Даниэль Канеман: «Я знаю, что я ничего не знаю»

PAW-KahnemanНа заре 20 века легендарный еврейский психолог Зигмунд Фрейд пришел и сказал, что он все знает, ну, если не все,  то хорошо понимает мотивацию человеческих поступков и предложил очень стройную теорию. На рубеже 20-21 другой легендарный еврейский психолог, Даниэль Канеман, несмотря на всю свою мировую славу и научные регалии, включая Нобелевскую премию и Президентскую медаль свободы, говорит, что самой большой проблемой при принятии решений является апломб, и сам он ни в чем не уверен.

Американо-израильского психолога Даниэля Канемана называют одним из наиболее влиятельных мыслителей нашего времени. Нобелевский лауреат и основатель современной бихевиоральной экономики (за что и получил Нобелевскую премию) и гедонистической психологии, он сформировал наше нынешнее представление о человеческой ошибке, риске, суждении, принятии решения, счастье и многом другом, написала в 2011 году Мария Попова в статье «The Anti-Gladwell: Kahneman’s New way to Think About Thinking».

Два великих психолога пересеклись во времени. Даниэль Канеман родился 5 марта 1934 года в Тель-Авиве, куда его мать приехала в гости к родственникам. Детство он провел в Париже, куда родители перебрались из Литвы в начале 1920-х годов. Канеман с семьей оказался в оккупированном нацистами Париже. Вскоре его отец был схвачен и отправлен в концлагерь, но работодателю отца каким-то чудом удалось вызволить его из лагеря смерти. Все годы войны семья провела во Франции, скрываясь от преследований. В 1944 году отец Канемана умер от диабета, а в 1948 году семья Канеманов перебралась в подмандатную Палестину, накануне провозглашения государства Израиль.

Собственно, интерес к психологии проявился у него в детские годы, во время оккупации Франции. Вот как он вспоминает об этом: «Это было в конце 1941 – начале 1942 года. Евреи должны были носить на одежде желтую звезду Давида и соблюдать комендантский час, который для них начинался в 6 часов вечера. Я заигрался со своим христианским товарищем и довольно сильно припозднился. Я вывернул наизнанку мой коричневый свитер и пошел домой. Когда я шел по пустой улице, я увидел приближающегося ко мне немецкого солдата. У него была черная форма СС, а мама говорила мне, что именно эсэсовцев я должен бояться больше всего. Проходя мимо него, я ускорил шаг, и тут заметил, что он пристально смотрит на меня. Затем он наклонился надо мной и обнял меня. Я же больше всего боялся, что он обнаружит мою желтую звезду. Он очень эмоционально заговорил со мной на немецком языке. Затем он опустил меня на землю, раскрыл бумажник, показ фотографию своего сына и дал мне денег. Я вернулся домой совершенно уверенным в правоте своей мамы – люди бывают бесконечно сложны и интересны».

В 1954 году Даниэль Канеман получил степень бакалавра по психологии как основной специальности и математики как дополнительной. По окончании университета он служил в психологическом отделе ЦАХАЛа. В 1958 году он поступил в докторантуру Калифорнийского университета в Беркли.

Академическую карьеру он начал в 1961 году в качестве преподавателя психологии в Еврейском университете в Иерусалиме. В 1966 году он стал старшим преподавателем. В своих ранних работах он занимался исследованием визуального восприятия и внимания. Его первая публикация в престижном журнале «Science» называлась «Диаметр зрачка и нагрузка памяти». В этот период он читал лекции в Университете Мичигана (1965-66) и работал в Институте прикладной психологии в Кембридже (1968-69). В 1966-67 годах он был членом Центра когнитивных исследований и читал лекции по психологии в Гарварде. В 1978 году Канеман получил приглашение на работу в Университет Британской Колумбии и уехал из Израиля. В том же году он женился на Анне Трисман. В конце 60-х годов началось его плодотворное сотрудничество с другим израильским психологом, Амосом Тверским, с которым они опубликовали довольно много совместных работ.

Три еврейских ученых –  Даниэль Канеман, Амос Тверский и Ричард Талер – увлеклись психологией экономики и создали новую науку под названием бихевиоральная экономика. Это было начало 80-х годов, а в 90-х Канеман начинает исследования в области «гедонистической психологии», связанной с очень популярным движением позитивной психологии.

«Гедонистическая психология – это исследование того, что делает наш опыт и жизнь приятной или неприятной. Она занимается чувствами удовольствия и боли, интереса и скуки, радости и печали, удовлетворенности и неудовлетворенности, она также учитывает весь спектр обстоятельств, как биологических, так и общественных, страдания и печали».

В самом начале своей карьеры, когда Даниэль Канеман с группой других психологов проводил тесты для будущих офицеров ЦАХАЛА, выявляя их лидерские качества, он обнаружил, что «наши выводы и наблюдения вообще не имели никакого значения». Тогда он вывел свою первую формулу: «иллюзия значимости». Нам только кажется, что наши теоретические выводы имеют какое-то значение. Жизнь со множеством привнесенных обстоятельств гораздо сложнее, а потому успех или провал определяется таким сложным сочетанием событий, что зачастую непредсказуем.

С удивительной простотой и ясностью Даниэль Канеман доказывает, что многие наши предсказания и заявления – всего лишь иллюзии. «Способность объяснить прошлое создает у нас иллюзию, что мир можно понять. Так и совершаются ошибки во многих областях».

«Апломб царит повсюду.  Мы думаем, что мы знаем все, а, на самом деле, мы не знаем ничего».

Нобелевскую премию Даниэль Канеман получил в области экономики, хотя экономистом он не был. Он занимался психологией принятия решений в сфере экономики и финансов, в частности, инвестиций. И вот тут он пришел к совершенно неожиланным выводам. Мы создаем себе иллюзию, что опыт и профессионализм имеют значение, но игра на бирже ничем не отличается от любой другой азартной игры, и везения в ней больше, чем трезвого расчета.

Пережив в детстве нацистскую оккупацию, Даниэль Канеман очень плохо воспринимает слово «оккупация» и считает «поселения настоящим несчастьем», но тут уж, говоря его словами, «люди склонные отрицать общие факты, если они противоречат их личному опыту».

И еще, большинство мнений формируется на основе эмоций, и на основе тех же эмоций принимаются особо важные решения, указывает профессор Канеман. Поэтому очень важно научиться чьей-то чужой эмоциональной истории противопоставить свою и не позволять никому манипулировать собой.

А теперь по порядку все высокие звания и награды профессора Канемана:

В 2002 он становится лауреатом Нобелевской премии в области экономики.

В 2003 году Канеман совместно с Амосом Тверским получает премию Университета Луисвлля в области психологии.

В 2005 году в списке «Йедиот Ахронот» «200 величайших граждан Израиля» он занял 101 место.

В 2007 году он стал лауреатом премии Психологического общества Америки за выдающийся вклад в развитие психологии. 6 ноября 2009 года ему было присвоено звание почетного доктора экономики университета Эразма в Роттердаме, хотя экономистом Канеман никогда не был и никаких курсов по экономике не брал.

В 2011 и 2012 годах он входил в список 50 самых влиятельных людей в финансовом мире.

2001 и 2012 годы его книга «Быстрое и медленное мышление» получает награды «Лос-Анджелес Таймс» и Национальной академии наук.

В 2012 году он стал почетным академиком Испанской академии наук.

8 августа 2013 года президент Барак Обама объявил, что награждает его Президентской медалью свободы.

Профессор Даниэль Канеман происходит из рода раввинов Канеманов, и рабби Йосеф Шломо Канеман или «Поневжский рав» основал в 1920-е годы в литовском городе Поневеж ешиву, которую к концу войны перевел в Землю Израиля, в Бней-Брак. Сам он репатриировался на Святую землю в 1940 году. Поневежская ешива считается «Гарвардом» всех литовских ешив.

  , , ,

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 2,60 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Виктория Вексельман

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Даниэль Канеман: «Я знаю, что я ничего не знаю»

  1. ( ц) «Большинство мнений формируется на основе эмоций, и на основе тех же эмоций принимаются особо важные решения, указывает профессор Канеман. Поэтому очень важно научиться чьей-то чужой эмоциональной истории противопоставить свою и не позволят никому манипулировать собой.»
    Это важный , жизненно важный вывод. Для каждого в отдельности, для народа и страны вцелом.

Обсуждение закрыто.