Перес: я сын этого народа

 

         2 августа исполнилось  90 лет Шимону Пересу, 9-му Президенту Государства Израиль, политическому долгожителю мирового масштаба. Работая на различных ответственных государственных должностях, в том числе премьер-министра, министра иностранных дел, министра обороны и финансов, приложил много сил  на укрепление авторитета Израиля на международном уровне. В 1994 году Перес (совместно с Рабином и Арафатом) получил Нобелевскую премию мира за деятельность, способствовавшую заключению ословских соглашений между Израилем и ООП. Сейчас стало  понятно, что это была политическая ошибка – Израиль начал отдавать территории, не получая взамен долгожданного мира.  Несморя на подобный факт в своей биографии, авторитет и значимость Шимона Переса в истории государства Израиль неоспоримы. Искренне поздравляем его с девяностолетием, желаем доброго здоровья на долгие годы! Процитируем Ш.Переса в части его отношения к Израилю, России, США и ближневосточному конфликту.                 

*****

Я сын этого народа, нации, которая полна решимости помнить о своем прошлом, черпать вдохновение в своей традиции, гибко реагировать на изменения, но одновременно без страха реализовывать то великое пророчество, которое определяет судьбу еврейского народа на всем протяжении истории.

*****

Были палестинцы, которые жили на этой земле, но не были народом, и были евреи, которые были народом, но не имели земли. И мы встретились в одной точке, на одном перекрестке, и это вылилось в неутихающий конфликт.

*****

В Советском Союзе жили евреи, которых большевики вынудили ассимилироваться. Забыть о еврейских корнях. И в этом нет их вины. Разве молодой человек несет ответственность за то, что случилось с его родителями? Поэтому на вопрос о том, кто является евреем, я отвечаю: еврей — это тот, чьи дети вырастут евреями и израильтянами.

*****

Самое удивительное, что никогда в истории не случалось того, что произошло в России, — самое неинтеллигентное правительство большевиков породило такую интеллигенцию. Что же происходит с этими людьми сегодня? Правительство осталось там, а интеллигенция приехала в Израиль. Я бы не советовал раввинам возражать против их приезда, потому что в иудаизме в отличие от христианства нет заместителя Б-га на земле. Есть те, кто хочет быть им. По еврейскому мировоззрению каждый человек связан с Б-гом напрямую, без посредников. Если раввины хотят решать, кто еврей, евреи также могут указывать, кто будет раввином. Это одно и то же. Мы хотим, чтобы в Израиль репатриировались еще полмиллиона евреев из России, Украины, из других стран СНГ, но складывается печальная ситуация. Те, кто считался евреем там, не признаются раввинатом здесь. Для меня же лучше такие евреи, которые сталкивались с проблемами, вызванными их принадлежностью к еврейскому народу, нежели те, кто никогда проблем не испытывал, получая дотации из кармана государства и разводя бюрократию в МВД и службе национального страхования…Между Первой и Второй мировыми войнами территория, где я родился, была захвачена Польшей, но там жили белорусы и русские. У нас дома говорили по-русски и на идише, а не по-польски. Мы просто ненавидели польский язык, потому что для нас это был язык оккупантов.  Позволю себе немного отвлечься от темы. Когда во время посещения Москвы я гостил у великого русского писателя Солженицына, недавно выпустившего книгу о взаимоотношении еврейского и русского народов, он высказал очень интересную мысль: в отличие от того, как считают многие, связь между евреями и русскими была основана не на совместной идеологической ниве, хотя среди евреев было много коммунистов. Эта связь основывалась и не на экономических отношениях: среди евреев были и богатые и бедные. Связующим звеном между двумя народами служила интеллигенция.

*****

 Я часто думаю о русских и польских евреях. Они сделали то, чего никто никогда в мировой истории не делал. Создать еврейское государство после 2000 лет галута. Это же нечто невероятное. Возродить иврит, создать армию, промышленность… войти в когорту развитых экономических стран.

 *****

 Недавно, в ходе визита в США, я был в Голливуде. Мне устроили прием, пригласили двадцать человек — пришли сто. Большинство из семей, очень похожих на мою.На вечере была и одна из великих актрис Лорен Баккар. Фамилия ее отца, как и моего, — Перский, он вышел из той же среды. Кстати, там присутствовали и Барбра Стрейзанд, и Спилберг. Можно сказать, что евреи — выходцы из Восточной Европы, основали Голливуд. В Америке есть два больших института. Первый — это американская Конституция. Конституция Америки — как «играть в футбол», как быть «спортивным» в политическом плане. Второй институт — это «Великая американская мечта». И это Голливуд и евреи. В Америке существует «гойская» (т.е. нееврейская) конституция и еврейская мечта…Я родился в местечке Вишнява, а жизнь прожил в Израиле. Сегодня, в Израиле, я понимаю, что такое Вишнява. Мой дед — очень религиозный еврей, но читал Достоевского и Толстого. Моя мама была библиотекарем и читала мне Шолом-Алейхема. Разве я могу это забыть?

 *****

В двадцатом веке человечество пережило немало катаклизмов: большевизм, фашизм, мировые войны. За каждой идеологией стояли государство и армия. Двадцать первый век наступил, и в мире нет формального фашизма, формального коммунизма. Но родилось новое явление — мировой терроризм. Раньше основные события разворачивались в Европе, теперь — на Ближнем Востоке. Речь идет не о том, что бен Ладен атаковал Буша, или Буш атаковал бен Ладена. Невозможно себя защитить, не решая проблемы Ближнего Востока…Сегодня террор представляет для мира большую опасность, чем войны между государствами, потому что террор — это бунт против прогресса в гораздо большей степени, чем восстание против режима.В этой войне, как и в прошлой, мы, евреи, как народ и как Государство Израиль, превращаемся в мишень. Но и на сей раз победит справедливость…Были времена, когда казалось, что коммунизм вечен. Казалось, что и фашизм непобедим. Однако обе эти системы давно в могиле. Придет конец и терроризму.

*****

Я вижу взаимоотношения между Россией и Израилей. Оставьте коммунизм в сторонке. И антисемитизм. И ненависть к Израилю. Это надо оставить в стороне. Прошлое нельзя изменить. Жалко тратить на это время. У нас такие огромные дела нас ждут в будущем. Я не думаю, я говорил это много раз, что Толстой, например, был антисемитом. Я встречался с Солженицыным, это был очень интересно. Я не говорю, что они представляют будущее, будущее за нашими детьми, но я верю, что у каждого человека есть гораздо больше, чем он сам думает. Миссия человечества это позволить каждому человеку быть человеком. Реализовать свои возможности. Надо дать ему свободу слова, свободу самовыражения. ( Из беседы на радиостанции ”Эхо Москвы” с А.Венедиктовым 6 сентября 2006 года – А.З.)

             Источник:    www.zelikm.com       <<Евреи глазами именитых друзей и недругов>>

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора

1 thought on “Перес: я сын этого народа

Comments are closed.