В чем смысл проведения пасхального седера? Это не банальный вопрос. Задумываясь об этом, вы можете прийти к выводу, что ваша главная задача в пасхальную ночь состоит в том, чтобы вдохновить души детей…
В Пасхальной Агаде мы находим рассказ о четырех сыновьях, каждый из которых выражает себя своим вопросом. Так, мудрый сын спрашивает: «Каковы законы и правила, которые заповедовал нам Всевышний?» — «Скажи ему, что мы ничего не едим после афикомана» (последний кусок мацы), — говорят мудрецы Талмуда, и мы, на первый взгляд, не понимаем их слов.
В ночь праздника Песах мы выполняем больше заповедей, чем в любую другую ночь года: рассказываем нашим детям, всем собравшимся или, если мы одни, то даже самим себе, об Исходе евреев из Египта, едим мацу и горькую траву марор, в память о чудесах Исхода пьем четыре бокала вина или виноградного сока; ухаживаем друг за другом, наполняя бокалы; облокачиваемся, как свободные люди. Так почему же среди всех многочисленных законов праздника мудрецы выбрали именно этот и советуют нам сказать мудрому сыну о том, что нельзя ничего есть после последнего куска мацы?
Возможно, из-за этого вопроса некоторые объясняют, что слова Пасхальной Агады следует понимать как указание рассказать мудрому сыну все законы седера с самого начала и до самого конца, до последней детали — что нельзя ничего есть после афикомана.
Однако есть и другое мнение, которое не противоречит, а лишь дополняет первое. Талмуд утверждает, что мы ничего не едим после афикомана для того, чтобы сохранить вкус мацы во рту. Также и в духовном смысле — важно не то, как много человек прочитал, а чему он научился, какой урок вынес из прочитанного.
Маца — это не только незаквашенный хлеб, но и символ всех заповедей, утверждают мудрецы, обращая внимание на то, что мы находим в Торе слово «мацот» (множественное от маца), которое пишется так же, как и «мицвот» — заповеди. Рассказывая мудрому сыну о законе последнего куска мацы, афикомане, мы напоминаем ему, что как бы ни были важны все заповеди и детали седера, они все же не должны заслонить от него главной цели праздника — он должен выйти из-за стола с приятным вкусом мацы, с ощущением радости выполнения мицвот — заповедей!
Что же должен делать родитель для того, чтобы ребенок вышел из-за праздничного стола с ощущением радости исполнения заповедей, гордости за свое еврейство?..
– Какова цель преподавания Торы? — спросил я как-то учителей школы «Синай Академи» в Бруклине.
– Цель состоит не столько в том, чтобы передать информацию, сколько в том, чтобы привить ученикам любовь к Торе, — ответил один учитель.
– А как привить любовь к Торе?
– Любовь к Торе может привить лишь тот, кто сам ее искренне любит, — ответил рав Шая Гершкович.
Для того чтобы передать любовь к еврейству своим детям, родители должны это еврейство любить.
Однажды к Баал Шем Тову пришел отец и спросил: «Что делать? Мой сын свернул с пути Торы». Ребе ответил ему: «Люби его еще больше!»
Для того чтобы привить нашим детям любовь к своему народу, мы должны еще больше любить наших детей и уметь деликатно эту любовь выражать.
– Говорят, ты даешь людям удивительные лекарства и исцеляешь их. Так дай же и мне лекарство, которое поможет бояться Б-га! — попросил однажды еврей рабби Авраама из Стратина.
– Для страха перед Б-гом у меня нет лекарства, — ответил он. — Но если хочешь, могу дать тебе такое лекарство, которое поможет любить Б-га.
– Этого я желаю еще больше! — воскликнул еврей.
– Это лекарство — любовь к людям! — ответил праведник. — Люби людей — и любовь к Б-гу придет!..
Рабби Акива учил, что главное правило Торы выражается в заповеди «Возлюби ближнего как самого себя!» И смысл его слов заключался не в том, что это главная заповедь, а в том, что сокровенной сутью каждой заповеди и всех наших традиций является любовь к людям.
Как важно видеть в каждой детали седера именно эту сокровенную суть, вдохновляя самих себя и наших детей любовью к людям и любовью к Вс-вышнему…
– Я хочу, чтобы у меня пекли самую кошерную мацу в Вильнюсе, — обратился хозяин пекарни к легендарному раву Исроэлю Салантеру. — Какой закон я должен исполнять с особой скрупулезностью?
– Мацу обычно пекут пожилые женщины-вдовы, ответил рав Исроэль. — Как бы ты ни хотел, чтобы они быстро пекли мацу, ты все равно не должен повышать на них голос, чтобы не обижать вдов!