Как сохранить вкус мацы

Как сохранить -вкус мацыВ чем смысл проведения пасхального седера? Это не банальный вопрос. Задумываясь об этом, вы можете прийти к выводу, что ваша главная задача в пасхальную ночь состоит в том, чтобы вдохновить души детей…
В Пасхальной Агаде мы находим рассказ о четырех сыновьях, каждый из которых выражает себя своим вопросом. Так, мудрый сын спрашивает: «Каковы законы и правила, которые заповедовал нам Всевышний?» — «Скажи ему, что мы ничего не едим после афикомана» (последний кусок мацы), — говорят мудрецы Талмуда, и мы, на первый взгляд, не понимаем их слов.
В ночь праздника Песах мы выполняем больше заповедей, чем в любую другую ночь года: рассказываем нашим детям, всем собравшимся или, если мы одни, то даже самим себе, об Исходе евреев из Египта, едим мацу и горькую траву марор, в память о чудесах Исхода пьем четыре бокала вина или виноградного сока; ухаживаем друг за другом, наполняя бокалы; облокачиваемся, как свободные люди. Так почему же среди всех многочисленных законов праздника мудрецы выбрали именно этот и советуют нам сказать мудрому сыну о том, что нельзя ничего есть после последнего куска мацы?
Возможно, из-за этого вопроса некоторые объясняют, что слова Пасхальной Агады следует понимать как указание рассказать мудрому сыну все законы седера с самого начала и до самого конца, до последней детали — что нельзя ничего есть после афикомана.
Однако есть и другое мнение, которое не противоречит, а лишь дополняет первое. Талмуд утверждает, что мы ничего не едим после афикомана для того, чтобы сохранить вкус мацы во рту. Также и в духовном смысле — важно не то, как много человек прочитал, а чему он научился, какой урок вынес из прочитанного.
Маца — это не только незаквашенный хлеб, но и символ всех заповедей, утверждают мудрецы, обращая внимание на то, что мы находим в Торе слово «мацот» (множественное от маца), которое пишется так же, как и «мицвот» — заповеди. Рассказывая мудрому сыну о законе последнего куска мацы, афикомане, мы напоминаем ему, что как бы ни были важны все заповеди и детали седера, они все же не должны заслонить от него главной цели праздника — он должен выйти из-за стола с приятным вкусом мацы, с ощущением радости выполнения мицвот — заповедей!
Что же должен делать родитель для того, чтобы ребенок вышел из-за праздничного стола с ощущением радости исполнения заповедей, гордости за свое еврейство?..
– Какова цель преподавания Торы? — спросил я как-то учителей школы «Синай Академи» в Бруклине.
– Цель состоит не столько в том, чтобы передать информацию, сколько в том, чтобы привить ученикам любовь к Торе, — ответил один учитель.
– А как привить любовь к Торе?
– Любовь к Торе может привить лишь тот, кто сам ее искренне любит, — ответил рав Шая Гершкович.
Для того чтобы передать любовь к еврейству своим детям, родители должны это еврейство любить.
Однажды к Баал Шем Тову пришел отец и спросил: «Что делать? Мой сын свернул с пути Торы». Ребе ответил ему: «Люби его еще больше!»
Для того чтобы привить нашим детям любовь к своему народу, мы должны еще больше любить наших детей и уметь деликатно эту любовь выражать.
– Говорят, ты даешь людям удивительные лекарства и исцеляешь их. Так дай же и мне лекарство, которое поможет бояться Б-га! — попросил однажды еврей рабби Авраама из Стратина.
– Для страха перед Б-гом у меня нет лекарства, — ответил он. — Но если хочешь, могу дать тебе такое лекарство, которое поможет любить Б-га.
– Этого я желаю еще больше! — воскликнул еврей.
– Это лекарство — любовь к людям! — ответил праведник. — Люби людей — и любовь к Б-гу придет!..
Рабби Акива учил, что главное правило Торы выражается в заповеди «Возлюби ближнего как самого себя!» И смысл его слов заключался не в том, что это главная заповедь, а в том, что сокровенной сутью каждой заповеди и всех наших традиций является любовь к людям.
Как важно видеть в каждой детали седера именно эту сокровенную суть, вдохновляя самих себя и наших детей любовью к людям и любовью к Вс-вышнему…
– Я хочу, чтобы у меня пекли самую кошерную мацу в Вильнюсе, — обратился хозяин пекарни к легендарному раву Исроэлю Салантеру. — Какой закон я должен исполнять с особой скрупулезностью?
– Мацу обычно пекут пожилые женщины-вдовы, ответил рав Исроэль. — Как бы ты ни хотел, чтобы они быстро пекли мацу, ты все равно не должен повышать на них голос, чтобы не обижать вдов!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора