Ход конем. Колеса политической машины штата Нью-Йорк смазывают взятками

Круговая порука: «Скажите, кто спер народные деньги?» — «Это он» — и все показывают пальцами друг на друга. «Босс Твид» и его команда законодателей-взяточников. Карикатура XIX века
Круговая порука: «Скажите, кто спер народные деньги?» — «Это он» — и все показывают пальцами друг на друга. «Босс Твид» и его команда законодателей-взяточников. Карикатура XIX века

Первые дни апреля в штате Нью-Йорк выдались одним затянувшимся Днем дурака, в которого превратили избирателей коррумпированные законодатели.
Вернее, эти дни выбрала федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка в Манхэттене, с интервалом в два дня «распечатавшая» два готовых обвинения. По первому 2 апреля были арестованы шестеро: сенатор нью-йоркской легислатуры Малькольм Смит, депутат нью-йоркского горсовета Дэниел Хэллоран, глава организации Республиканской партии Бронкса Джозеф Савино, такой же глава в Квинсе Винсент Табоне, мэр городка Спринг-Вэлли в графстве Рокленд Норами Джасмин и ее заместитель Джозеф Десмарет.
Как утверждает обвинение, демократ-афроамериканец Смит решил сделать ход конем и выдвинуть свою кандидатуру в мэры Нью-Йорка от Республиканской партии, для чего его сторонники принялись подкупать необходимую поддержку. В 2002 году таким же способом мэром-республиканцем Нью-Йорка стал демократ Майкл Блумберг, но у того с избытком хватало своих денег, все выглядело более чем кошерно. Случай с Малькольмом Смитом газета New York Post назвала «желанием подкупить лидеров республиканцев в донкихотской попытке стать мэром по их списку».
По второму делу 4 апреля агенты ФБР арестовали пятерых во главе с депутатом Ассамблеи штата Нью-Йорк, демократом-афроамериканцем Эриком Стивенсоном. 46-летнего законодателя из Бронкса обвиняют в получении взяток, и впервые по делу о политической коррупции такого масштаба были арестованы четыре взяткодателя-иммигранта из бывшего СССР: Игорь и Ростислав (Слава) Белянские, Игорь Циммерман и Давид Бинман. По делу проходит еще один депутат Ассамблеи из Бронкса —  родившийся в Доминиканской Республике демократ Нельсон Кастро, но его не тронули, так как Кастро тайно сотрудничал с ФБР и помог разоблачить остальных. Четверо «русских» собирались открыть на территории избирательного округа Смита два «садика» — центры дневного ухода за престарелыми, и «подмазывали» для этого законодателя, передав ему в общей сложности примерно 20 тыс. долларов.
О криминальных подробностях двух этих дел написано уже достаточно, но не менее важен их политический резонанс. Как заявил после арестов 4 апреля манхэттенский федеральный прокурор Приит Бхарара, «все труднее избегать печального вывода, что политическая коррупция в штате Нью-Йорк воистину цветет, а культура «покажи-мне-деньги» в Олбани жива и здорова». Действительно, уже не говоря об арестах членов Ассамблеи штата, за минувшие шесть лет в различной уголовщине были обвинены одиннадцать сенаторов, тогда как поражение на перевыборах потерпели только девять. С 2007 года наши сенаторы уходили из политики чаще в наручниках, чем руки в брюки. Комментируя апрельские аресты, Билл Мэни из «Нью-Йоркской группы исследования общественных интересов» (New York Public Interest Research Group) заметил, что «несмотря на заявления, будто в Олбани наступил новый день, это очередной пример все того же поведения, которое десятилетиями царило в Олбани».
Образцы этого поведения наших сенаторов свежи в памяти. Демократа из Бронкса Педро Эспаду год назад признали виновным в хищении денег из фонда, который он же создал. Демократа из Квинса Хирама Монсеррате сначала приговорили к трем годам испытательного срока за нападение на подругу Карлу Джиральдо, а затем к двум годам тюрьмы за слишком вольное обращение с деньгами избирательного фонда. Бруклинский сенатор-демократ Ширли Хантли прошлой осенью признала себя виновной в хищении из общественных фондов почти 90 тыс. долларов. Любимец и покровитель русскоязычной общины Бруклина сенатор Карл Крюгер получил семь лет тюрьмы за получение от владельцев бизнесов взяток на общую сумму примерно миллион долларов. Бруклинский сенатор-демократ Кевин Паркер пока у власти, но уже признан виновным в нападении на фоторепортера New York Post. Сенатор-республиканец Николас Спано из Йонкерса сел в тюрьму за уклонение от налогов, а его коллега-однопартиец Винсент Либл из Рокленда получил 21 месяц лишения свободы за то, что получал откаты. Наконец, бывший лидер сенатского большинства республиканец Джозеф Бруно ждет нового суда по обвинению в коррупции. В мае 2010 года Бруно приговорили к двум годам тюрьмы, но в ноябре 2011-го приговор был отменен апелляционным судом.
Признавая традицию продажности политического истеблишмента штата Нью-Йорк, принято вспоминать «босса Твида» — нью-йоркского сенатора, лидера демократов штата и конгрессмена Уильяма Марси Твида, который жил и правил в первой половине XIX века и стал символом политической коррупции. Когда в 2010 году нынешний губернатор Эндрю Куомо боролся за этот пост, он заявил, что очистит коридоры власти штата Нью-Йорк от коррупции, которая «заставила бы покраснеть самого “босса Твида”». Куомо грозно предупредил, что, если законодатели не проведут действенные реформы, он как губернатор воспользуется Законом Морленда и очистит Олбани от политической грязи. Принятый в 1907 году по инициативе тогдашнего лидера республиканцев нью-йоркской легислатуры Шермана Морленда, этот закон дает губернатору право единолично или с помощью созданных им комиссий следить за работой любого участка власти. Следователи «комиссии Морленда» имеют право повестками вызывать и допрашивать свидетелей, приводить их к присяге, проводить слушания и изымать относящиеся к расследованию материалы, а также рекомендовать необходимые законодательные меры.
Эндрю Куомо стал 56-м губернатором штата Нью-Йорк 1 января 2011 года, и вскоре были арестованы два законодателя. «Во время избирательной кампании, — заявил он, — я обещал, что либо мы проведем настоящую реформу этики с настоящими разоблачениями и настоящими мерами борьбы, либо я создам комиссию Морленда в области честности выборных лиц».
С тех пор коррупция не унимается, особо зарвавшихся законодателей продолжают уводить из власти в наручниках, никакими мерами и комиссиями не пахнет. «Если хотя бы половину ребят из Олбани взяли за то, чем они занимаются, они бы наверняка были там же, где бывший городской ревизор Нью-Йорка Алан Хевеси, только что вышедший из тюрьмы», — сказал Эрик Стивенсон тайному осведомителю ФБР Зигфредо Гонзалесу.
Читая 38 страниц обвинения по делу «великолепной шестерки» Эрика Стивенса, знакомым с историей нью-йоркской политической коррупции нельзя не вспомнить «босса Твида». Лидер демократов Смит решил стать мэром-республиканцем, а член горсовета республиканец Дэн Хэллоран раздавал однопартийцам взятки, чтобы они внесли Смита в избирательные списки. В одной из бесед, опять-таки с тайным осведомителем ФБР, Хэллоран объяснил, что «нет никакой проблемы» в том, чтобы перевести минимум 80 тыс. долларов городских денег на счет риелторской компании (которую по ходу оперативной разработки открыли агент ФБР и тайный осведомитель). «Это политика, это политика, — записал осведомитель слова Хэллорана. — Все дело в том, сколько. Не в том, должно быть или будет, а в том, сколько — и в этом все наши нью-йоркские политики, они все такие». С этой встречи Дэн Хэллоран унес 7 500 долларов взятки и позже, снова под запись ФБР, сказал, что «деньгами смазывают колеса — хорошие, плохие или никакие».
В разгар выдвижения кандидатов в мэры Нью-Йорка этот скандал оказался лыком в строку для конкурентов спикера горсовета Кристин Куинн, которая пока считается фаворитом. Соперники-однопартийцы упрекнули ее в попустительстве, и Куинн оправдалась тем, что после обнаруженных случаев вольного обращения депутатов с казенными денежками она лично следит за этим. Случай с Хэллораном проскочил мимо ее внимания, но благоволящий спикеру мэр Блумберг заступился за Куинн и заявил, что республиканец Хэллоран — исчадие ада и порождение коррупции, но демократ Кристин Куинн чиста, как слеза младенца. «Я всегда говорил, что, по-моему, спикер Куинн, которую сейчас критикуют, личность невероятной порядочности, — сказал мэр на пресс-конференции в день ареста Эрика Стивенсона и его «русской компании», — и я думаю, что она отлично руководит городом».
Возможно, но губернатор Куомо прекрасно знал о размерах коррупции в легислатуре своего штата и не сделал ничего, кроме призывов создать комиссию по этике и провести реформу, в которой, по словам одного остряка-журналиста, дырок больше, чем в швейцарском сыре. Сообщив ньюйоркцам о своем проекте бюджета штата, губернатор назвал Нью-Йорк «лучшим законодательным организмом страны», а в другой речи заявил, что «99% законодателей — великие люди».
По статистике арестов этих «великих людей» он, наверное, прав, но Дэн Хэллоран и Эрик Стивенсон тоже знали, что говорят. В нью-йоркской легислатуре на все есть цена. Ныне и присно, но не хотелось бы, чтобы во веки веков.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора