60 лет исполнилось Леониду Александровичу Радзиховскому, блестящему российскому журналисту, независимому политическому обозревателю и публицисту. Он кандидат психологических наук, специалист по истории психологии. Работал в Институте психологии Академии педагогических наук СССР. С декабря 1995 по 1997 — политический обозреватель журнала «Огонек». В 1996 был спичрайтером кандидата в президенты РФ Александра Лебедя. 1997-2000 — политический обозреватель газеты «Сегодня». С 2000 года – сотрудничает с рядом СМИ. Радзиховский о себе: «Родился в 1953 году, закончил МГУ, психолог, кандидат наук. Журналист, работал в «Огоньке», «Сегодня», «Итогах», «Российской газете», на телевидении (1 и 2 канал), на радио «Эхо Москвы», печатался в десятках газет и журналов, на моем счету, наверное, добрых две тысячи статей. Участвовал в разных избирательных кампаниях 1993-2000 годов. Ну, что еще? Еврей, лысоватый, сутулый, с психологией вечного робкого подростка. Возраст и национальность не чувствую, но помню. По взглядам (убеждения – это уж слишком!) скептический либерал и умеренный циник. По темпераменту – мямлик. По образу жизни – так и остался с привычками мэнээса. По религиозным убеждениям – агностик. Хобби есть, но секрет. Личная жизнь есть, но тоже секрет. Кумиров нет – и не только в политике. Любимый город – Париж. Слушайте, ну, наверное, хватит. И так уж слишком подробно».
Леонид Александрович является Лауреатом премии ФЕОР «Человек года» 2005 г. Ведёт свою регулярную колонку в газете «Еврейское слово», которая вызывает широкий общественный резонанс и мне, как еврею, представляет особый интерес. Это мой любимый автор. Друзья и знакомые, зная моё особое пристрастие к Радзиховскому, часто присылают мне по электронной почте его статьи. Любят евреи этого журналиста, считая, что он – настоящий гигант мысли. Возможно, не зря так считают. Ничего не скажешь, талантливый журналист. Вот и шлют мне его выступления и статьи. Довольно часто. Даже чаще, чем пишет сам журналист. Ибо мои друзья иногда повторяются. Любознательные могут ознакомиться с этими материалами в моём Досье / www.zelikm.com /. Надеюсь, что они понравятся моим единомышленникам, евреям с развитым националным самосознанием. И не только им. За антисемитов не ручаюсь. Щёлкните по названию статьи, которая вас интересует и читайте. Рекомендую, не пожалеете.
*****
Нам, понятно, нравятся те, кому мы симпатичны, нам противны те, кому мы противны. И все же постараемся отойти от такой эгоистичной, эгоцентричной позиции, насколько это возможно. Как ни крути, отношение к евреям – лишь одна, в конце концов, для большинства людей совершенно незначительная деталь. Но вот отражается ли в этой капле весь человек, является ли этот признак системным? Попросту говоря, можно ли считать, что юдофил, скажем, не в «еврейском вопросе», а вообще – человек более добрый, справедливый, разумный, терпимый, чем юдофоб? Казалось бы, юдофилия и юдофобия – вполне определенные симптомы. Ясно, что терпимость и любовь к другим людям, народам – качества хорошие, нетерпимость и ненависть – скверные, а фобия – просто психическая аномалия. Но вот мне, например, несимпатичны защитники палестинцев (тут со мной почти все читатели «ЕС» легко согласятся) и чеченцев (а тут большинство читателей меня осудит). Чем же могут быть неприятны эти гуманные люди?..
* Я попытался судить о массе по лидерам. Вспомним наиболее известных русских юдофилов ХХ века. Философ Вл. Соловьев, Короленко, Горький, Андрей Платонов, Евтушенко, Окуджава, Цветаева, Ахматова, Шостакович, Сахаров, Витте, Милюков, Капица, Григорий Распутин, Ленин, Бухарин, академик Леонтович, академик Гамалея, Маяковский, Твардовский, Симонов, академик Тамм, академик Скрябин, Берия, Горбачев, Ельцин, Путин, Лужков, Алла Пугачева… Ряд произвольный – первые, кто пришел в голову. Кстати, тоже по-разному относились к евреям – скажем, иные высказывания того же Витте или Твардовского могут многих евреев покоробить. И все-таки в основном (несмотря на «отдельные исключения»!) перед нами, как ни крути, – лучшие люди, то, что называется «совесть России». В лживости, продажности, глупости их не обвинишь. А вот пришедшие мне в голову русские юдофобы: Николай II, Сталин, Хрущев, Шафаревич, академик Понтрягин, академик Виноградов, Василий Розанов, Солженицын, Астафьев, Валентин Распутин, Белов, Проханов, Кондратенко, Макашов, Пуришкевич, Шульгин, Марков второй, Лев Гумилев, Шолохов, Есенин, дирижер Голованов…Тоже, черт возьми, не последние люди есть в этом ряду! И тоже по-разному относились к евреям – тот же Солженицын сто раз гневно отрицал, что он антисемит. Не назовешь всех перечисленных продажными лжецами и идиотами, не у всех рога на лбу растут…И все-таки, на мой вкус, этот второй ряд – почернее, потяжелее, поболезненнее как-то. Спертый тут воздух, многовато злобы (совсем не только к евреям!) и комплексов, маловато внутренней прозрачности…
* По-моему, будь я русским, которому абсолютно неинтересны евреи, я бы захотел общаться не со всеми юдофилами, но уж точно постарался бы сбежать от большинства «защитников русских» из числа юдофобов.Да, юдофилия и юдофобия – не абсолютные критерии. И все-таки это системные симптомы. Мойте руки, пообщавшись с антисемитами, а еще лучше – не подавайте им руки. ( ”Еврейское слово” № 20, 2004 – А.З.)
*****
Евреи – необычный народ. Их положение в меньшей степени зависит от того, как власть, глава государства относятся собственно к евреям – и в большей степени от того, насколько открыта и демократична страна в целом. Так было во всем мире, по крайней мере, в течение последних 150 лет. Иначе: евреям лучше, если президент демократической страны их “не любит”, чем если диктатор к ним относится “терпимо”. Поэтому судьба евреев в России определяется тем, сохранятся ли в России какие-то элементы демократии – или нет… Евреи представлены (как в России, так и в любой другой стране) среди «левых» и среди «правых», среди «патриотов» и среди «космополитов» (а время от времени это одни и те же люди, например, Березовский, Чубайс, которые перелетают с одной стороны на другую). Никакой «еврейской» политико-идеологической ориентации нет – есть только некоторая повышенная бойкость во всех направлениях, но это уже черта национального характера. И еще: любая политика – грязное дело, и евреи-политики ничуть не грязнее других. Просто, опять же, бойчее…
*****
Еврей – не профессия, не призвание, не преступление, не наказание, не подвиг и не награда. Но нет еврея, для которого его национальность совсем не имела бы значения. Представить в России латыша или украинца, или даже грузина, который не придает своему происхождению ни малейшего значения, я могу (может быть, потому, что сам не принадлежу к этим нациям?), а еврея – не могу. То есть и многие евреи забыли бы о своей национальности – но им напомнят!
*****
Надо ли писать о еврейском вопросе и антисемитизме? Или лучше сидеть тихо – авось, нас и не заметят? Не тронь, оно вонять не будет…Вообще, вопрос бессмысленный. «Каждый пишет, как он слышит» – никто, к счастью, не вправе никому приказывать, как и о чем писать. Естественно, до тех пор, пока существует еврейская пресса, она будет писать о евреях – следовательно, и об антисемитизме. Есть евреи «чистые» и «смешанные», сефарды и ашкеназы, евреи почти всех стран мира, иудеи, христиане и атеисты, националисты и интернационалисты, евреи «местечковые» и космополитичные, богатые, бедные, умные, глупые и т. д. и т. п., но единственный интерес, который объединяет подавляющее большинство таких абсолютно разных людей – это антисемитизм. Евреи – это, прежде всего анти-антисемиты. Могут ли публикации в еврейской прессе спровоцировать антисемитов? Безусловно. Но они и без этих публикаций найдут чем спровоцироваться в очередной раз. Антисемитизм, как и всякая фобия – не результат внешних воздействий, а состояние души, евреи живут не вовне, а в сознании и подсознании настоящего антисемита. Наши действия, слова, да и мы сами абсолютно не нужны, чтобы он в своей душе опять и опять замкнул электрическую цепь садо-мазохистской злобы-обиды-гнева-зависти-презрения, испытал привычный оргазм антисемитизма. Так что писать с оглядкой на антисемитов, по-моему, глупо. Вот я на них и не оглядываюсь – пусть их читают…
*****
Моя точка зрения следующая. Значит, я бы развел две проблемы. На бытовом уровне, как я это ощущаю непосредственно как еврей, который так или иначе с этим сталкивается в Москве и на политическом уровне. На бытовом уровне я этого не ощущаю или, скажем так, ощущаю не больше, чем в течение всех последних десяти лет. На политическом уровне – да, здесь могут быть серьезные проблемы, пока их нет, но они могут быть. Почему? Потому что когда Путин пришел к власти, он у большой группы антисемитов (антисемитизм – это традиционная болезнь нашей страны, к слову сказать, не только нашей, но в России она в особо запущенной форме, это известно), так вот у большой группы антисемитов приход Путина вызвал огромные надежды и до сих пор надо сказать, что Путин с моей точки зрения эти надежды не оправдал, хотя три олигарха, с которыми он боролся, все, как на подбор, Гусинский, Березовский, Ходорковский. Но я думаю, что для Путина они ценны не тем, что они евреи, объединяли их не по этому признаку и борьба с ними велась не по той причине, что они евреи. Больше того, я думаю, что борьба с ними не превратила Путина в антисемита и не превратила его в противника всех евреев в целом. Я на это надеюсь, по крайней мере. Каждый раз, когда возбуждалось дело против очередного еврейского олигарха, в Интернете бешеный всплеск восторгов, огромная радость: “ну наконец-то их додавят, ну наконец-то их уничтожат, ну наконец-то Путин начал делать то, за что мы его любим, за что мы голосовали” и так далее, но каждый раз Путин эти надежды не оправдывал, до сих пор. Продолжения по еврейской линии не следовало… По-моему, абсолютно не существует (государственного антисемитизма – А.З.), хотя я уверен, что в Кремле есть масса людей, которые и лично антисемиты, и еще больше людей, которые понимают, насколько это выигрышная карта. Пока дела в России не настолько паршивые, чтоб пришлось с этой карты ходить. (Из беседы на ”Эхо Москвы”, 20.01.2005 –А.З.)
*****
Не тронь … оно вонять не будет» – так определил свое отношение к «патриотической песне» прокурор Устинов. По-житейски, это кажется правильным. Думаю, что примерно так, со вздохом рассуждает и большая часть еврейских стариков, доживающих свой век в России (как известно, больше половины из 200.000 евреев, оставшихся в России и составляющих, по смелой мысли патриотов, ее главное несчастье – люди, которым хорошо за 50; их дети или уехали, или «полуевреи», «четвертьевреи» и т.д. и т.п.). Кроме того, нельзя не согласиться, что запах, цвет и прочие характеристики «патриотического блюда» г-н прокурор обозначил весьма точно. Да, именно такова позиция властей. Как и у стариков она продиктована инстинктом самосохранения. Старые евреи и «молодой, здоровый Кремль» едины в одном : в глубоком и молчаливом убеждении, что Россия – страна безнадежно антисемитская («кухонный антисемитизм в России неискореним» – опять же цитата из Устинова). А потому – не трожь, вонять не будет …
*****
Сейчас скорее возникает вопрос, можно ли говорить о существовании нееврейской журналистики. В России очень многие журналисты евреи, наполовину евреи или с какими-то долями еврейской крови. Так что если определять с точки зрения формальной и считать еврейской журналистику, которой занимаются люди – в той или иной степени этнические евреи, то она доминирует. Если же говорить о журналистике не по этническому признаку, а по признаку темы, о той журналистике, которая пишет о еврейском вопросе – то она, конечно же, очень маленькая, бледненькая – что вполне адекватно, ибо еврейский вопрос в России остро не стоит и не является первоочередной политической проблемой…
* Больше того. Как раз антисемитизм боится света, воздуха, боится прямого разговора. Очень мало кто из них готов вслух и ясно выразить свои чувства, назвать себя антисемитом, призвать к войне с евреями. Прямое слово – не их оружие, их оружие – намек с глухой угрозой и злобой. Люди из подполья… Отлично! Вот и задача – вытащить их из подполья. Во всяком случае, с тех пор, как слово «еврей» стало звучать вслух, в СМИ, атмосфера у нас в стране стала куда спокойнее и здоровее. Конечно, своими словами (и делами!) можно спровоцировать неприязнь к евреям и у людей достаточно нейтральных. Например, оскорбляя их религиозные или национальные чувства, демонстрируя свое презрение к «этой стране», «этому быдлу».
* Скажем, я считаю, что вполне бестактно поступил «один олигарх», покупая на «свои» (так-таки «свои»?) нефтедоллары «Челси», «другой олигарх» – показывая на своем НТВ «Последнее искушение Христа» или «третий олигарх», желая одновременно быть и гражданином Израиля, и секретарем Совета безопасности России… Конечно – и тут преувеличивать не стоит, – нормальный взрослый человек все-таки не переносит свое раздражение по поводу поступков и манер одного человека даже на его родных, тем более – на всю нацию. Даже если эта нация – евреи. Но если евреи не хотят нести ответственность за «своих» олигархов, то не стоит их и защищать, создавая иллюзию круговой поруки.
* Что ж – отчасти я согласен с таким пониманием ситуации. Действительно, в СССР было 2.000.000 евреев (перепись 1970 года), уехало, по официальным данным 1.700.000, да еще естественная убыль от ассимиляции. Так и осталось 200.000 – за 30 лет уменьшение в 10 раз ! Казалось бы, нетрудно сообразить, что если все несчастья России от евреев, то раз число евреев уменьшилось в 10 раз, жизнь в России должна резко, скачком улучшиться. А если этого не произошло, то, наверное, не в евреях дело, впору пересматривать исходную аксиому. Однако, этого не происходит. Как в Польше, как в Румынии, Прибалтике, других странах начинается последняя фаза антисемитизма – евреев нет, еврейский вопрос есть. Доводы разума бессильны, поделать с этим нечего, остается «не трогать» и надеяться, что со временем … окаменеет, перестанет вонять, а затем и вовсе в труху обратится. Однако, жизнь опровергает этот фаталистический взгляд. «Не трогать» значит – не убирать. А если «оно» не убирается, то вонь резко нарастает, на каждом шагу начинаешь вляпываться, подошву не ототрешь. Что и происходит …И здесь надо четко понять разницу между «кухонным» и «политическим» антисемитизмом. Первый, действительно, частное дело любого крутова. Сиди дома, жди погрома (т.е. мечтай о нем). Хотеть – полезно, а больше уже ничего не хочется …Но справляй нужду дома ! А если вылез с этим на улицу, то рискуешь нарваться ! И уж если сунулся «прямо с нуждой» да во двор прокуратуры – нарвешься наверняка. Но если в прокуратуре тебя не хватают за шкирку, а меланхолично отвечают «а пошел бы ты, Вася, не вонял тут …», то иначе, чем поощрением это не назовешь.
* Вполне возможно, что в Европе антисемитов не меньше, чем в России. Инцидентов с избиениями евреев там, во всяком случае, фиксируют больше. Но ни один депутат парламента, чтобы он не думал «дома», не посмеет подписывать тот бред, с которым 20 членов Думы сунулось прямо в прокуратуру ! Почему не посмеет ? Потому что услышит в ответ не «а пошел бы ты … !», а совсем другое «Вы, г-н Х. нарушили закон такой-то, параграф такой-то и против Вас возбуждается уголовное дело по признакам таким-то» – ну и прочая юридическая занудь. Вот вся разница между обществом правовым и бесправным, Россией и Европой, XXI веком и Средними веками. Поэтому там вероятность фашизма много меньше, чем у нас.
* Антисемитизм – это очень общее понятие. Есть бытовой антисемитизм, который существует очень долго и переживет евреев в России. С моей точки зрения, евреям в России недолго осталось существовать как более или менее значимой популяции. Среди людей молодых чистых евреев я почти не встречал или встречал очень редко. Одно – два поколения – и евреи окончательно растворятся. А бытовой антисемитизм останется. Но политической проблемой он не является…
* Государственного антисемитизма в России нет по крайней мере с 1989 года. Партий, которые делают себе имя на антисемитизме, в России, пожалуй, тоже нет. Есть те партии, которые склонны время от времени разыгрывать эту карту, но она для них не является центральной – даже для партии “Родина”. Поэтому на данный момент политической проблемы антисемитизма в России нет. Другой момент – что евреи особый народ. Они занимают особое положение. Ненависть к евреям, антисемитизм – это не самодостаточное явление, это часть общей политической ситуации. Если начнется острая конфронтация с Западом, усилятся антиамериканские настроения, будет общий поворот государства в сторону закрытости, в сторону милитаристского психоза, авторитарного государства – то, несомненно, евреев вытащат как козлов отпущения, начнется антисемитская государственная пропаганда. И наоборот. Пока у страны – хотя бы частично – нормальные отношения с Западом, пока в стране хотя бы частично затребованы либеральные ценности – антисемитизм не может являться государственной политикой…
* Антисемитизм далеко не в первую очередь связан с евреями, их наличием, поведением и так далее. Безусловно, тот факт, что, как казалось публике, большинство олигархов были евреями – что, кстати, никогда не было правдой, – разжигал определенные чувства. Теперь и этого нет. Олигархов-евреев в России почти не осталось. Остались те, кто имеет чисто русские фамилии. То есть олигарх-еврей и олигарх нееврей различались чисто фонетически, поскольку никакой разницы в их бизнесе и поведении не было. Конечно, такие люди, как Березовский, Гусинский, Ходорковский своей политической активностью вызывали острую реакцию. Но теперь их нет, и эта проблема тоже не стоит. В России антисемитизм – это символ. Символ антизападного, милитаристского поведения властей… Я, как журналист, уже давно вышел из возраста оголтелости, когда я кого-то пугаю или меня кто-то пугает. Я уже немолодой человек, стараюсь никого не пугать, да и меня запугать трудно – я имею в виду не физически, а политически. Наверное, это тоже еврейский стиль. Хотя еврейский стиль – он и крикливый, и оголтелый. В данном случае я не вкладываю в слово “крикливый” осуждение, это особенность стиля. Наиболее “крикливые” и “оголтелые” журналисты – тоже евреи. Возьмите Минкина, Леонтьева и Белковского, причем их оголтелость имеет разный политический окрас. Я, как мне кажется, представляю другое крыло. Хотя, возможно, существуют особенности национального менталитета, которые проявляются и у них, и у меня. Но это трудноулавливаемая вещь. (Из интервью с лауреатами премии Федерации еврейских общин России “Человек года – 5765″. Сообщение Агенства еврейских новостей/AEH/ – А.З.)
Источник: www.zelikm.com — «Евреи глазами именитых друзей и недругов»