«Ты хочешь быть прав или хочешь быть женат?» — шутят американцы. — «Do you want to be right or you want to be married?» И в этой шутке есть значительная доля правды. Есть люди, которые всегда хотят доказать свою правоту и отстаивают ее любой ценой. Они требуют, чтобы их слово было последним. И даже если предположить невероятное, что люди эти действительно правы в каких-то конкретных спорных ситуациях, то все равно, по большому счету они глубоко заблуждаются в самом главном. Людям этим не хватает душевной щедрости, великодушия, умения прощать ошибки других. С такими людьми очень трудно иметь дело. В результате страдают их близкие, друзья, коллеги и деловые партнеры. Впрочем, любому терпению приходит конец, и тогда такому человеку могут уже не в шутку сказать: «Выбирай: хочешь быть прав или хочешь быть женат?»
Первый Иерусалимский Храм был разрушен, как сказал пророк Иеремия, из-за того, что евреи «оставили Тору». Это выразилось, по словам мудрецов Талмуда, в трех грехах: идолопоклонстве, кровопролитии и разврате.
Но почему был разрушен Второй Храм, ведь в те времена евреи изучали Тору и соблюдали ее заповеди? Второй Храм был разрушен из-за «беспричинной ненависти» евреев друг к другу, заключает Талмуд и иллюстрирует эту мысль, приводя историю Камцы и Бар-Камцы.
«У одного человека был друг по имени Камца и недруг по имени Бар-Камца. Однажды этот человек устроил праздничную трапезу и попросил своего слугу:
– Пойди и приведи мне Камцу.
Пошел тот и привел Бар-Камцу. Хозяин увидел Бар-Камцу, который сидел среди гостей, и сказал ему:
– Ты ведь недруг мой. Что тебе здесь делать? Встань и уйди!
– Раз я пришел, оставь меня. Я заплачу за все, что съем и выпью.
– Нет.
– Я оплачу половину стоимости трапезы.
– Нет.
– Я оплачу всю трапезу.
Взял его хозяин за руку и вывел из зала.
Подумал Бар-Камца: ученые мужи сидели и не препятствовали хозяину, значит, они согласны с ним; пойду и донесу на них римскому императору.
Пошел он в Рим и сказал императору:
– Взбунтовались против тебя иудеи…»
Но разве эта история иллюстрирует «беспричинную ненависть» евреев друг к другу? — удивитесь вы. — Хозяин дома имел полное право приглашать на свой праздник друзей, а не врагов. И если по ошибке пришел Бар-Камца, то хозяин имел право попросить недруга покинуть его дом. Очевидно, что хозяин дома не ошибался относительно Бар-Камцы, ведь тот действительно оказался доносчиком.
С другой стороны, и Бар-Камца имел полное право обидеться: «Если уж по ошибке меня пригласили, то могли хотя бы не позорить публично, выгоняя из дома».
Может быть, в этом и состоит урок этой истории. Даже если все правы в своих глазах, но никто не хочет, проявив великодушие, уступить, то конфликт неизбежен.
Так что же, у Бар-Камцы была причина донести на евреев римлянам? Нет, это не причина, а повод. Сначала человек ненавидит, а уж потом ищет или ждет повода для того, чтобы дать этой ненависти проявиться. Мудрецы учат, что преодолеть эту «беспричинную ненависть», в результате которой был разрушен Храм, можно лишь «беспричинной любовью». Настоящая любовь и не может зависеть от какой-то внешней причины, корысти или выгоды. Мы любим наших родных не потому, что они обладают какими-то достоинствами, а потому что это наши родители, дети или супруги. «Возлюби ближнего, как самого себя!» — Тора указывает нам любить еврея, потому что он «ближний» — брат, член большой семьи еврейского народа.
«Праведник — основа мира», — писал царь Соломон в своих Притчах (10:25), научив нас, что мы должны относиться с любовью к людям всего мира, к каждому человеку на земле.
«Мой обычай — поступать так, как просит другая сторона!
Уважаемый рав Кацин!
В своей статье «Кто поведет сына под хупу?» Вы писали: «Обсуждая детали свадьбы, нужно стремиться создать атмосферу любви и взаимного уважения, выражать готовность выполнить желание другой стороны, демонстрировать умение уступить, пойти на компромисс…» Именно так и поступал великий человек и раввин рав Яаков Каменецкий, который возглавлял иешиву «Тора ва-Даас» в Бруклине. Как-то у него спросили, каков его обычай: вести ребенка под хупу вместе с женой или с другим отцом. «Мой обычай — поступать так, как просит другая сторона», — ответил рав Яаков.
Леви ФИНКЕЛЬШТЕЙН