Двадцать лет спустя. К 20-летию Ассоциации деятелей науки и культуры IEAA&S

Двадцать лет спустяДа, ровно двадцать лет назад, в октябре 1993 года, в «Еврейском Мире» появилась моя статья с призывом к таким же иммигрантам из бывшего Союза — людям интеллектуального труда: ученым, инженерам, врачам, педагогам, артистам, музыкантам, художникам… — объединить наши усилия и создать организацию, чтобы продолжить ту деятельность, которая составляла смысл прошлой жизни там, откуда мы приехали.
Отклики были мгновенными и многочисленными. Одними из первых отозвались Даниил Голубев, профессор вирусологии из Санкт-Петербурга, ставший вице-президентом Ассоциации (светлая ему память), Сэм Клигер — известный еврейский активист, Анатолий Рохваргер — профессор химии из Москвы и нынешний президент Ассоциации, физики Владимир Цифронович и Иосиф Баркан, известный музыковед Владимир Зак, профессор медицины из Харькова Анатолий Клейнер, доктор технических наук Лев Кляцис, известные инженеры Абрахам Святец и Геннадий Беленький, театральный режиссер Алла Кигель. Они и образовали первый состав правления Международной ассоциации деятелей науки и культуры (The International Émigré Association of Arts and Sciences — IEAA&S).
Раввин Лев Кацин предоставил свою иешиву для первого и последующих митингов. Энтузиазм членов Ассоциации был потрясающим. Целью Ассоциации стало продвижение научных, технических и культурных проектов в Америке. И это в 1993 году, в то время, когда правительство и благотворительные организации предоставляли гранты для улучшения условий жизни прибывающих иммигрантов, поисков ими любой работы, но не более. Вместе с тем волны массовой эмиграции принесли в страну тысячи талантливых специалистов, уже немолодых, без знания английского языка и американского образа жизни. В то время общественное мнение насчет пришельцев было однозначным: забыть о престижной интеллектуальной деятельности и браться за любую, в том числе и физическую работу (я говорю не о нобелевских лауреатах и звездах первой величины).
Наши предложения для многих казались фантастическими. И все же нашлись и те, кто поверил и поддержал нас. НАЯНА в лице ее вице-президента Миши Гальперина в первое время курировала нас, предоставила помещение для офиса, открыла счет в банке. Но грантов для поддержки наших планов мы так и не получили вплоть до создания COJECO. Мы начали зарабатывать сами. Наиболее успешными стали курсы по подготовке к экзаменам на лайсенс врачей и учителей, издательская деятельность, но об этом я расскажу подробнее чуть дальше.
Несколько лет назад в прессе появилось сообщение о решении правительства оказывать финансовую поддержку проектам ученых и специалистов, прибывающих в Америку из других стран. Значит, мы были правы и смотрели дальше, вот только помощь запоздала. И все же появление и функционирование нашей организации имело большое значение для всех нас. В 90-х годах нас было более 500; IEAA&S стала настоящей академией наук в изгнании, она спасла большинство из нас в первые годы пребывания в новой стране от депрессии.
В связи с этим я обязан отметить большую психологическую помощь членам нашей организации и лично мне, оказанную незабвенной Лорой Гамбург(мамой рабби Кацина). Она часто приглашала к себе домой, где в первое время мы проводили собрания актива и обсуждали свои насущные проблемы. Ее присутствие и мудрые замечания из Талмуда и других священных для евреев книг прибавляли нам оптимизма и надежды на успех.
Мы в неоплатном долгу у Надеж­ды Богдановой — первого нашего ответственного секретаря. В свободное от работы в госпитале время она взяла на себя всю организационную работу. Ее квартира стала первым официальным офисом Ассоциации.
Вспоминаю о нашем первом позитивном общественном мероприятии. Мы получили от городской администрации право предоставлять «работу» в нашем большом наяновском офисе людям для отработки велфера (было и такое). Более тридцати членов нашей организации получили возможность готовиться к экзаменам, искать работу, заниматься научной деятельностью, писать книги, «вставать на ноги». Среди них были и супруги Засыпкины, которые готовились стать врачами в Америке. Сейчас Александр Засыпкин успешно работает врачом.
В течение нескольких лет велась подготовка врачей из бывшего Союза для сдачи основного экзамена BASIC для получения сертификата американского MD. Наша уважаемая профессура (таких оказалось немало) во главе с Голубевым и Клейнером читала лекции и проводила семинары для молодых врачей, стремящихся продолжить свою врачебную деятельность в Америке. Хотя занятия велись на русском языке, они оказались весьма эффективными, и большинство из слушателей этих курсов сейчас практикуют в качестве врачей. На счету секции биологии и медицины две международных конференции и громадное число регулярных семинаров, где обсуждаются новости медицинской науки и практики.
Мы многое сделали для молодых и пожилых, желавших стать в Америке учителями. В нашем Центре подготовки учителей талантливые преподаватели, работающие в школах Нью-Йорка, такие как Вера Лейкина, Галина Павлова, Регина Карагач, Наталья Левина, Ребекка Шмидт и другие передавали свой опыт работы в американских школах будущим учителям, «натаскивали» их для успешной сдачи экзаменов на лайсенс учителя, курировали каждый шаг на пути к заветной цели. Более 40 наших слушателей сейчас успешно работают в школах Нью-Йорка и Нью-Джерси, и среди них одни из лучших, такие как Александр Савицкий, Джеф Стерн, Ольга Гаон, Анастасия Ушинская… Центр функционирует и сегодня, но сейчас, когда иммиграция значительно уменьшилась, мы перешли к индивидуальным бесплатным консультациям.
Мы провели целый ряд выставок и концертов, а также презентаций книг в колледжах, публичных биб­лиотеках, еврейских центрах.
Большая и интересная работа ведется в секции инженеров и изобретателей — это оформление патентов, участие в многочисленных конференциях, деловые контакты с американскими университетами и компаниями.
Марк Черняховский создал издательство MirCollection внутри нашей организации, которое с каждым годом набирает силы не только в количестве, но и в качестве. Это скромное предприятие выпустило столько прекрасных книг знаменитых и не знаменитых авторов, что не под силу многим уважаемым издательствам в России и у нас в Нью-Йорке. Его неустанная работа получила международное признание.
Мы горды тем, что многие из нас действительно стали востребованными в американском обществе, успешно ведут активную работу в своей области. Мы также горды тем, что люди из нашей Ассоциации создали новые некоммерческие организации. Так, руководитель секции педагогов и учителей Дмитрий Маргулис стал президентом Ассоциации восточноевропейских евреев; Анатолий Клейнер, оставаясь активным членом нашей организации, стал президентом Ассоциации русскоязычных врачей; секция психологии во главе с доктором Кисиным выделилась в отдельную ассоциацию. Евгений Геллер (светлая ему память) также делал свои первые шаги в общественной жизни как член нашей Ассоциации.
Я прошу извинить меня за то, что не смог назвать в этой короткой статье имена многих других активистов, внесших выдающийся вклад в создание и развитие Ассоциации. Хотя за прошедшие двадцать лет мы и постарели, и ушло из жизни немало наших товарищей, но члены Ассоциации по-прежнему полны новых планов. В этом году мы взялись за реализацию проекта «Забота о качестве жизни нашей общины», в котором участвуют все отделения Ассоциации. Мы очень надеемся на поддержку СОJECO, в составе которой мы находимся со дня ее учреждения.
P.S. Я обращаюсь ко всем, кто был так или иначе связан с нашей организацией, с приглашением встретиться и поделиться своими воспоминаниями и планами на будущее. Следите за объявлением в ближайших номерах «Еврейского Мира».
Генрих ГОЛИН,
председатель правления
Ассоциации деятелей
науки и культуры
(IEAA&S)

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора