«Ой, ми ихье мисумо эль!» — «О, кто выживет, когда Он поставит «эль»!» (24:23)
Эта туманная фраза Билама дает много пищи для толкований. Биламу открылось, что из всех народов только два — евреи и арабы — удостоятся того, что к их имени будет присоединено Имя Б-га: «Исра-эль» и «Ишма-эль». Горе тому, продолжает Билам, кто будет жить в эпоху Ишмаэля.
Именно нам довелось жить в эту эпоху. На наших глазах, всего за какие-то тридцать-сорок лет, отсталый и бедный народ приобрел огромное влияние и богатство, распространился в Европе и Америке, угрожая подмять под себя весь мир.
В чем источник его силы? Нет, не в нефти (ее хватает и в России, да что толку?) и не в многочисленности (китайцев и индийцев намного больше). Тайное оружие арабов — их религия, сила их молитвы, о чем говорит само их имя: «Ишма-эль» — «Б-г услышит».
Каждый арабский политик заканчивает свою речь словами: «…с помощью Аллаха». Ни один мусульманин не постесняется расстелить молитвенный коврик на центральной улице Парижа или Лондона и, обратившись лицом к Мекке, погрузиться в самозабвенную молитву. Миллионы мусульман совершают ежегодный хадж — паломничество в Мекку. Среди евреев такая преданность своей религии и традиции большая редкость.
Большинство израильтян предпочитают пляжи Эйлата древним камням Котеля, западной стены иерусалимского Храма. Туристы из диаспоры паломничают не в хевронскую Гробницу праотцев, а в тель-авивские диско-бары. А ведь было время, когда весь еврейский народ трижды в год, в Песах, Шавуот и Суккот, совершал восхождение к Иерусалимскому Храму. И о чудо! Там всем хватало места.
Какая сила позволяет мусульманам так долго владеть Храмовой горой? Мечеть «Аль-Акса» стоит на ней уже почти тринадцать столетий, а наш святой Храм излучал свой дивный Б-жественный свет, в общей сложности, лишь около восьмисот лет. Даже чудесная победа в Шестидневной войне не вернула нам это святейшее место на земле, о котором мечтали наши предки.
Благодаря чему Ишмаэль не только прочно удерживает в своих руках Храмовую гору, но и успешно теснит нас под фанфары «мирного процесса», вырывает у нас из-под ног нашу землю? Благодаря силе своей молитвы, зафиксированной в его имени: «Услышит Б-г».
Согласившись принести себя в жертву на месте будущего Храма, наш праотец Ицхак стал вечным символом самоотверженности еврейского народа, его готовности совершить «месирут нефеш» — «отдать душу за Б-га». Но душу можно отдать, и не умирая. Всякий раз, когда еврей обращается с молитвой к Б-гу, он вручает Ему свою душу, как будто говорит: «Б-же, моя жизнь в Твоих руках». Такой молитвенной страсти нам сегодня как раз и не хватает.
Но конечная победа все равно будет за нами. Мы достигнем ее не благодаря соглашениям и международным «гарантиям», и не силой оружия. Молитва Ишмаэля сильна лишь потому, что евреи слабы в своей молитве. «Аль-Акса» стоит лишь потому, что разрушен Храм. Ишмаэль заполняет вакуум, который мы сами же создали. Наше имя Исра-эль образовано от слова «яшар» — «твердый», «несгибаемый». Имя надо оправдывать…
Высшая и последняя стадия
«Не увидел провинности в Яакове и не видел зла в Израиле; Б-г Всесильный его с ним, дружба Царя у него» (23:21).
По всему экрану беспорядочно рассыпаны мелкие осколки стекла. Они дрожат и переливаются, как будто исполняют замедленный балетный танец. Вдруг эти осколки начинают быстро и неудержимо сближаться; вращаются все быстрее, соединяются и тянутся вверх. В последнем кадре перед нами красивая ваза.
Это был короткий фильм, снятый рапидом. Он показывал, как разбивается падающая ваза, — но только в обратном порядке.
Друга можно назвать на иврите тремя словами, которые соответствуют трем стадиям дружбы. На первой стадии друг — это «едид». «Едид» образовано от удвоения слова «яд» (рука): «яд-яд». Изменив в нем гласные буквы, получаем «едид». «Едидут» представляет собой начальный этап дружбы, когда встречаются два человека и их руки соединяются, хотя сами они еще разъединены.
Следующая стадия — «хавер». «Хавер» созвучно слову «хибур», что означает соединение, тесный контакт.
И наконец высшая стадия дружбы — «реа».
В разделе «Балак» пророк и чародей Билам так описывает в одном из своих видений близость Б-га к еврейскому народу: «Дружба Царя у него» — «у-треут мелех бо».
На самом деле слово «треут» можно понять двояко. Некоторые комментаторы, такие, как Ибн-Эзра из Сфорно, переводят его как «трубные звуки» (шофара или трубы). Получается: «И царский трубный звук слышится у него». С помощью двух серебряных труб Моше сообщал евреям на стоянках в пустыне, что пора сворачивать лагерь и отправляться дальше в путь. Не случайно этот стих включен в раздел «Шофарот» литургии праздника Рош а-Шана, одна из тем которого — коронация Б-га под звуки шофара.
Однако большинство мудрецов трактуют «треут» именно как дружбу. Правда, в книге Теиллим (Псалмы) «треут» употребляется совсем в другом, можно сказать, прямо противоположном смысле: «Троэм бе-шевет барзель…» — «Ты разобьешь их железным жезлом…» (2:9).
Какая связь между «разобьешь» и высшей стадией дружбы?
Ответ таков. Б-г создал мир по схеме «зе-леумат-зе» — «одно против другого». Наш мир состоит из пар объектов и явлений, прямо противоречащих друг другу.
«Разбивание» на множество несоединимых осколков — это одна сторона медали, а на другой стороне — точно такое же по силе и необратимости взаимное тяготение и соединение, характеризующее высшую стадию дружбы.
Так разбитая ваза становится целой.