– Здравствуйте, уважаемый рав Эссас!
Могут ли члены спецслужб Израиля просить своего раввина молиться за их успех в операциях, жизненно важных для Израиля, не называя целей, задач и конкретных мест проведения операции?
Спасибо.
Ронни, Израиль
– Прежде всего следует понять главное: молитву в нашей традиции ни в коей мере нельзя считать средством достижения каких-либо конкретных материалистических целей. Это, с одной стороны — утверждение и укрепление нашей веры в Творца мира, веры в то, что только Он, посылая нам потоки благословений, управляет человеческими судьбами. С другой — один из нескольких факторов, которые способны в той или иной степени влиять на обстоятельства жизни человека, внося в них положительные и иные изменения.
Подчеркну: очень важно, что молитва (наряду с изучением Торы, реализацией заповедей и добрыми делами) — неотъемлемая составная часть той духовной работы, которую Вс-вышний поручил выполнять еврейскому народу в земном мире.
И наша обязанность — ежедневно обращаться с молитвой к Вс-вышнему, а не от случая к случаю, когда нам что-то нужно (Небеса — не «пункт обмена»). И не в произвольной форме, а читая молитвенные тексты, установленные нашими великими Учителями.
Все наши возможные просьбы (на все случаи жизни) содержатся в центральной молитве «Шемоне Эсре» («Восемнадцать благословений»). Детализация не требуется. Ведь Творец и без наших уточнений знает о каждом из нас абсолютно все. Более того, поскольку человеку не дано видеть картину мира в целом, он способен пожелать себе что-то, что в дальнейшей перспективе может обернуться для него злом. И только Вс-вышнему ведомо, что для нас, упрощенно говоря, действительно хорошо, а что плохо.
Поэтому в нашей традиции не принято просить Вс-вышнего сделать для нас что-то определенное. Даже в таком, казалось бы, очевидном деле, как здоровье. Прося Его о чьем-то (или своем) выздоровлении, мы высказываем пожелание: «рефуа шелема» (просим о «полном выздоровлении»). Иногда — рефуат а-нефеш ве-рефуат а-гуф (выздоровление душевное и выздоровление телесное). И никогда не произносим при этом (даже мысленно) название заболевания. Так же — и в молитве о материальном жизнеобеспечении. Мы не просим устроить нас на какую-либо конкретную работу или, допустим, дать нам высокую, выраженную в конкретных цифрах, зарплату. Но обращаемся к Творцу с просьбой сделать так, чтобы у семьи было самое необходимое и чтобы оставалось время и возможность служить Ему.
В обозначенном Вами случае речь идет о воинской обязанности, суть которой — выполнение приказов командования наилучшим образом. Разумеется — в рамках законов данного государства и в соответствии с законами Торы.
В таких ситуациях, обращаясь к Вс-вышнему, никогда не говорят о конкретном задании (или операции). Но просят об успехе в делах и начинаниях. И если выполнение приказа сопряжено с опасностью для жизни человека, — о том, чтобы этот человек вернулся целым и невредимым (на иврите — бари ве-шалем).
Во всех перечисленных и других случаях человек может молиться за себя сам, может попросить, чтобы за него помолились друзья или праведные люди.
Evrey.com
Рав Элиягу ЭССАС