О чем они плачут?

feyglin_knesМоше Фейглин

 

Нам, «вязаной кипе», трудно понять реакцию ультраортодоксальной общины («харедим») на то, что их представителей не включили в правительственную коалицию. В конце концов, так всегда в политике: иногда вы находитесь у власти, иногда нет. Долгие годы ультраортодоксы были в коалиции, а религиозные сионисты нет. Теперь они поменялись местами. Ну и что? Почему с их стороны слышны крики отчаяния и угрозы поддержать разрушение еврейских поселков в Иудее и Самарии? Любой здравомыслящий человек понимает, что никто не собирается отправлять учеников ешив в лагеря, и ничто не станет преградой желающим серьезно изучать Тору. Что же стало причиной такой преувеличенно отчаянной реакции со стороны ультраортодоксов? Их реакция выглядит не очень привлекательно. Зачем выбрасывать долгие годы дружбы и сотрудничества в мусорную корзину? Почему они подстрекают к ненависти свой электорат?

Чтобы понять ультра-ортодоксов, религиозные сионисты должны вспомнить, что они чувствовали и как реагировали после изгнания евреев из Гуш-Катифа. Вы можете спросить: «Как можно сравнивать эти два события? В Гуш-Катифе  были разрушены целые общины и здесь, у ультраортодоксов, — это просто вопрос политики».

Это правда, что изгнание сопровождалось вполне реальным разрушением и невыносимой болью изгнанных из своих домов. Но горестная реакция религиозных сионистов на «итнаткут» была гораздо более сильной, чем просто боль изгнанников. Были выселения евреев и до Гуш-Катифа, и после него.

В Гуш-Катифа было разрушено нечто гораздо большее, чем еврейские дома. По-видимому, изгнание привело к кризису идеологии. Именно это стало источником глубокой боли и горя. Именно это вызвало плач и душераздирающие образы, такие, как картина изгнанников Нецарим, несущих менору из своей синагоги. Эта процессия создавала непосредственные ассоциации с изображением на арке Тита: изгнанные из Иерусалима евреи несут Храмовую менору.

С похожим разрушением идеологии сталкиваются сейчас ультраортодоксы. Интересно, что реакция религиозных сионистов на разрушение Гуш Катифа и сегодняшняя реакция ультра-ортодоксов на то, что их не включили в правительство, поразительно похожи друг на друга.

До изгнания из Гуш-Катифа, религиозные сионисты все еще верили, что процесс Избавления («Геулы») идет автоматически, как бы на «автопилоте». Правда, иногда то здесь, то там происходили сбои (и даже существенные), но их всегда можно было объяснить или проигнорировать. При выселении Ямита Израиль поддался на соблазн «мира», а в процессе Осло можно было обвинить леваков. Но когда произошло изгнание («итнаткут»), то Яир Лапид (тогда еще журналист) сказал: «Мы должны были преподать вам урок». Другими словами, мы выгнали вас из ваших домов и уничтожили ваши общины, потому что мы не принимаем вашу интерпретацию действительности. Мы – мэйнстрим, мы — то главное русло, по которому происходит возвращение в Сион, и нам не нужна ни ваша идеология, ни ваш рав Кук. Поэтому, пожалуйста, убирайтесь с наших глаз долой и дайте нам жить нашей повседневной жизнью без вашего невыносимого мессианства.

Именно поэтому так горько плакали религиозные сионисты. Плакали не только о разрушении Гуш-Катифа. Плакали, потому что их выгнали, выбросили их вещи вдогонку и захлопнули за ними дверь. И при этом жизнь в Израиле продолжалась так, как будто ничего не случилось. Это было гораздо больнее, чем Гуш-Катиф — это был кризис идеологии и открытое унижение. Слезы были предназначены разжалобить мэйнстрим, заменяющим им отца и мать, снова открыть для них двери домой.

Теперь, когда мы понимаем, что произошло тогда с религиозными сионистами, мы можем понять, что сегодня испытывают ультраортодоксы. Конечно, для них сионизм намного меньше значит, чем для  религиозных сионистов, для которых он «отец и мать» в одном лице. Но для них такое пренебрежение тоже оскорбительно, ведь ультраортодоксы испытывают прочное чувство принадлежности к государству. А вот секта «Нетурей карта», например, не оскорблена, так как она выступает против государства.

Другими словами, чем больше оскорбляют ультраортодоксов, тем больше они показывают, насколько они считают себя принадлежащими к общему коллективу. И это хорошая новость.

Ультраортодоксы также верят в своего рода «автопилот». Их общество не говорит о процессе Избавления («Геулы») и о других славных концепциях. Они просто ждут Машиаха. Они учат Тору, выполняют заповедь о заселении Земли Израиля и изо всех сил защищают свои общины от ветров ереси. Непочтительные сионисты, которые вдруг решили заняться государством, смешали все их карты. Ведь не может быть, что Машиах носит панаму израильских киббуцников. Для ультраортодоксов спокойная молитва у Стены Плача под просвещенным флагом Ее Величества в десять раз лучше, чем ненужные войны, в которые нас втравили эти «шейгецы».

Но, так или иначе, эти «шейгецы» на самом деле создали успешное государство. И чтобы доказать, насколько серьезны их намерения, они даже попросили ультраортодоксов присоединиться к своим демократическим играм. И когда их принудили против их воли к участию в управлении государством, то они стали стараться выручить как можно больше для своей общины.

Поначалу казалось, что процветает именно конкурирующая с ними религиозная идеология, которая считала сионизм позитивным явлением. Национально-религиозная партия имела 12 мест в Кнессете, она управляла религиозными институтами, поставляла главных раввинов Израиля и участвовала в диалоге с государством. Ультраортодоксальный же подход, похоже, подходил к своему концу.

Но потом все изменилось. Политические институты религиозного сионизма стали терять свое влияние, а их раввины начали искать одобрения у  раввинов ультраортодоксальных. Государство стало презирать «вязанные кипы», а их лидеры предпочитают воздавать почести раввинам в ультраортодоксальном Бней-Браке , а не раввинам религиозно- сионистского квартала Кирьят-Моше.

Стало казаться, что ультраортодоксальная идеология более реалистична. Доказательством этого служит наблюдение Арье Дери, что ни одно правительство не может быть сформировано без партии ШАС. Правда, это было верно до последних выборов. А потом выяснилось, что правительство может быть сформировано без ШАС, но вместе с теми самыми религиозными сионистами, влияние которых, казалось, уже почти исчезло.

И когда у ультраортодоксов исчезла уверенность в себе, то ее заменили крики боли и обиды. Всегда легче винить весь остальной мир, а не пересматривать свою собственную идеологию — это естественная реакция. Религиозные сионисты поступали так же. Но в конечном итоге, реальность побеждает.

Потому что на самом деле идеология религиозного сионизма не была разрушена. Ведь ее основы были подлинными. Такие подлинные основы существуют и в ультраортодоксальной идеологии.

Религиозные сионисты правильно поняли процесс Избавления. Но их избыточное поклонение государству заставило их считать его не средством, а целью. Слепое обожание очень опасно, так недалеко дойти и до этатизма или «мягкого фашизма». Такое обожание является одним из видов идолопоклонства, как, например, галахические решения некоторых религиозно-сионистских раввинов, обязывающие солдат выполнять приказы о выселении евреев. Когда человек принадлежит государству, а не наоборот, когда государство заменяет для своих граждан отца и мать, то наступление кризиса является лишь вопросом времени.

Со своей стороны, ультраортодоксы правильно поняли опасность государства — любого государства. Но они совершенно упустили из вида процесс развития, процесс Геулы, и поэтому все еще остаются вне истории и даже вне израильского общества.

Кризис выселения Гуш-Катифа, заставляя искать новые возможности, сделал религиозных сионистов более открытыми по отношению к окружающим их израильтянам. То же самое теперь произойдет и с  ультраортодоксами. Все выиграют от этого процесса, и в первую очередь, государство Израиль и израильское общество.

Государство Израиль претерпевает кризис. И связан он не только с отсутствием решения проблемы ракет, бомбардирующих Израиль из Газы. Лишенный веры и идеологии Израиль не в состоянии справиться со многими сложными проблемами нового времени. Но и вера, и идеология существуют среди самых разнообразных еврейских движений и общин, которые в данный момент переживают кризис. Они выйдут из кризиса, создав все вместе новое самосознание и новую израильскую культуру — культуру веры и верности.

 

Источник 

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 4,80 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора

3 комментариев к “О чем они плачут?

  1. Дарование Торы избранному народу и указание донести Тору до народов мира поставило Израиль перед дилеммой: выполнить требование Бога или уподобиться другим народам. Они отвергли Бога и уже тысячелетия тщетно пытаются найти рецепты мира и благополучия.
    Хотя успехи науки в свое время способствовали росту атеизма, но к концу ХХ века наука обнаружила глобальную синхронизацию природных процессов во Вселенной и вынуждена была признать Вселенную живой сущностью, обладающей сознанием, управляющим развитием Вселенной и жизни в ней. Наука признала, что она не располагает идеями, позволяющими понять, почему существуют именно такие законы, по которым развивается Вселенная и жизнь в ней. Это подтолкнуло ее признать Промыслом Бога создание законов .
    Значит, исчезло принципиальное различие между наукой и религией, но это не осознали политики и не предприняли шагов, уменьшающих разногласия в обществе. Союз науки и религии позволил бы понять то, о чем тысячелетия тому писала Тора в своей важнейшей фразе: «Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое, чтобы любить Господа, Бога твоего, слушая глас Его и прилепляясь к Нему, ибо он жизнь твоя и долгота дней твоих, в кои пребывать тебе на земле, которую клялся Господь отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Яакову, дать им».
    Это открыло бы смысл эры Машиаха и позволило бы планомерно приближаться к ней, как объединяющей народ идеи. Тогда бы перед политическими силами открылась возможность видеть не отдельные проблемы, а весь комплекс проблем, существенно сокращая необходимые ресурсы и время их решения. Так из Торы следует, что первой можно без серьезных затрат решить проблему поддержания здоровья населения. Вспомните, что писала Тора: «А Моше был ста двадцати лет, когда умер он: не притупилось зрение его и не истощилась свежесть его» (Дварим 34:7). Почему это возможно, раскрывает Берешит 9:9-13, рассказывая о РАДУГЕ, которую выбрал Бог в качестве знака союза с человекрм и его потомством на весные времена. Для науки это давно не секрет. ГРВ камера профессора из СПб Георгия Короткова подтверждает, что гармония энергетического спектра ауры человека свидетельствует о состоянии его здоровья. Способность камеры выявлять болезни, еще не проявившиеся в физическом теле человека, свидетельствует, что главной причиной нарушения здоровья является снижение духовности, обусловленное пренебрежением к моральным устоям общества, заключенных в десяти заповедях.
    Это только один из фрагментов возможностей, почерпнутых из Торы. Она и научный комментарий к ней должны стать настольной книгой каждого, кто понимает утверждение Сократа: «Здоровье – это еще не все, но когда его нет, все остальное – ничто».

  2. к сожалению, мы ждём от «господ» любви и признания, а мы меж тем, не рабы им, а учителя, Фейглин глубоко копнул. Ну будущее-то не за этими «господами». А обида на ДЛ и чувство, что они предали — горькие вещи , но может, и в самом деле полезные? Ну Фейглин! уважаю…

Обсуждение закрыто.