Об авторитетности и творчестве

Одна из проблемных тем для современных евреев — как понимать и принимать авторитетность мнений еврейских мудрецов.
Тема эта обширная — мы наметим ключевые моменты.
Сам предмет стоит разделить на две части: еврейский закон — Галаха (соблюдение заповедей) и еврейское мировоззрение (включая философские вопросы, толкование событий в сюжетах Танаха и др.).
В галахических аспектах подход гораздо более жесткий и разногласий гораздо меньше, в мировоззренческих аспектах само разнообразие (при наличии авторитетности мнений) поощряется, так как расширяет смысловое поле и позволяет охватить больше аспектов и деталей.
Этапы авторитетности стоит условно разделить на три эпохи: классическую, хасидскую и современную.
Классическая эпоха задала очень жесткий подход к авторитетности. Каждый автор, чье мнение иудаизм воспринимает всерьез, предварительно проходил «жесткую» школу учебы, изучая всю предыдущую классическую систему. У этих авторов также должен был быть личный наставник (из авторитетов предыдущего поколения), который проверял их понимание. В результате учебы и проверок такой автор должен был пройти официальную процедуру «утверждения» другими мудрецами (условно говоря — вхождение в клуб авторитетов). Мнения наших авторитетов прошлого строились на мощном фундаменте, и поэтому эти мнения и выводы вызывали в народе полное доверие.
Хасидизм привел к новой ситуации.
Некоторые из хасидских учителей не считались авторитетами в классическом понимании. И их идеи (в основном мировоззренческого плана, а не галахического) могли выглядеть новаторскими и не стоящими на плечах классиков. В результате появления хасидизма «аудитория» разделилась на три (условные) группы.
Возникали группы последователей хасидского мудреца. Они (внутри группы) воспринимали его как авторитет, принимая его идеи целиком.
Благодаря ситуации возникло «много хасидизмов», так как каждый хасидский мудрец мог создать свое направление.
Вторая группа — это приверженцы старой классики (называвшие себя литваками или миснагидами), которые сохраняли верность старой школе и, в принципе, не принимали всерьез хасидские идеи.
И могла возникнуть третья группа (не хасиды и не литваки) — которые брали на себя «свободу выбора» интересоваться хасидскими идеями и выбирать для себя отдельные фрагменты творчества разных хасидских мудрецов (при этом понимая их меньшую авторитетность, чем мнение «классиков»).
В настоящее время произошла еще одна «революция». К творчеству приобщились «народные массы». В частности, возник жанр, который назвали «бейт-мидраш» (старый термин с новым наполнением). Можно описать этот процесс как создание «творчески-дискуссионных» групп из современных интеллигентных образованных и любознательных людей, которые не обязательно религиозны в строгом понимании, но имеют интерес и уважение к традиции и творческие взгляды.
В рамках этого жанра участники могут порождать новые идеи и смыслы, которые могут быть очень интересными и свежими.
Важно только понимать, что плоды этих групп свежи, но не претендуют на авторитетность.
При этом чем более образованны в иудаизме участники бейт-мидрашей, тем больше «шансов», что их идеи будут находиться «в русле».
В идеале было бы замечательно совместить новаторство и авторитетность. Было бы хорошо, чтобы авторитетные «знатоки классики» рассматривали находки «народа» и оценивали их с точки зрения соответствия еврейским принципам. А с другой стороны, чтобы современные «креативные» генераторы идей параллельно изучали классику (укрепляли свою «базу»).
Также (в том числе благодаря идеям рава Кука) возникают тенденции параллельного рассмотрения еврейских идей и концепций разных наук и культур (что проливает «новый свет» на идеи Хануки), но это тема для отдельного материала.

В среду, 13 ноября, в 7 рм состоится встреча с равом Йосифом Менделевичем.
Это — человек-легенда, один из самых ярких диссидентов Советского Союза, борцов за права евреев на выезд и права на соблюдение традиции. Он был одним из организаторов знаменитого «самолетного дела».
Проект совместный — синагог Jewish Center of Brighton Beach и Young Israel of Brighton Beach.
Мы приглашаем всех на эту встречу в синагогу Young Israel по адресу: 293 Neptune ave. (угол Brighton 4th st.), вход с Brighton 4th. St.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора