства.
Guberman & Co.
«антисионистская позиция, нежелание служить в армии, даже абсурдная враждебность к военнослужащим, защищающим Израиль и их в том числе.»
сказки бабушки Матрёны, придумайте что-ибудь поновее
Когда отгорят Ханукальные свечи.
Мы сделали праздником обновление и освящение Храма (Ханука), того самого Храма, который тремя веками ранее был нами воскресён из мёртвых. Но сделалось ли для нас праздником то освящение, которое исходило от Б-га и с которым был связан Его Храм? Мы зажигаем меноры возвещая этим символом Хануки о нашем неистребимом и вечном присутствии в мире. И даже не особо ссылаемся на того, чьё слово обеспечило нам это непостижимое умом присутствие. Начиная с создания государства Израиль, возникшего будто из праха (из того самого праха, которым по воле Создателя мы и сделались в этом мире) чудо нашего присутствия ещё более стало походить на воскресение целого народа из мёртвых. Ваша статья, Борис, в этом смысле показательная — вот народ, который
«был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Это слова не из вашей статьи, это из притчи о блудном сыне рассказанной Христом. Нам бы (под этим НАМ я конечно же имею ввиду не христиан, а евреев, с которыми, как бы кого это не раздражало, остаюсь сопричастен) так хотелось считать себя в глазах Творца ожившими из мёртвых и вернувшимися из долгих блужданий. Но при всём хотении не стоит связывать метаморфозу возрождения Израиля с нашей новой религиозной активностью или же видеть в этом действие Духа Святого. Он силен оживлять, но к нашему собиранию отношения не имеет. Дух Святой воскресил другой персонаж нашей истории и возрождает воистину причастных к Нему. Наш случай другой — это не обращение блудного сына к отцу, но решение отца заняться судьбой блудного сына хотя он так и не поменял своего поведения: «Ты умилосердишься над Сионом; ибо время помиловать его; ибо пришло время» (Псалом 102).
Когда подошли к концу 70 лет плена Б-г открыл нам путь из Вавилонских пределов, потому что пришло время возродить Храм. С этим 2-ым Храмом будет не только связана история Хануки, но и смерть Мошиаха и тот исход из гробов наших, который предрекал Иеремия.
Кому интересно на эту тему, может читать дальше.
Все еврейские праздники, перечисленные в Торе укладываются в период от весны (Песах) до осени (Суккот) — время трёх урожаев на земле Израиля. Второй период представлен всего двумя событиями — Ханука и Пурим. Оба эти праздника имеют более позднее происхождение и касаются отношений евреев с другими народами
(есть ещё один явно наш праздник — Рождество — который лучше не праздновать, лучше самому родиться от Б-га Духом Святым).
И Пурим и Ханука знаменуют военные победы Израиля, причём, в обоих случаях явно присутствует рука Всевышнего. В Пурим мы победили своих зложелателей и пресекли широко обьявленный еврейский погром, которым собиралась потешить себя великая по тем временам империя — Персия. Эта история подробно описана в одной из книг ТаНаХа. Как известно, события другой войны, которая велась уже с другой великой империей — Грецией (ставшей мировым лидером после Персии) — никак не отражены в ТаНаХе, ибо его последний автор (пророк Малахия) умер за 200 лет до событий Хануки. В Библии ни словом не упоминается чудо храмовой меноры и чудо победы в войне, которую Маккавеи вели с греками и эллинистами. Нам стыдно вспоминать, но в истории Израиля эта война была первым «братским» религиозным конфликтом. По нынешним понятиям, это уже была «война культур», война между прогрессивными евреями противоставшими «религиозному засилию»
и евреями за иудаизм и национальную самоидентификацию. И всё таки, Библия не только содержит пророчество о Хануке, но и связывает её с приходом Мошиаха.
Книги еврейских пророков содержат множество опознавательных знаков Мессии, но предсказание времени Его прихода можно обнаружить только в книге Даниила и только этот пророк упоминает Грецию и её будущее нашествие на святой народ.
Даниила многое что отличает от прочих еврейских пророков. Он жил в изгнании и писал не на святом языке (языком Вавилонской империи был арамейский), видимо поэтому равины не относят его к пророкам и не приветствуют изучение его книги. Но особую недоброжелательность Даниил снискал за свои предсказания о Мессии.
Самая знаменитая девятая глава из книги Даниила говорит о 70-ти семилетиях или «седминах», которые «определены, чтобы запечатаны были грехи и заглажены беззакония … и помазан был Святый святых». Уже одно то, что приход Христа, (так звучит Машиах на греческом) будущего Помазанника Божьего, пророк связал не с обещанием Израилю мира и благополучия, а с искуплением наших беззаконий
и грехов — ставит Даниила вне русла привычного для иудаизма понимания. Жизнь пророка пришлась на годы великих потрясений особенно болезненных для Израиля.
Мощнейшая империя (Вавилон) разрушила Иерусалим и Храм, а евреев переселила в плен. С упоминания этого наказания и срока Божьего гнева и возмездия — 70 лет — Даниил и начинает свою самую мессианскую главу. Время, на которое Израиль был извержен из земли Бог определил по неверию нашему. Подобным же образом 40 лет
пустыни народу достались за то, что 40 дней осмотра земли завершились неверием.
70 лет изгнания и плена постигли евреев за то, что они 70 раз не исполняли заповедь «шмиты» — покоя. Каждый 7-ой год Бог установил субботним для земли и в связи с этим запрещал засевать её и совершать любые работы. Когда пренебрежение народа Божьим указом повторилось 70 раз, т. е. когда нашему непослушанию исполнилось ровно 490 (= 70 х 7) лет, Всевышний исполнил над нами то, что обещал ещё в Торе:
«когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои». Свою пророческую главу о грядущих 70-ти седминах (которым предшествовали 70 лет, проведённых в «земле врагов», а затем собирание на своей земле) Даниил не случайно начинает с упоминания об истекших 70-ти седминах. Именно так Создатель удостоверяет неизменность Своих замыслов. Как неотвратимо и точно Он совершил над Израилем худое, так же неотвратимо Он исполнит и доброе. Как прошлые 70 седмин увенчало обещанное Им возмездие, так и будущие 70 увенчает обещанное Царство Небесное. Как Божие долготерпение
завершилось великим бедствием, так Святый Святых завершит Божие избавление:
Он загладит беззакония и запечатает грехи, и будет помазан на Царство, но прежде …
Вот, что случится прежде Его помазания: «по истечении 69 (из пророческих 70-ти) седмин предан будет смерти Христос, а город и Святилище (Иерусалим и Храм) разрушены будут народом вождя …» Что это будет за народ и кто будет его вождём Даниилу закрыто. Но Господь откроет ему (живущему при дворе царя Вавилонского, того, кто первым спалил город и Святилище), что спустя время Храм будет отстроен, однако, после смерти Христа, разрушен опять. Более того, 8-ая глава книги Даниила сообщает об осквернении ещё не построенного второго Храма и о том, кто сотворит «удивительные опустошения … и святыня и народ святых будут попираемы». Имя этого вождя Даниилу тоже неведомо (в отличие от нас, знающих, что речь идёт об Антиохе-Епифане). Зато пророку известно другое — будущее могущество Греции, которая вознесётся над Персией и станет попирать Израиль, творя замысел Господа.
Даниил называет точный срок — 1150 дней, или чуть больше 3-ёх лет — по истечении его, осквернённый Храм (в котором прекратится ежедневная жертва) будет очищен. Это точное до мелочей описание событий будущей (более чем через 3 века) Хануки вовсе не содержит упоминаний о чуде семидневного горения меноры. Это чудо мы, сочли главным в празднике, но, как говорится, Богу виднее и Хануку Он сочетал не со свечами и победой Израиля. Назначение праздника света бросить пророческий свет на приход Помазанника и победу, которую Он совершил над грехом и смертью. Эту победу Господь предварил осквернением Храма, а завершил — разрушением его.
Как с Ханукой связано очищение Храма, так и за смертью Христа последовало Его воскресение. Как Храм был освящён спустя три года после его осквернения, так на 3-ий день Песаха (праздника Исхода и дня смерти Христа) Иешуа явил Себя вновь.
Как только Он восхитит с земли Свой народ, начнётся отсчёт 70-десятой седмины.
Петр, ваше проповедническое многословие приводит в тихий ужас весь наш маленький, но гордый Еврейский Мир.
Где-то даже в ваших Добрых Книгах об этом что-такое есть: «… ибо думают они, что в своем многословии будут услышаны, а сами, как кимвал бряцающий…». Похоже, что вы из секты свидетелей иеговы, т. к. там есть закон «проповедовать на перекрестках и площадях». Фигурально — «тащить за волосы в рай». Коммунисты уже так делали. Не удивлюсь, что скоро тут появится не только добрая-старая христианско-демократическая партия, а коммунистически-свидетельская (и). Оставьте, батенька, «жизнь сама рассудит, жизнь сама накажет», как пел Высоцкий.
А еще у нас есть новая песня 2000 летней давности молодых энтузиастов «хай жывэ израиль»! А вы хотите нас фигурально выражаясь «под монастырь» подвести, где мы и сгинем окончательно в ассимиляции, еще до победного шествия мессии! И ваша братва не будет иметь нашего последнего еврейского щастя увидеть нашу последнюю еврейскую хохмочку из второго псалма — мессия окажется «наш», а не «ваш». вот будет весело!
Питер! Я уже обращался к вам с просьбой: уйдите с этого сайта. Оставьте ваши проповеди для христиан. Евреев не переломили и похлеще вас. У вас здесь шансов : ноль. Поверьте, мы все здесь разные, и точка зрения на еврейство у нас разная. Но по отношению к вам мы едины. Не пишите длинно- никто даже не читает это. Я верю, что вы хороший человек, может быть вы даже заблудший еврей. Бросайте вашу писанину, берите бутылку кошерного вина и приходите к нам обратно. Мы все простим.