Тексты, c которыми работает культура, обладают различными свойствами. Бывают одномерные, или «плоские» тексты, цель которых состоит в простом описании ситуаций. Как говорил один известный деятель, «что вижу — о том и пою». Важным знанием для человечества является понимание того, что существуют «многоэтажные» тексты. Их можно сравнить с айсбергом, где простое описание является надводной частью айсберга, но существует еще и множество подводных идей и смыслов.
Праздник Песах связан с несколькими «многоэтажными» текстами и сюжетами.
Последние два (7-й и 8-й) праздничные дня Песаха связываются с сюжетом прохождения евреев через расступившееся море. Мы совершим анализ нескольких смысловых уровней данного сюжета. Во-первых, мы можем заметить интересное соответствие. Мы говорили о том, что серьезный текст напоминает айсберг, в котором значительная часть скрывается под водой. И сама идея рассечения моря может быть интерпретирована как аллегорическое описание процедуры раскрытия «подводной части», т.е. «рассекая море», мы как бы совершаем прорыв к скрытым смыслам текстов.
В работе раскрытия смыслов содержится одна из частей еврейской миссии в мире. Евреев называют «народом Книги». Простой смысл этой фразы в том, что Книга — это Тора, на основе которой строится наша традиция. Но глубинная идея фразы состоит в том, что настоящий еврей должен обладать умением и желанием исследовать и распространять глубинные смыслы текстов и книг.
Работа с текстами бывает двух видов: работа «пользователя» и работа «смыслокопателя». Немногим дан талант «копателя смыслов». Человек, обладающий этими способностями, не должен закапывать их. В его миссию входит фиксировать свои находки и делиться ими с миром, с пользователями, которые «потребляют» эти смыслы.
В еврейской традиции есть несколько систем, помогающих нам организовать процесс работы со скрытыми смыслами. Одна из них — разделение Торы на недельные порции. Мы ежегодно выделяем по одной неделе на «раскопки» соответствующей недельной порции текста, и это вводит нас в режим планового постижения Торы.
Вторая система имеет «узлы» в виде еврейских праздников. Каждый из праздников группирует вокруг себя наборы глубинных сюжетов. Две наиболее «плодородные» истории группируются вокруг праздников Пурим и Песах. Интересно, что некоторые из историй прорываются за рамки чисто еврейского мира и становятся влиятельными образами мирового масштаба.
История с морем включала в себя не только идею рассечения, но и идею перехода через море. И в данном контексте этот сюжет стал излюбленной темой отцов-основателей Америки, которые видели американский народ перешедшим через море (океан) и, подобно евреям, освободившимся от Египта в лице Британской империи, навязывавшей Америке свою власть.
История с морем также напоминает процесс рождения, когда при появлении ребенка отходят околоплодные воды. И евреи, выйдя из моря, родились как народ, вышедший из «утробы суррогатной матери» Египта.
Аризаль также рассматривал образ моря как переход души после ухода ее из тела. Тело (египтяне) пытается догнать душу (евреев), но не может.
Еще один образ в сюжете с морем — море как миква, ритуальный бассейн, смывающий духовную нечистоту (влияние Египта).
Следующий образ — «сортирования», когда море пропустило положительных персонажей и утопило негативных «антигероев».
Мы рассмотрели целую серию схем, родившихся из одного сюжета.
Мистическим смысловым аспектом в этой истории является то, что во время самого перехода евреям раскрылось высочайшее состояние ощущения Б-жественного присутствия (шхины) в мире.
Вплотную к истории с рассечением моря в Торе примыкает следующий сюжет, в котором Моше слагает «Шират а-Ям» — Песнь о море, а также «женская часть истории», в которой сестра Моше Мирьям собирает женщин и они поют, играют на инструментах и танцуют, выражая радость эмоционального раскрытия того, что можно назвать «Happy End» — счастливым концом выхода из рабства на свободу.
Те, кто умеют превращать образы и сюжеты в медитации, могут построить на базе истории с расступившимся морем множество эффективных инструментов для внутренней работы.
Мы с вами увидели, как в одной истории еврейская мудрость обнаруживает целую серию смыслов и идей. И последние дни праздника Песах посвящены этой истории.