Жизненные парадоксы
Думаю, не будет преувеличением сказать, что нет более непонятного, таинственного места Торы, чем рассказ о благословении Яакова, который обманом вырвал его у отца, Ицхака, буквально из-под носа брата Эйсава.
Ицхак намеревался к концу жизни благословить своего первенца Эйсава и попросил его приготовить пищу, чтобы передать ему миссию лидера семьи. Услышав об этом, Ривка приказала Яакову облачиться в одежды Эйсава, предстать перед отцом и получить благословение первородства.
Тора называет Яакова «тамим» — цельным, до наивности честным. Пророки называют Яакова символом истины. Тогда почему Яаков обманул отца и брата?
Этот же парадокс прослеживается в судьбах его родителей. Ицхак был человеком огромной духовной силы. Он привнес в этот мир Трепет Небес — Йира. Это слово прочитывается на иврите и как способность видеть в духовном смысле, уметь отделить хорошее от плохого. Сила противостояния злу проявляется, прежде всего, в умении выявить зло, отличив его от добра. Почему же тогда Ицхак не видел недостатков своего первенца Эйсава? Почему хотел дать благословение первенца и лидера негодяю Эйсаву, а не праведнику Яакову?
Ривка была символом доброты. Мы знаем это из истории с Элиэзером, слугой Авраама. Ривка начерпала воды из колодца, напоила Элиэзера, а затем сама предложила напоить всех его верблюдов. Убедившись в милосердии Ривки, Элиэзер посчитал, что она достойна стать женой Ицхака, войти в семью милосердного Авраама. Если так, то почему она, добрая и любящая мать, не проявила милосердия к своему сыну Эйсаву, а приказала Яакову притвориться Эйсавом и получить благословение отца?
И наконец, если Всевышний хочет передать благословение первородства Яакову и всем его потомкам — евреям, то почему обманным путем? Почему Яаков должен получить благословение так недостойно?
Да и может ли благословение быть передано по ошибке, разве оно зависит от того, на ком лежат руки, а не от намерения сердца?
Смысл испытаний
Недавно я обсуждал с учениками 12-го класса школы «Синай» в Бруклине смысл жизненных испытаний. Владик Винников из Минска заметил следующую жизненную закономерность: похожие испытания повторяются в жизни человека. Любопытное наблюдение.
Возможно, в нашей жизни прослеживается возвращение к похожим ситуациям, некая цепь событий, когда мы последовательно испытываем себя в одной и той же слабой точке…
Виленский Гаон писал, что смысл жизни состоит в достижении совершенства качеств характера. Каждому из нас Небеса подарили определенные наклонности и таланты. Однако, для того чтобы ими эффективно пользоваться, мы должны подчинить их разуму и воле. Научиться во имя истины побеждать свою природу.
Зачем преодолевать такие качества души, как честность, сила духа и доброта? Потому что сами по себе они не являются абсолютом.
Требуются рамки разума, направляющие наше поведение в зависимости от обстоятельств. Если мы бездумно и слепо подчиняемся своей природе, то самые лучшие качества характера станут своей противоположностью и вместо пользы принесут вред.
Доброта к недостойным может обернуться жестокостью. Может ли учитель проявлять безграничное милосердие к ученику-наркоману, даже если этим он подвергает опасности жизнь других детей?
С другой стороны, строгий педагог должен знать, при каких обстоятельствах сдерживать себя.
Должен ли врач сообщать пациенту, что тот безнадежно болен? «Разве можно обманывать?» — скажет «правдивый» доктор. Нет, та правда, которая убивает, в действительности является ложью!
Можно ли сообщить другу правду: «Твоя жена сказала, что ненавидит тебя»? Такая правда разрушает семью.
На войне как на войне: противоборствующие стороны используют военные хитрости. Отказ от них равносилен поражению.
Но сможет ли честный Яаков стать солдатом?
Маскарад
«Десятью испытаниям подвергся Авраам и устоял во всех», — говорится в «Поучениях Отцов». Это были десять разных испытаний или «маскарад»: одно и то же испытание облачалось в десять разных одежд?..
Почему милосердный Авраам должен был продемонстрировать видимость жестокости: оставить своего отца Тераха, выгнать сына Ишмаэля, быть готовым принести в жертву сына Ицхака? Почему добрый Авраам должен был стать воином: брошенным в огонь за отказ поклоняться идолам Нимрода и выступить на войну с четырьмя царями, чтобы спасти пленного племянника Лота?
Потому, что своей жизнью Авраам должен был доказать, что добро может быть сильным!
Ицхак же пришел в это мир, чтобы доказать: сила может быть доброй!
Добрый Авраам должен был проявить силу и изгнать Ишмаэля. Сильный Ицхак должен был проявить добро и терпеливо ждать исправления Эйсава.
Истина и баланс
Авраам и Ицхак совершили поступки, противоречащие их природе, доказав, что разум правит эмоциями, а не эмоции правят разумом. И тот и другой поступили совершенно правильно, в соответствии с обстоятельствами.
Ишмаэль был старше Ицхака на тринадцать лет, потому он угрожал его жизни физически и духовно. Эйсав и Яаков были близнецами. Тора подчеркивает, что Эйсав был в поле, а Яаков сидел в шатре. Между ними не было контакта, потому Эйсав не угрожал жизни Яакова. Ицхак мог терпеливо ждать исправления Эйсава.
Но любое терпение имеет предел. Добрая Ривка должна была уравновесить силой доброты своего сильного мужа Ицхака. Не случайно Ривка поднялась над своей природной добротой и, проявив проницательность, отличила добро от зла, Яакова от Эйсава. Ривка продолжила духовную миссию первой еврейской женщины Сары, которая отличила Ицхака от Ишмаэля.
Яаков и Эйсав
Итак, почему же Яаков обманул Эйсава?
В действительности обманщиком был Эйсав, о котором Тора говорит: «Добыча в его рту». Эйсав был не только охотником с «добычей во рту», но и обманщиком с ложью на устах. Он притворялся праведником и «красиво» говорил со своим отцом Ицхаком.
Отец, конечно же, видел недостатки Эйсава, но надеялся, что тот начнет когда-нибудь вести себя в соответствии со своими собственными словами. Потому он и хотел дать ему благословение, надеясь, что оно поможет ему исправиться.
Яаков и Эйсав пришли в этот мир для реализации своего духовного потенциала. Эйсав был человеком поля, охотником, Яаков — мудрецом Торы, сидящим в шатре.
«Уйди от зла и твори добро», — учил царь Давид в своих псалмах. Миссией Эйсава было побеждать зло, а миссией Яакова — укреплять добро. Братья должны были помогать друг другу и стать отцами еврейского народа.
Для того чтобы победить внешнее зло, Эйсав должен был сначала победить зло внутри себя. Однако эту битву он проиграл.
Яаков же взял на себя миссию брата Эйсава с ее испытаниями и сложностями. Ему предстояла битва со злом, потому он нуждался в благословении Ицхака, предназначенном для Эйсава!
Не случайно Яаков должен будет взять себе в жены не только предназначенную ему Небесами Рахель, но и Лею, ожидавшую Эйсава. Не случайно после битвы с ангелом Эйсава Яаков заслужит второе имя — Израиль, указывающее на то, что ему, ученому мужу, а не Эйсаву удалось стать воином, борющимся со злом.
Борьба за благословение Ицхака — это настоящее жизненное испытание Яакова. В столкновении с обманщиком Эйсавом Яаков должен был доказать, что он способен подчинить свою честность и бороться со злом. Если нужно, он обернет ложь — оружие зла против своего врага, оставаясь внутренне правдивым человеком.
Сначала Ицхак полагал, что «наивный и честный» Яаков не справится с этой задачей — бороться со злом. Но когда он узнал, что Яаков притворился Эйсавом, то в глубине души благословил Яакова и воскликнул: «Пусть будет он благословен!»