В текущей недельной главе «Реэ» снова упоминается идея праздников паломничества (на иврите шалош регалим) — Песаха, Шавуота, Суккота. Интересно заметить, что проведение этих праздников очень сильно отличается — во времена Храма и в наше время, когда Храма нет, — в физическом мире.
Сутью этих праздников в древности был именно приход в Храм и ощущение «усиленного» присутствия Всевышнего во время нахождения в Храме. Сейчас этот фактор отсутствует. У нас нет путешествия (паломничества) и нет самого Храма.
Второй разницей между прошлым и настоящим проведением этих праздников было то, что в Храме собирался весь еврейский народ, что тоже отсутствует в современном «исполнении» этих праздников.
Подобная ситуация «появления отсутствия» является определенным вызовом, который может привести нас к важным аспектам понимания и к новым идеям. При этом могут быть разные варианты преодоления вызова. Мы должны вычленить ключевые аспекты того, что вложил Всевышний в концепции праздников, и найти их реализацию в имеющихся современных условиях.
Песах раскрывает идею освобождения.
Шавуот дает нам доступ к источнику мудрости жизни — Торе.
Суккот дает нам ощущение реализации.
При этом Храм знакомит нас с духовной структурой внутреннего мира человека.
Все эти аспекты переплетаются друг с другом и должны нами осмысляться — на нашем уровне.
Если соединить вышесказанное с названием нашей главы «Реэ» (смотри), то можно сказать, что Всевышний предлагает нам рассмотреть суть глубинного измерения нашей жизни.
Мы сейчас не имеем физического аналога Храма в нашей жизни. Но мы должны создать своего рода духовную практику воссоздания Храма внутри себя.
Сначала мы осознаем его общую структуру, состоящую из трех отделений — храмового двора, основной части (кодеш) и самой сокровенной части — Святая Святых (кодеш кодашим).
Объясняют мистики, что храмовый двор может быть связан с работой в нашем психологическом мире. Это очищение (символ — умывальник для омовения коэнов) и трансформация нашей животной природы (символ — жертвенник, на котором сжигались животные приношения). В современном мире появляются также новые и специализированные психотехнологии, которые могут нам помочь прорабатывать наши блоки и комплексы.
Основная часть (кодеш) обращает нас к духовной работе. Три ключевых символа: стол с хлебами, светильник — семисвечник менора и алтарь для воскурения благовоний.
Семисвечник имеет несколько уровней интерпретации. С одной стороны, он символизирует семь нижних качеств характера (мидот). С другой стороны, он напоминает о семи рецепторах в голове человека — глазах, ушах, ноздрях носа и рте. То, что эта «семерка» связана с идеей огня и света, говорит о том, что мы должны зажечь духовным огнем и светом наше восприятие мира.
Стол с хлебами и алтарь с благовониями могут быть рассмотрены как духовная работа с противоположными аспектами бытия — хлеб как «плотная» пища, а благовония — как «утонченная». При этом духовная работа должна одухотворять наш психологический и материальный мир.
Наличие святая святых учит нас тому, что есть еще более высокий уровень самореализации, чем духовный. Духовность — это работа с собственным духовным миром. Но в духовности есть опасность того, что человек вознесет самого себя на вершину. Иудаизм учит нас тому, что высшим уровнем самореализации есть наша связь с Б-жественным, которую и символизирует Святая Святых. При этом сокрытость уровня Святая Святых говорит о том, что наши отношения с Всевышним обладают особыми «интимными» качествами.
Важно понять, что в иудаизме есть множество как бы внешних форм наших отношений с Всевышним. Но эти внешние формы должны не заслонять, но помогать глубинной сути наших отношений с Творцом мира.
Вернемся к трем праздникам.
Песах представляет нам все четыре уровня свободы — и в материальном мире, и в психологическом, и в духовном, и в нашей связи с Всевышним.
Шавуот говорит нам о постижении Торы на четырех уровнях.
Суккот говорит нам о самореализации и, в частности, о чувстве радости на всех четырех уровнях.
При этом мы должны стремиться эти идеи не только локализовать в дни праздников, но и распространить их на остальные дни года. Такая работа привнесет благословение в нашу жизнь и осветит не только нас, но и окружающий нас мир.