«И говорил Б-г, обращаясь к Моше в пустыне Синай: «Произведите исчисление всего общества сынов Израиля по семействам их, по отчим домам их… всех мужчин поголовно» (1:1–2).
В Израиле многие люди не доверяют банкам. Они обменивают заработанные шекели на доллары и хранят их дома. По вечерам они достают украдкой хрустящие стодолларовые купюры и любовно их считают, хотя помнят сумму наизусть.
В комментарии к первому стиху книги «Бамидбар» РАШИ пишет: «Столь велика любовь Вс-вышнего к Израилю, что Он пересчитывает их при каждой возможности. Он считал их, когда они покинули Египет. Он считал их после греха золотого тельца, чтобы знать, сколько их осталось (когда были казнены зачинщики бунта). Затем Он снова пересчитал их, когда к евреям вернулась Шехина, Его Б-жественное Присутствие (это случилось первого нисана, в день освящения переносного Храма, обители Вс-вышнего, а ровно через месяц, первого ияра, Моше и Аарон провели перепись)».
Вспомним две предыдущие переписи. О первой Тора прямо не говорит, а лишь намекает в разделе «Бо»: «И отправились сыны Израиля из Рамсеса в Суккот — около шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» (Шмот, 12:37). Если Тора дает цифру — значит, был пересчет.
О второй переписи сообщается в разделе «Пикудей»: «Бека — половины шекеля, священного шекеля, полученные с каждого прошедшего подсчет от двадцати лет и старше, от шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти сынов Израиля» (38:26). Этот подсчет, как видно из приведенной цифры, куда более точный, чем первый, проводился не сразу после казни инициаторов поклонения золотому тельцу, а почти три месяца спустя, после Йом Кипура, когда евреи стали приносить пожертвования на строительство переносного Храма, Мишкана. Серебряные полушекели из этих приношений были расплавлены и использованы для отливки подножий, в которые устанавливали балки Мишкана.
Наконец, в сегодняшнем разделе подробно описана третья перепись. «В первый день второго месяца, во второй год после Исхода» еврейских мужчин призывного возраста оказалось ровно столько же, сколько было шестью месяцами ранее. На собранные при подсчете деньги были куплены животные для храмового жертвенника, и со временем сбор полушекелей стал проводиться ежегодно. Он был отменен только после разрушения Храма, но в память о нем мы читаем в месяце адар отрывок из Торы под названием «Шекалим» и в канун Пурима сдаем в синагогах символические полшекеля.
Здесь уместны два вопроса. Первый: если Мишкан был завершен первого нисана, почему Б-г отложил перепись до ияра? Собрать полушекели следовало, наверное, еще в адаре, чтобы купить на них жертвы для наступающего года, который начинался в нисане. Так предписывает Галаха. И второй вопрос: почему итоговый показатель третьей переписи в точности совпадал с данными второго подсчета, ведь их разделяли шесть с лишним месяцев? Совпадения в таких больших числах всегда кажутся странными. К тому же, как утверждают комментаторы, в дни, когда евреи были заняты строительством Мишкана, у них никто не умер. Но куда делись молодые парни, которым в эти полгода исполнилось 20 лет? Неужели их не включили в счет?
Как объясняют комментаторы, в предыдущей переписи колено Леви еще не было выделено для храмовой службы, и оно было сосчитано вместе со всеми коленами, а в разделе «Бамидбар» их считали отдельно, как сказано: «И было всех исчисленных — шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят. А левиты по отчему колену своему не были исчислены среди них» (1:46–47).
Получается, что численность 12 колен — напомним, речь идет о мужчинах от 20 лет и старше — увеличилась за более чем полгода ровно на 22 тысячи человек, т.е. на ту цифру, которая соответствует количеству отдельно подсчитанных левитов.
Теперь ясно, почему Б-г отложил третью перепись до ияра. Он просто ждал, когда суммарная численность потенциальных еврейских воинов, исключая колено Леви, достигнет прежней цифры, сравняется с итогом второй переписи.
В обратном порядке
Раздел «Бамидбар» часто, как и в этот раз, предшествует празднику дарования Торы — Шавуот. Какая связь между этим разделом и праздником? Казалось бы, ответ лежит на поверхности. Мы знаем, что Тора была дана в пустыне (ба-мидбар). Но почему именно в пустыне, а не в каком-нибудь другом более живописном, уютном месте — в тени, у журчащего ручья?
Представьте себе: группа людей живет в каком-то географическом районе и, стремясь сохранить свое единство, обеспечить коллективное выживание, следуя взаимным прагматическим интересам, формирует общество. Для нормального функционирования этого общества разрабатывается конституция, сложная и разветвленная юридическая система, позволяющая решать все возникающие проблемы во всех мыслимых ситуациях. Такова историческая схема появления и развития всех народов, кроме еврейского. Народы мира начинают свой путь с общей территории и осознания национального единства, с общей заинтересованности в его сохранении и лишь затем, для закрепления этого единства, они создают конституцию.
У евреев было все наоборот: дарование Торы, вечной «конституции» еврейского народа, предшествовало его географическому самоопределению в границах Эрец Исраэль. Вот почему Тора была дана в пустыне, на «пустом», «ничейном» месте. Такой необычный порядок формирования нации учит нас важному принципу: цель нашего суверенного существования в Стране Израиля — выполнение законов Торы. Благодаря Торе мы сохранились в двухтысячелетнем рассеянии и остаемся единым народом.