29 октября Российский еврейский конгресс провел в Москве конференцию, посвященную 100-летию «Дела Бейлиса» — процесса по обвинению приказчика киевского кирпичного завода Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 12-летнего Андрея Ющинского. Судебное разбирательство, проходившее в Киеве в октябре 1913 года, стало знаковым моментом в истории российского правосудия и поворотным – для судеб российского еврейства. Процесс расколол общественное мнение, и в то же время сплотил прогрессивную адвокатуру, общественных деятелей, писателей в попытке противостоять мракобесию и ненависти на национальной и религиозной почве. На заседании, которое проходило в Мемориальной синагоге на Поклонной горе, выступали известные юристы, общественные деятели и историки. Открыл заседание исполнительный директор РЕК Бенни Брискин. Он приветствовал гостей от имени президента конгресса Юрия Каннера. «Надеюсь, что теперь дорога к нам в Мемориальную синагогу проторена и это место стало одной из известных публичных площадок РЕК, которая открыта для всех, и не только для евреев», — сказал Б.Брискин. Вел конференцию президент Адвокатской палаты Москвы, член Общественного совета РЕК Генри Резник. «Дело Бейлиса – знаковый процесс, каких не много было в истории России», — напомнил ведущий, процитировав мнение об этом резонансном деле российского публициста и советского наркома Анатолия Луначарского: «либеральное общество, в том числе далекое от еврейства, дало бой на судебной арене». По словам Г.Резника, первый и главный урок «Дела Бейлиса», обвинение в котором негласно поддерживалось властями, в том, что разыгрывание националистической карты дорого обходится государству: «Дело Бейлиса внесло вклад в то, что приток евреев в российское революционное движение усилился: если до этого среди большевиков было только 11% евреев, то в марте 1917 года – уже 28%». В то же время, по мнению адвоката, этот резонансный процесс стал «гимном российскому суду присяжных» (в отличие от Франции, где суд присяжных по столь же знаковому делу Дрейфуса вынес в 1894 году обвинительный приговор). В числе других «Дело Бейлиса» было одним из аргументов за возвращение в России в 1993 году института присяжных — инструмента, который дает защите реальный шанс добиться оправдания невиновного человека, — сказал Генри Резник. Основатель Музея истории евреев, бывший вице-президент РЕК Сергей Устинов напомнил, что в 1913 году, когда шел процесс, за обвиняемого заступилась значительная часть интеллигенции: «в адвокаты Бейлиса нужно записать всех людей доброй воли». Адвокат и ученый Шамиль Хазиев отметил, что позиция защиты на судебном процессе осложнялась сфальсифицированными результатами государственной экспертизы по этому делу. «Борьба с предвзятостью судебных экспертов актуальна до сих пор, результаты работы таких специалистов необходимо исключать из процесса еще до начала суда», — уверен Ш.Хазиев. На конференции также выступили президент фонда «Холокост» Алла Гербер, политик Леонид Гозман, раввин общины «Дор Ревии» Гедалья Шестак, историк Леонид Кацис, продюсер и музыкант Игорь Сандлер.
———————————————————————————————————-
Тогда в защиту Бейлиса откликнулись В.Г.Короленко, А.А.Блок, В.И.Вернадский, А.М.Горький, Д.С.Мережковский, А.Франс и др. Нетрудно представить, какой удар был бы нанесён русскому еврейству, если бы планы черносотенцев осуществились и суд признал бы, что убийство 20 марта 1911 года православного мальчика Андрея Ющинского было ритуальным. На карту была поставлена не только судьба Бейлиса, но и судьба всего российского еврейства . Простые русские люди, присяжные, не побоявшись мести, сказали правду о невиновности Бейлиса и его народа. Они спасли не только весь еврейский народ в стране от грозившей вспышки погромов, они спасли и честь России. Это были губернский секретарь М.Мельников и крестьяне М.Кутовой, П.Клименко, И.Соколовский, И.Тертычный, Ф.Савенко, чиновники Г.Оглобин, И.Перепелица, П.Калитенко, извозчик С.Мостицкий. Из автобиографической повести Бейлиса, которую советую всем прочесть, видно, что это был честный и добрый человек. ”Хочется особенно подчеркнуть, что этот человек, столько переживший, пострадавший от несправедливости, не обижен на весь русский народ, тепло отзывается о русских людях, хотя и отмечает мерзкие деяния черносотенцев” (М. Мисонжник).
Приведу небольшой рассказ сокамерника Бейлису о содержании его допроса. Из книги ” История моих страданий ”, 1925. Перевод на
русский Михаила Мисонжника, 2003: » Смотрите сюда, господа, – сказал я. — Я вырос среди евреев. В возрасте шести лет я потерял отца и мать. Я был круглым сиротой. Мои родственники определили меня в еврейскую мастерскую по ремонту и монтажу замков, и я изучал у них дело. Я жил в их доме почти 12 лет, после чего покинул их. Я вырос и получил профессию, я мог зарабатывать и жениться. У меня были друзья среди евреев и среди тех из них, кто крестился… Я уверен, что знаю все еврейские обычаи и разбираюсь в их религиозных правилах. Я знаю всё от А до Я. Это вполне понятно, так как я вырос в еврейском доме как один из них. Я знаю, что они не станут есть яйцо, если в нём есть кровяной комок, потому что оно будет некошерным. Они не могут есть его. Я видел это не один раз, я видел это сотни раз. Я видел, как они солят мясо. Когда я спросил хозяйку дома, почему она это делает, она сказала, что соль вытягивает из мяса всю кровь, а они не могут есть кровь в любом виде. Теперь, когда люди приходят и говорят мне, что евреи используют кровь, человеческую кровь, когда они говорят мне, что Бейлис убил христианского ребёнка, чтобы использовать его кровь, я как христианин, как человек, который верит в крест, могу сказать только, что все эти истории основаны на презренной лжи».
Источник: www.zelikm.com «Евреи глазами именитых друзей и недругов»
О деле Бейлиса
На удивление очень мало материала в газете «Еврейский Мир» предоставил Анатолий Зеликман в связи со 100-тием дела Бейлиса. На блоге же, тем более, можно было бы дать более объёмную информацию.
В статье упор сделан узко на отдельные, хотя и важные моменты. Между тем, в связи с появлением, в том числе и на блогах «Еврейского Мира», сообщений об усилении в настоящее время антисемитизма в России, было бы желательно коснуться вопроса о т.н. российском антисемитизе, под которым многие подразумевают антисемитизм русского народа в целом. Даже приведенная в статье Зеликмана информация о поведении присяжных заседателей, которые подбирались с пристрастием теми руководителями судебной системы, которые по долгу службы имели прямое отношение к делу и в частности, исключили введение в состав присяжных либерально настроенных россиян, говорит о том, что нельзя приписывать антисемитизм ни всему народу, ни даже его значительной части.
Особо следует обратить внимание на то, что и верховное руководство тогдашней России не вмешивалось в ход суда. Так в частности Синод, о генеральном прокуроре которого Победоносцеве Блок писал: «Победоносцев над Россией простёр совиные крыла», отказался поддержать обвинение, поскольку вполне грамотные в религиозных вопросах члены Синода прекрасно понимали, что обвинять евреев использование в ритуальных целях любой крови совершенно абсурдно. Даже сам Николай II, будучи лишь религиозным, а не националистическим и расовым антисемитом, также воздерживался от каких-либо предварительных заключений. А при рассмотрении вопроса о степени подлинности «Протокола сионских мудрецов» после того, как ему представили доказательства подлога, был возмущён тем, что ему предлагали использовать ложную информацию.
Отдельно коснусь вопроса об участии евреев в революции, что до сих пор ещё порождает споры. Зеликман, ссылаясь на слова Г. Резника, сообщает известный факт, что если до дела Бейлиса среди большевиков было только 11% евреев, то после него – уже 28%. Однако, и 11% почти в 4 раза превосходит процент евреев среди населения. Если ещё учесть весьма высокую активность евреев, то и до дела Бейлиса была видна деструктивная роль заметной части еврейства, поддавшейся на пропаганду большевиков. И сам этот факт массового участия евреев в подготовке революции, к которому присуммировался дополнительный процент в результате дела Бейлиса, дорого обошёлся государству, как пишет Зеликман, но и всему еврейскому населению России.
К слову, статья Г. Резника была опубликована в ежеквартальном издании «Время и место». Там отмечалось, что при советской власти некоторые участники фальсифицированного дела были осуждены, вплоть до смертной казни.
А. Волошин, Лос Анжелес.
«На карту была поставлена не только судьба Бейлиса, но и судьба всего российского еврейства . »
Вот вам и оценка россии. Евреи жившие в ней веками, всегда были на грани очередного погрома.
И ещё это дело напоминает мне дело Полларда, который в американской тюрьме уже более 25ти лет. Это реальная оценка которую америка даёт евреям.