Предварительные итоги

 

Заметки о Международном Еврейском Кинофестивале

2013-го года

Верная примета июля — красочный буклет Международного Еврейского Кинофестиваля в почтовом ящике. Начинающийся в Сан Франциско 25 июля IJFF будет 33-им по счету.

Вообще-то, вплоть до прошлого года эти фестивали мною принципиально игнорировались. Это как раз тот случай, когда: «Фестиваль — фестиваль про-палестинский (и про-гейский), а Спонсоры — спонсоры еврейские». В раннее опубликованных заметках “Ах Фестиваль, Фестиваль, Фестиваль”, мною были собраны conclusive evidence (убедительные доказательства), почему любой уважающий себя еврей не должен посещать это “собрание нечестивых”. Четыре года назад у нас проходил соответственно 29-ый IJFF, где главным «invited guest» (приглашенным гостем) была Синди Корри, а главным показом — гнуснейший фильмец о «подвиге» ее дочери, Райчел Корри. Так звали мелкую пособницу террористов из Штата Вашингтон, которая приехала в 2003 году в Газу, чтобы в качестве «живого щита» защищать от сноса дома своих арабских друзей. В одном из таких актов защиты она и погибла, случайно оказавшись под ковшом бульдозера, которым управлял солдат израильской армии. К счастью, нескольким наиболее щедрым спонсорам проекта сделалась неприятна мысль, что пятизвездочная гостиница, трехразовое ресторанное питание и авиа-билеты для мамы пособницы террористов оплачивались за их счет. Разразился скандал, стоивший, в итоге, в 2011-ом году его бессменному руководителю престижного директорского кресла.

Учитывая последнее обстоятельство и, просто, доверяя своей интуиции, в прошлом году решила, что “world premier” документального фильма “Hava Nagila” пропустить нельзя.

Сказать, что я не ошиблась — это ничего не сказать. Это, я вам скажу — “чего-то особенного”. Зал кинотеатра в Беркли был заполнен Progressive Jews (синоним т.н. «берклийской интеллигенции») — этой удивительной разновидностью нашей породы, еще не до конца изученной психиатрией. Представители ее при любых обстоятельствах безошибочно выбирают позицию невыгодную для евреев и выгодную для их врагов. Это особенно очевидно, когда речь заходит об Израиле. Думаю, что мы — “воинствующие правые мракобесы” — были в этом зале теми единственными тремя, кто на последних выборах голосовал против нынешнего Президента. Тем не менее, мы с берклийскими евреями остались, кажется, одинаково довольны этим превосходным примиряющим все категории евреев фильмом. Фильм этот необыкновенно познавателен, в том смысле, что в нем представлены самые немыслимые варианты исполнения нашей зажигательной еврейской песни, от танца живота где-то на Востоке под Хаву Нагилу до раввина с удивительными «древними» глазами, который поет Хаву Нагилу, как молитву. Съемки — от украинского местечка, откуда эта песня начала свое триумфальное шествие по миру, до ночных баров Нью-Йорка, где ее исполняют как сложную джазовую композицию. До слез трогательны черно-белые кадры, где первопроходцы Израиля танцуют хору под Хаву Нагилу. Снято любовно и печально— иронично, потому, что увидено как раз теми самыми генетически общими у нас у всех насмешливо-грустными еврейскими глазами.

Главные создатели этого документального шедевра — Roberta Grossman и Sophie Sartain, выступали перед зрителями после показа. На стандартный взгляд обе не красавицы, но в слове и жесте, от обеих глаз не оторвать, так обаятельно неотразимы эти женщины. В ответах на вопросы из зала — разящее остроумие. Они не только коллеги, но и семья. Такие, я думаю, на Парады Гордости не ходят. У них есть дела поинтересней. Sophie, именно та, что написала блестящий текст к фильму, вообще, не еврейка. Если «Хава Нагила» появится на DVD и вы его всей семьей отсмотрите — не забудьте помянуть меня добрым словом.

В этом году, вдохновленная прошлогодней удачей, решила разговеться окончательно и приготовилась потратить деньги и время: т.е. в аккурат отсматривать по одному кинофествивальному фильму в день. Открыла прекрасно изданный буклет и… не стала торопиться с билетами, а вместо этого решила поделиться с вами впечатлениями, вынесенными из чтения анонсов к фильмам уже стоящего на пороге 33-го Международного Еврейского Кинофестиваля.

Этот проект относится к категории “moveable feast”. Начинается он у нас на западном побережье в середине лета, и с остановками во городах с густым вкраплением евреев, где-то к середине зимы добирается до восточного. Может быть кому-то пригодится. Перевожу с анонсов не дословно, но близко по сути. Иногда в переводе прорывается отсутствующая в монолитно серьезном оригинале легкомысленная интонация. Заранее признаюсь — интонация моя, как, впрочем, и редкие комментарии к анонсам, выделенные курсивом.

В обзор включены по одному, два фильма различных, хотя и не всех представленных в проекте категорий.

Категория: Социальная справедливость — Права человека

After TillerDocumentary, USA, Directors — Lana Wilson, Martha Shane, 2013

Это фильм о врачах, которые делают аборты в последнем триместре беременности. Таких врачей (кто за вознаграждение занимаются убийством жизнеспособных младенцев в трех штатах, где это легально разрешено) по всей Америке обнаружилось всего четверо и авторы фильма берут интервью у каждого из них, чтобы зрителю стало понятно, на какой риск они идут, приходя на помощь страждущим женщинам. Ведь их коллега, гинеколог Джордж Тиллер (George Tiller) был убит в Канзасе в мае 2009-го года противником “поздних” абортов. Камера фиксирует толпы протестующих вокруг клиник, их плакаты и крики. А на контрасте с этим в тишине кабинетов этих клиник доктора поддерживают в своих пациентках смелость принять решение. В судьбах абортирующихся женщин обнаруживается много интересных и волнующих сюжетов.

Любопытно, что этот фильм представлен на Еврейский Кинофестиваль в жанре “Социальная справедливость — Права человека”. Речь идет, разумеется, о правах матерей, а не изгоняемых из их утроб семимесячных младенцев. Какое отношение все это имеет к евреям и их Кинофестивалю, спросите вы? Самое непосредственное. Ведь Гражданские Права страждущих во всем мире — это вечная и главная забота евреев.

КатегорияИзраильскопалестинские отношения

Soldier on the roofDocumentary, Netherlands, Director Esther Hertog, 2012

Прогрессивная голландская режиссерша еврейских кровей поставила социальный эксперимент: три года прожила в еврейском анклаве Хеврона бок о бок с несколькими сотнями поселенцев. Она хотела понять, зачем они живут в том месте, где их “не хочет” преобладающее арабское население. Как поселенцы добровольно могли избрать этот город (город Праотцев, первая столица Израилядля евреев — второй по святости город после Иерусалима) местом своего жительства, зная, что их безопасность гарантируется только постоянным присутствием военного гарнизона? Как они могут допустить ежедневное нарушение гражданских прав местных жителей, которые ради их поселенцев безопасности подвергаются ежедневным унизительным досмотрам на контрольно-пропускных пунктах? За три года автор фильма не нашла никакого другого ответа на эти вопросы, кроме следующего: на безумную идею создания своей собственной общины на земле, где проживает 120 тысяч палестинцев, толкнула эту кучку людей их воинствующая вера (раввинистический иудаизм?). Мы видим поселенцев в их домах, видим их и их детей посылающих проклятия своим арабским соседям, видим, как они смеются над усилиями израильских миротворческих организаций. Автор сознает, что привлекательность этих мест в глазах поселенцев связана с проживанием в непосредственной близости от Махпелы — священного для евреев места погребения Авраама и других Праотцев. Но, вместе с тем, и в фильме это особо подчеркивается, это захоронение является такой же (а может еще и большей) святыней для местных палестинцев. Фильм служит мучительным напоминанием о долгой дороге, ожидающей евреев и палестинцев на пути мирного сосуществования.

Категории: Геи, лесбиянки, бисексулы и транссексуалы (LGBT community)

Out in the DarkDirector Michael MayerIsrael, 2012

Красавчик-аспирант Нимр ускользает от недремлющего ока своей крепко спаянной палестинской семьи, чтобы провести вечер в Тель-Авивском гейском ночном клубе. Положение его двусмысленно. От семьи он должен скрывать свою нестандартную сексуальную ориентацию, в то время, как в Израиле ему нельзя открыто говорить о том, что он живет на “территориях”. Видимо, тель-авивские геи, узнав об этом, подвергли бы палестинского аспиранта суду линча прямо в стенах своего элитного клуба. И без того непростая ситуация усложняется тем, что Нимр знакомится в клубе и затем сходится с харизматичным тель-авивским адвокатом, Роем. Их страстный, ото всех скрываемый роман протекает на фоне контрольно-пропускных пунктов и прочих атрибутов израильско-палестинского конфликта. Их любовь пытается победить все препятствия. Рой живущий в городе, необычайно дружественном к геям, слепо верит, что все юридические неувязки будут улажены с помощью нескольких его звонков к адвокату по “правам человека”. Но у Нимра, есть брат с террористским прошлым, и поэтому оградить возлюбленного от бессмысленных подозрений и зловещего давления израильских сил безопасности оказывается не так просто. Драматическое напряжение нарастает. Любовники должны решить, чем они готовы пожертвовать ради своей любви. Тоже происходит и в политике при решении израильско-палестинского конфликта — в этом суть драмы.

Lies in the ClosetDirector Shirly BerkovitzIsrael, 2012

21-летний сын консервативных израильских родителей скрывает от них ужасную тайну. Он говорит им, что якобы принят на учебу в Оксфорд, и использует это, как легальную причину просить их о деньгах для поездки в Англию. Родители без труда разоблачают эту ложь и узнают, что их сын собирался на эти деньги поехать в Тайланд, чтобы подвергнуться там операции по изменению пола. Настойчивый юноша, однако, осуществляет свою заветную мечту и возвращается в Израиль, к семье и друзьям в новом гендерном статусе: девичьем. Консервативные родители неожиданно проявляет неслыханную широту взглядов и открывают ему, “блудному сыну”, вернее, новоявленной дочери,  свои объятья, так как понимают правоту его/ее слов: «Друзья и семья, которые знали меня до операции, фактически, не знали кто я есть на самом деле. И мне странно, что я мог называть их тогда “Мама” и “Папа”». Автор фильма получила от главного героя права на полную документальную видеозапись его преобразования из мужской оболочки в женскую, начиная с прибытия в Таиланд и кончая счастливым воссоединением с семьей в новом качестве в Израиле.

Категории: Религия и Духовные ценности. Женщины

Brave Miss WorldDirector Cecilia Peck, Израиль, Италия, Южная Африка, USA

Получив в 18 лет статус Мисс Израиля, Линор Абаржил (Linor Abargil) была избрана представлять свою страну на Международном конкурсе красоты. Но за несколько недель до того, как получить (гипотетически) корону самой красивой женщины планеты, она была зверски изнасилована в Италии ее собственным травел-агентом. Через 10 лет после этого зловещего инцидента Линор решилась (чего вдруг?) на то, чтобы поведать свою историю человечеству и этим помочь другим жертвам сексуального насилия во всем мире прорвать завесу тишины и замалчивания вокруг этой трагической темы. Камера следует за Линор всюду, вплоть до Южной Африки, где она встречается с многочисленными жертвами изнасилований, которые делятся с ней сокровенным. В результате получился рассказ об отважной израильтянке, которая вселяет в души людей надежду и оставляет в них зримое доказательство несгибаемости человеческого духа.

Rafea Solar MamaDirectors: Jehane Nouijaim, Mona Eldaief. Egypt, USA, 2012

Может ли неграмотная женщина, уже имеющая внуков, стать специалистом в области солнечной энергии? Рафеa (Rafea) отвечает: “Да, может!”. Рафеа живет вместе с четырьмя дочерьми и внуками в беднейшей иорданской деревне. У нее появляется шанс поехать в Индию, в так называемый “Босоногий Колледж”. В этом учебном заведении открыта уникальная программа, где безграмотные неимущие “бабушки” со всего света проходят 6-ти месячное обучение, чтобы работать у себя дома специалистами в области солнечной энергии. Если Рафеа закончит курс, она сможет электрифицировать (именно так написано в анонсе) свою бедуинскую деревню, выучить нужной специальности своих соседей и материально помочь дочерям. По мере приобретения нужных знаний у Рафеа неуклонно растет вера в свои силы. Но ее муж угрожает ей разводом и отнятием детей, если она немедленно не вернется домой. И бедной женщине ничего не остается, как через два месяца вернуться в деревню, чтобы попытаться убедить мужа, что ее успех принесет благо не только их семье, но и всей деревне. Фильм оставляет открытыми много вопросов. Последуют ли другие женщины деревни примеру Рафеа? Можно ли изменить традиционные представления о роли женщины в бедуинской общине?

Вопросов, на самом деле, возникает значительно больше, чем объявлено в анонсе:

1. Почему за бортом удивительного колледжа в Индии оставлены безграмотные неимущие и босоногие бедуинские дедушки?

2. На каком языке можно за шесть месяцев обучить инженерному делу абсолютно безграмотную бедуинскую бабушку?

3. Какую привязку к еврейской теме разглядели в этой сказочной феминистко- экологической пасторали те, кто занимался отбором фильмов для Кинофестиваля? 

Не думаю, что в буклете Еврейского Кинофестиваля отыщется что-либо, способное развеселить вас больше, чем глухие иорданские деревеньки, терпеливо ожидающие “экологически чистой электрификации” руками дипломированных “бедуинских бабушек”.

А значит пришло время опускать занавес.

А теперь представим себе человека, не знакомого с понятием “евреи”, но каким-то чудом попавшего на просмотры 33-го Международного Еврейского Кинофестиваля.

Попытаемся представить, что он (Пришелец) подумает о нас, евреях, насмотревшись подряд фильмов, чьи слегка откоментированные мною анонсы вы только что прочли. Какое впечатление вынесет он о нас, как о коллективном теле, как о народе, проживающим не только в Израиле, но и по всему свету?

С большой долей вероятности можно предположить, что мысли его потекут по следующим направлениям:

В первую очередь, Пришелец этот уверится, что в середине прошлого века так называемыеевреи незаконно захватили землю, названную ими Израиль. В то время, как естественное право жить на этой земле принадлежит другому народу — палестинцам. Эти последние безобидны и дружелюбны и только то и делают, что кротко сидят под раскидистыми оливами или едут куда-то по своим мирным палестинским делам на трогательных осликах с по-человечьи грустными глазами. Этот древний народ безмерно страдает от оккупации их земли злобными евреями. Особой жестокостью по отношению к местному населению, усугубленной крайним религиозным мракобесием, отличаются так называемые “евреи-поселенцы” .

Помимо всего, у Пришельца не возникнет сомнения, что наиболее животрепещущие проблемы, волнующие сегодня евреев по всему миру, включая Израиль, напрямую связаны с вопросами секса. Как то: абортарии, изнасилования, изменения пола, гомосексуальность.

Ну, и не в последнюю очередь, Пришелец будет поражен тем, до какой степени этот странный народ волнует то, что его никаким боком не касается. Например, вопросы женской эмансипации в соседнем с Израилем палестинском государстве. И много других вопросов, связанных с проблемами миллионов обездоленных людей, проживающих в самых различных странах, включая те, откуда сами эти евреи были изгнаны еще в середине прошлого века (обзор выборочный, и не включает все представленные в буклете фильмы).

А с другой-то стороны, что нам за дело до этого Пришельца? Плевать нам на то, что он подумает. Мы не станем отчаиваться, а по мере наших физических сил и материальных возможностей будем как можно чаще пускаться в путешествия по Израилю и миру. И знакомясь в этих путешествиях с тамошними евреями, сможем воочию убедиться, что жив наш народ, и что живет он другими заботами, интересами и подвигами, чем представляется болезненно-извращенному вкусу Членов Совета Попечителей 33-го Еврейского Кинофестиваля. Ведь именно они отобрали для показа на нем весь тот скучный, мерзопакостный, абсолютно противный еврейскому учению и духу, анти-поселенческий, содомитский и прочий мусор, который только отыскался по свету.

Так что на Фестиваль я опять ни ногой.

Разборчивые иерусалимцы не приходили на пир, если не знали, кто призван с ними на пир. Гемара, Санхедрин 23:1

А вы теперь знаете.

P.S. Известно, что только зверство бывает до конца последовательным. Во всех остальных случаях допустимы исключения. Представленный на фестивале немецкий фильм “Hannah Arendt” режиссера Margarethe von Trotta — и есть такое исключение. В центре фильма судьба Ханы Арендт — знаменитого немецкого философа, в молодые годы бежавшей в Америку из нацисткой Германии. Особое внимание уделено тому периоду жизни Ханы Арендт, когда в качестве специального корреспондента журнала “Нью-Йоркер” она присутствовала в зале суда над Эйхманом, проходившем Израиле в 1961-ом году. Именно там родился у нее замысел одной из самых известных ее книг — “Банальность Зла”. Среди других героев фильма — немецкий философ Мартин Хайдеггер, учитель и возлюбленный главный героини фильма.

 

Соня Тучинская

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора