В Бруклинский федеральный суд поступили два иска, обвиняющие ответчиков в дискриминации и нарушении гражданских прав. В первом иске родители 10-летнего мальчика-мусульманина и их адвокат обвиняют городское управление общественного транспорта МТА и не установленного водителя автобуса маршрута B-39.
В иске утверждается, что в октябре прошлого года около 3 часов дня мальчик возвращался из школы домой в бруклинском районе Sheepshead Bay. При входе в автобус он не мог найти свою метрокарту и стал вслух молиться по-арабски, заклиная милосердного и милостивого Аллаха помочь ему. Молитва помогла, мальчик нашел метрокарту, но водитель обозвал его террористом и не впустил в автобус.
Добравшись до дома, мальчик рассказал об этом родителям, и они подняли тревогу, обратившись к адвокату Хайдеру Накви. В управлении общественного транспорта мальчику показали фотографии всех водителей автобусов этого маршрута, но он не опознал своего обидчика. Тем не менее его семья требует от управления компенсацию за страдание, которое перенесло бедное дитя, в трудную минуту призвавшее на помощь Аллаха. «Он маленький, — заявил адвокат Хайдер Накви, — но достаточно большой, чтобы понять, что такое дискриминация».
Второй иск о дискриминации по религиозному и национальному признаку подал в Бруклинский федеральный суд польский еврей Адам Верчинский, и присяжные присудили ему 900 тысяч долларов. Ответчиком стал манхэттенский ресторан Mangia на 57 стрит между Пятой и Шестой авеню, где 54-летний Верчинский работал разносчиком заказов с 1992 по 2008 год. В иске его адвокат Мэтью Блит обвинял троих менеджеров ресторана в систематической травле Адама Верчинского. «Они называли его грязным евреем, — пояснил адвокат присяжным, — а когда он отвечал, что моется, они смеялись и говорили, что от него все равно пахнет евреем».
В иске также указано, что менеджер вечерней смены Артур Збозин часто пускал ветры перед Верчинским и при этом шутил, будто это газ «Циклон Б», которым немцы убивали евреев в лагерях смерти в годы Холокоста.
– Как бы мне вам объяснить, — сообщил Адам Верчинский репортеру New York Post Джейми Шрам, — он громко портил воздух, и все вокруг смеялись, а он говорил мне: «Видишь? Это твой “Циклон Б”, глупый еврей». А у моего отца было шесть родственников, и в живых на Украине остались только два. Мне пришлось объяснять присяжным, что такое «Циклон Б». Они очень молодые и не знают. Но когда я объяснил, они стали очень серьезными. Все в зале суда замолчали.
В иске Верчинского также утверждается, что другие менеджеры ресторана забирали себе его чаевые, обзывали, отпускали в его адрес антисемитские шутки и бросали в него одноцентовые монеты. Несмотря на эти издевательства, Адам проработал в ресторане 16 лет.
Слушания длились три дня, и свидетелями выступили три работника ресторана, которые подтвердили слова истца. Как и Верчинский, они давали показания через польского переводчика. Присяжные поверили рассказу Верчинского, хотя адвокат ресторана-ответчика представил судье Лео Глассеру документы, согласно которым Верчинский с 2000 по 2008 год получал чеки социального пособия по нетрудоспособности и в то же время зарплату в ресторане не фиктивное имя Адам Ямрош. На досудебных заседаниях Верчинский признал это, но перед присяжными отказался, сославшись на пятую поправку к Конституции. Как заявил в суде его адвокат Мэтью Блит, если в ресторане столько лет знали, кто такой Адам Ямрош на самом деле, и тем не менее платили ему, то присяжным должно быть ясно, что ресторан виновен так же, как Верчинский. В итоге 89-летний судья Гласер распорядился изъять из дела и вернуть в федеральную прокуратуру стенограмму показаний Верчинского об обмане программы Social Security.
Присяжные совещались 4 часа и постановили взыскать с ресторана в пользу Адама Верчинского 900 тысяч долларов. Истец назвал их вердикт хеппи-эндом, а себя человеком, оказавшимся в другом мире. Ресторан Mangia 57 отрицает утверждения истца, и адвокат Дэниел Кайзер намерен подать апелляцию, требуя отмены вердикта или хотя бы снижения компенсации до символической суммы.