Деды сражались на фронтах Великой Отечественной, внуки защищают Израиль

Абрам Ландсман и Семен Грейшпан
Абрам Ландсман и Семен Грейшпан

В 1941 году Абрам Ландсман ушел на фронт со школьной скамьи.
– Я учился в десятом классе и потребовал, чтобы меня взяли на фронт добровольцем, — рассказывает он. — Попал пехотинцем на 2-й Белорусский фронт.
Один из боев завершился тяжелейшим пулевым ранением в висок.
– В госпитале в Смоленске меня оперировали, но врачи не были уверены, что после такого тяжелого ранения я, совсем мальчишка, выживу и даже вернусь на фронт, — рассказывает Ландсман. — Отправили меня в Москву. Столичные врачи провели консилиум и ахнули: «Невероятно, что ты остался в живых!» Вот, посмотрите, шрам на виске до сих пор виден.
10 мая утром уроженец Оренбурга Абрам Ландсман, подобно другим хайфчанам — ветеранам и участникам Великой Отечественной — принял участие в шествии и митинге, посвященном 68-й годовщине Победы.
На первый взгляд, сюрреалистическое зрелище: музыканты духового оркестра в маршевой аранжировке наяривают «День Победы», пожилые мужчины и женщины (пиджаки увешаны какими-то «заграничными» орденами и медалями) незаметно смахивают слезу…
В колонне ветеранов шагают старшеклассники, активисты израильского «комсомола» (движение «Ноар овед ве-ломед») и даже несколько подростков с алыми флагами коммунистической партии ХАДАШ.
– На фронте погиб мой старший брат Биньямин — он был летчиком-истребителем, — рассказывает Абрам Ландсман. — Другой брат живет во Владивостоке — полковник медицинской службы.
– Когда вы репатриировались?
– В 1996 году, — говорит Ландсман. — Приехал в Израиль с женой, дочерью, зятем и внуком Давидом (сейчас он учится в Технионе). Давид отслужил в израильском военно-морском флоте, сейчас он воин-резервист. Трудно передать, как я им горжусь.
С 9 мая 1945 года минуло 68 лет. Прибавим к ним еще минимум 18. Получается — 86. Таков средний возраст ветеранов, но никак не участников митинга. Большинство составляют не столько воины-победители, сражавшиеся на фронтах в 40-е грозовые, а бывшие узники нацистских гетто. Один из них — Семен Грейшпан.
– Родился я в небольшом городке в Винницкой области, — рассказывает он. — Когда началась война, мне было 13 лет. С другими еврейскими детьми я попал в гетто. Освободили нас 16 марта 1944 года, а вскоре после этого в наше местечко вошли партизаны, которыми командовал Ковпак. В их отряде я оставался до окончания войны.
В армии на Дальнем Востоке Семен отслужил семь лет, но уже в послевоенные годы…
За исповедью каждого пожилого человека (все они говорят только по-русски — выучить иврит, когда тебе за 70, в принципе невозможно) — судьба. Ой какая нелегкая! Но сегодня все болезни, утраты и повседневные проблемы отошли на второй план. И пускай в приморской Хайфе День Победы решили отметить не 9, а 10 мая — на такие мелочи никто не обращает внимания.
Дедушек и бабушек молодых солдат и офицеров Армии обороны Израиля приветствует мэр города Йона Яхав.
«До 120!» — желает он престарелым горожанам.
Обращается к участникам митинга и министр сельского хозяйства Яир Шамир.
– Дорогие друзья, с Днем Победы! — произносит он по-русски, после чего, перейдя на свой родной язык — иврит, объясняет: — Русским языком я не владею, но всех вас очень люблю и считаю, что для Эрец Исраэль алия из бывшего Советского Союза стала настоящим чудом. В те годы, когда вы сражались на фронтах Второй мировой, ваши братья — еврейские подпольщики вели борьбу за возрождение на этой земле нашего с вами национального государства. Вы продемонстрировали беспримерное мужество в схватке с нацистами — еврейские подпольщики в Израиле дерзко и бесстрашно боролись с британскими властями. Гитлеровцы были повержены, а вскоре после этого было создано еврейское государство. И сегодня здесь, в Израиле, мы — свободные гордые евреи — чтим память тех, кто погиб на фронтах Второй мировой и в Катастрофе, и других, кто боролся за независимость на этой земле. От всей души желаю вам здоровья и долголетия!
– Министр сельского хозяйства — сын бывшего главы правительства Ицхака Шамира, благословенна его память. Верно? — спрашивает стоящий рядом со мной пожилой мужчина.
– Верно.
– Во-первых, благодаря Ицхаку Шамиру мы с семьей смогли в 1991 году репатриироваться, — восклицает мой случайный собеседник (имя в диктофонной записи не сохранилось — его заглушил оркестр). — Живется нам, конечно, нелегко: эмиграция. Вместе с тем, качество жизни в Израиле на порядок выше, чем у нас на Украине. И продолжительность — больше. Пойду-ка я пожму Шамиру-младшему руку. Он, между прочим, тоже военный — полковник израильских ВВС, участник Шестидневной войны и Войны Судного дня. Наш человек!
Чествование ветеранов (с каждым годом их становится все меньше и меньше) продолжается. Что же касается Израиля, то в нашей более чем столетней войне за право еврейского государства на существование теперь сражаются внуки бойцов Великой Отечественной. Все высшие командиры ЦАХАЛа признали еще лет десять назад: «русские» солдаты и офицеры — самые бесстрашные. При таких дедах и бабушках это естественно.
Эвелина ГЕЛЬМАН
Фото автора

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора