Как зажигаются печи. Беседы с равом Авраамом Бинским

Как зажигаются печи– Шалом рав! Вы оставили меня в неспокойном состоянии, сказав, что Холокост продолжается до сегодняшнего дня. Но мы рассуждали об исторической канве, событиях в мире и в основном в Германии, которые подтолкнули или прямо привели к началу того кровавого безумия. Холокост европейского еврейства во время Второй мировой войны — давно страница учебников. Что вы имели в виду?
– Здравствуйте, Арье. Прежде всего, чтобы осмыслить, понять, насколько это возможно, Холокост, нужно увидеть, проанализировать его духовные аспекты. То, что сразу поражает сознание человека — это физическое выражение, отточенный, скрупулезно отрегулированный конвейер смерти.
– А неужели ГУЛАГ был чем-то иным?
– Был. Да, там пострадало много евреев, но он не сосредотачивался именно на нашем народе. Евреи были там и жертвами, и палачами.
– Я имел в виду аспект не национальный, а «конвейера смерти» — по описанию немногих переживших, большинство узников были обречены на гибель. По статистике, о которой я слышал от членов общества «Мемориал» в Красноярске, в лагерях вокруг Енисея «убыль списочного состава» за одну зиму составляла в среднем 50 процентов.
– ГУЛАГ — это не был конвейер, это было типично российское, жлобское и бессмысленное в большинстве своем уничтожение людей. Немцы же создали именно «технологическую систему», с общеизвестной своей педантичностью и аккуратностью. Цель ее была — уничтожить как можно больше людей в единицу времени с максимальной экономической выгодой и предельной секретностью. Не просто людей, а в первую очередь евреев.
– И цыган.
– Да, и цыган, и еще некие «проценты селекции» от других «недостаточно полноценных» народов. Но мы были главной целью нацистов. И Холокост выявил уникальные духовные грани еврейского народа. Когда говорят, что евреи «шли на заклание без сопротивления», это ложь. Историческая ложь, миф, который был умышленно изобретен — о «галутном робком еврее». Он выгоден тем, кто пытался и пытается создать «новый тип еврея» — еврея вне Торы.
– Согласитесь, рав, пытаются довольно успешно. А эту байку о том, что «раньше евреи безропотно шли на заклание, зато теперь мы могучи и только сунься!», я слышал и читал несчетно. Конечно, свое государство сильно расширяет административные, агентурные и военные возможности — но и раньше на «испуганное стадо» мы как-то не походили. Скажем, мой друг с черным поясом карате и большими пейсами командовал в перестройку питерской самообороной. Да вспомните хоть «Некам» (месть), после войны запугавший немцев и принудивший их слезно раскаиваться, просить о прощении и платить репарации. Когда евреи-революционеры принялись мстить властям за погромы — Российская империя зашаталась…
– Утверждать подобное, оскорблять свой собственный народ, обвинять его в трусости, малодушии и безволии может только глупец или негодяй. Интересно, не из-за трусости ли и безволия мы выстояли и выжили в испытаниях двух с лишним тысячелетий? Не малодушие ли позволило нам сохранить Тору — когда нас столько раз старались (и стараются) превратить в служителей баалов, христиан, мусульман, атеистов?..
Но дело не только в попытках — то успешных, то нет — сопротивления и спасения. Люди, которые знают, как был создан тот «конвейер смерти», насколько все было продумано и просчитано, в том числе психологически, насколько мастерски скрывалось от людей, что их тащат на смерть… В Аушвице на входе красовалось знаменитое Arbiet macht frei («Работа делает свободным»), висели таблички «Баня», «Душевая», между корпусами высаживали цветочки, были места, где перед входом в газовую камеру выдавали мыло… Там, где у евреев был малейший шанс на сопротивление, они сопротивлялись. Посчитайте количество еврейских партизанских отрядов, подпольщиков, восстаний в лагерях и гетто… И это все в лучшем случае при нейтралитете подавляющего большинства местного населения, а чаще всего его поддержке нацистов. Едвабве — не одно такое местечко. В Бабьем Яру немцев среди расстрельщиков было немного, в основном украинцы…
Но что наибольше поразительно — ярчайшие примеры духовного сопротивления. Я не хочу опять возвращаться к восстанию в Варшавском гетто, которое явилось позором Третьего рейха, другим подобным актам невообразимого мужества. Я хочу коснуться главного.
– Рав, вы считаете, что духовное сопротивление, сохранение человеческого достоинства и взаимопомощи в нечеловеческих условиях, подпольные синагоги и ешивы в гетто и даже лагерях — факт более существенный, чем борьба с оружием в руках?
– Холокост — это трагедия, которую невозможно выразить словесно и осознать человеку. Но она будет бессмысленной, если мы не сумеем усвоить ее главный урок: самым высоким, самым благородным видом сопротивления евреев своим мучителям и убийцам было сопротивление духовное. Хочу предупредить читателя, что я не пытаюсь давать «окончательные ответы», я только хочу предложить материал для размышления. Увы, факты духовного сопротивления евреев не упоминаются вообще светскими историками или дилетантами, говорящими о той войне. Обычному человеку, привыкшему к детективам, «супергероям» триллеров в исполнении Брюса Ли, Сталлоне, Шварценеггера и т. п., понятнее 42-дневное сопротивление почти безоружных евреев-подпольщиков Варшавского гетто немецким дивизиям с танками и авиацией. Это — очевидное чудо, проявление величия и несгибаемости человеческого духа. Но было нечто как минимум соизмеримое с этим по значимости и тоже совершенно непредставимой духовной высоте.
– Что же это, рав? Ведь героизм Варшавского, Ковенского, Лодзийского и других гетто, когда физически истощенные, почти безоружные люди долго на равных сражались с отборными частями самой совершенной военной машины того времени, — неужели это не за пределом человеческих возможностей? Неужели это не явное чудо?
– Да, вы правы, реб Арье, но я хочу также привести реальный пример и иного сопротивления. Я взял его из книги рава Эзриэля Таубера, который сам ребенком прошел через Холокост и потерял в нем множество близких. Книга называется «Тьма перед рассветом» («Катастрофа и возвышение через страдание»). Она переведена на многие языки, в том числе на русский. Думаю, каждому, кто хочет хоть что-то понять в Катастрофе, прочитать ее просто необходимо.
– Рав, я читал эту и некоторые другие книги выдающегося раввина, и что меня в них поражает — неизбывный, какой-то экзистенциональный оптимизм.
– Я знаком с ним лично. Этот человек, если можно так выразиться, «пережил Катастрофу в плюс». Он также известный историк и хорошо знает, о чем говорит.
Вот история о верности еврейских детей традициям иудаизма. Знаменитая школа «Бейт Яков» в Кракове, основанная Сарой Шнирер (мы говорили о ней), привлекала девушек со всей Европы. Так как большинство учениц были приезжие, с началом войны они не смогли вернуться домой. Дни и недели шли, они оставались в школе. Учителя старались вселить в них мужество и осторожно готовили к самому худшему, как, если это потребуется, умереть, освящая Имя Всевышнего. На 12-й день месяца ав (в августе) 1942 года директриса собрала в актовом зале учениц. «Дорогие дочери, — начала она, — каждый день мы просим Создателя о милости. Но если Он подвергает нас испытаниям, мы должны просить Его дать нам мужество и силы. Мы живем в очень трудное время и должны помнить слова Моше: “Создатель — твердыня, все Его действия чисты”. Может настать время, когда вы будете призваны на деле доказать, насколько еврейские дети верны Создателю и как они могут выдержать любое испытание».
Через несколько дней в школу пришли гестаповские агенты. Они приказали девушкам сходить в общественную купальню и надеть лучшие платья. Затем обратились к директрисе: «Завтра 93 гестаповца придут сюда и каждый выберет себе девушку. Пусть они не боятся, мы только хотим немного развлечься». Услышав это, женщина поняла, что час испытаний настал. Она позволила девушкам выкупаться и надеть лучшие платья. Потом собрала их и сказала: «Дорогие дети, знаю, что, если придется, вы все готовы отдать жизнь за Создателя и стойко вынести все предназначенные вам пытки. Но эти чудовища имеют еще более дьявольские намерения — им недостаточно уничтожить нас физически, они хотят прежде уничтожить наши души… Я была готова к этому, у меня есть для вас таблетки с ядом. Если кто-то из немцев попытается до вас дотронуться, примите таблетку, ни за что не позволяйте им запятнать вашу душу». Девушки, вначале оцепеневшие от страха, постепенно пришли в себя, их лица засветились внутренней силой. Назавтра, как только появились гестаповцы, девушки собрались в актовом зале и, прочитав молитву, сказали в один голос: «Мы готовы выполнить заповедь умереть ради освящения Его Имени». Каждая из них приняла яд. «Давайте в последний раз все вместе произнесем слова, которые евреи говорят перед смертью: “Шма, Исраэль!”». Девушки читали Шма, пока их души не расстались с телами.
– Рав, я помню, сходная история случилась и в Будапеште в 1944 году… А Талмуд рассказывает о случае, когда все мальчики и девочки, захваченные римлянами в Иудейской войне, прыгнули с корабля в море, чтобы не стать объектами «наслаждения» этих варваров в римских притонах. Но скотство нацистов было несравнимо даже с римским животным скотством. Оно имело некий «идеологический» аспект. Примеров такого в истории хватает. Нет мерзости, которую бы не оправдал и не восхвалил какой-нибудь «идеолог».

– Ну да, недавно некие «теологи» из египетских мусульман призвали единоверцев насиловать и соблазнять еврейских женщин, объявив это «религиозной доблестью». Только я не понимаю, что вас, реб Арье, выходца из Советского Союза, удивляет. Или мало сегодня гадостей возводится в ранг «свободы», «справедливости» и «равноправия»?
– Немало. Но вот вопрос, рав, и для меня, поэта и философа, он довольно болезненный. Талмуд говорит: «Оружие женщины при ней». Иначе выражаясь, на войне насильник надругается над пленницей, а затем «в нем пробуждается жалость», и он ее не убивает. Однако Валишевский рассказывает, как во время Ливонской войны (XVI век) татары, пришедшие союзниками с русской армией, сперва выбирали самых красивых пленниц и забавлялись с ними, а затем привязывали их к деревьям и тренировались в стрельбе. Впрочем, это — первобытные дикари, о морали они даже не слышали. Сейчас же… Страшно бывает открывать новости. Похоже, люди опустились ниже крокодилов и первобытных дикарей, 2000 лет пошли далеко не во всем «в плюс»… Неужели культурное развитие так мало влияет на человечество? Вы об этом уже говорили, но у меня это плохо укладывается в голове.
– Вы знаете, реб Арье, есть немало вещей, которые у меня плохо укладываются в голове. Однако они происходят и порой становятся нормой. Что же до вашей головы — желаю вам большого успеха в укладочных работах. Возможно, вам мешает то, что вы чувствуете себя внутренне связанным с этой культурой, ее носителем и активным творцом — и поэтому трудно принять очевидное…
– Какое там «возможно», мне это вполне очевидно, но… Но есть что-то, от чего сложно отмахнуться. Немецкие «уберменши», «сверхчеловеки», озверевшие от удач и вседозволенности, руководимые импотентом, одновременно извращенцем и сексуальным маньяком, садомазохистом Гитлером, быстро пробежали дорожку от «образованной и культурной нации» к своре похотливых вурдалаков. Особенно же гнусно они обращались с женщинами. Даже «научные эксперименты» проводили такие, что Франкенштейн или Дракула перевернулись бы в гробу от ужаса. Но не могли же они совсем не понимать, во что превращаются? Немало известно внутренних донесений о моральном разложении работников концлагерей и «эрзац-команд». Ради чего все это? Скажите, была ли у этой мерзости цель, или даже «сверхцель»?
– Конечно, была. Как же без «высших интересов»?.. Расскажу еще одну историю из книги рава Таубера, и ответ станет вам сам собой понятен. В праздник Симхат-Тора нацисты взяли из бараков Аушвица большую группу еврейских мальчиков не старше 15–16 лет, намереваясь отправить их в газовые камеры. Один из них сказал: «Сегодня Симхат-Тора — день, когда мы должны радоваться с Торой. Давайте будем в последний раз танцевать с Торой!» «У нас нет свитков Торы», — возразили остальные. «Зато с нами Всевышний!» — ответил он. И мальчики принялись петь и танцевать — так, как они не веселились никогда раньше. Нацисты были потрясены. Они спросили детей: «Чему вы радуетесь?!» — «Сегодня Симхат-Тора — мы радуемся вместе с Создателем. Он дал нам Тору, сделал нас евреями, подарил нам вечную жизнь». «Разве вы не знаете, что вас ждет?» — спросили нацисты. «Знаем, но мы не собираемся сейчас умирать. Вы только перемещаете нас из материального мира в духовный. Мы встретимся там с нашими родителями, которых вы убили вчера. Вы не можете по-настоящему убить нас!» Нацисты были в такой ярости, что отослали детей назад в бараки.
Если бы нацисты хотели просто истребить евреев, им было бы безразлично, что дети будут делать перед смертью. Но Гитлер и его прихвостни не могли удовлетвориться простым убийством. Им нужно было сломить еврейский дух — потому что именно он противостоит нацизму.
– Рав, позвольте я повторюсь. Зверствовали и истребляли же они, используя все новейшие достижения технологии, в самом центре «цивилизованного мира», причем уничтожали не племена людоедов, а культурнейший и благороднейший народ мира — на чьей стороне должны были бы быть симпатии человечества?! Впрочем, вопрос несколько риторический… Сегодня профессиональные бандиты из «палестинцев» устраивают теракты в автобусах, детских садах, кафе, обстреливают школы и больницы — часто целясь именно в детей, дабы «морально подавить противника», отвергают все возможности реального примирения, боясь «лишиться своего бизнеса» на крови… А они все «бедные, несчастные, угнетаемые овечки», которых обижают, обороняясь, злые иудеи… И деньги мировое сообщество шлет не на восстановление израильских жилых домов, разрушенных ракетами, а этим «бедным овечкам». Вот что вы имели в виду, говоря, что Холокост продолжается?
– Реб Арье, вы немного торопитесь, подождите. Сначала нам важно понять, чем же был еврей в глазах нацистов? Для ответа на этот вопрос мы должны знать, что геноцид Холокоста разыгрывался по сценарию, который исполнялся на сцене истории много раз. В концепции Торы это борьба между Яаковом и Эйсавом. Здесь мы переходим в другую плоскость.

Беседовал Арье ЮДАСИН
Окончание следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора