Американские комментарии по поводу избрания нового Папы разделились по обычной модели. Либеральные издания, в массе своей антиклерикальные, сетовали, что конклав не остановил свой выбор на более прогрессивной фигуре, и смаковали старые утверждения о неблаговидной роли, которую якобы играл Хорхе Марио Бергольо во время так называемой «грязной войны» в Аргентине.
«Папа Франциск — это реформатор?» недоверчиво озаглавлена статья Джейн Креймер в либеральном еженедельнике New Yorker.
Избрание Папы означает, что «вы еще очень не скоро увидите женщин среди священнослужителей, — сетует автор, — или женатых священников, или отмену запрета на разводы, аборты и противозачаточные, или послабления для монахинь в брюках, несущих бедноте еду, музыку и утешение, или всего лишь признание того, что нераскаявшиеся католики-геи и лесбиянки хотя бы теоретически могут попасть на небо».
Как замечает консервативный политолог Майкл Бэрон, соавтор ежегодника «Альманах американской политики», либеральные журналисты США советуют Католической церкви отменить запрет на противозачаточные и на однополые браки, то есть «стать менее догматичной в своих догматах».
По словам Бэрона, журналисты исходят из посылки, что если церковь продолжит настаивать на правилах, которые кажутся им устаревшими, то она будет и впредь терять паству и отталкивать людей умеренных взглядов, «которые, может, восхищаются ее обрядами и разделяют часть ее воззрений, но хотят, чтобы она перестроилась в духе современных представлений».
Автор замечает, что либеральная пресса обычно дает такой же совет консервативным политикам, говоря, что «вам нужно умерить свои взгляды, дабы привлечь избирателей в середине политического спектра».
Иногда это здравый совет, иногда — нет. Барри Голдуотер не послушался его и проиграл. Рональд Рейган тоже не внял ему, но выиграл. Однако, замечает Бэрон, история учит, что в религиозной сфере попытки умерить свои взгляды не помогают привлечь новых верующих и удержать старых.
Бэрон цитирует книгу социологов Роджера Финка и Родни Старка «Воцерковление Америки. 1776–1990 гг.». Из нее явствует, что «церкви, которые требуют многого и в практике, и в доктрине, имеют тенденцию к росту. Церкви, которые смягчают свои догматы, имеют тенденцию к увяданию».
По словам автора, понять эту закономерность просто: «Многие люди ищут структуры и общности; церковь, которая предъявляет к ним строгие требования и требует сильной приверженности, их предоставляет».
Статья Бэрона, написанная в тот момент, когда конклав еще не сделал свой выбор, озаглавлена «Кардиналам будет умнее всего игнорировать советы журналистов».
Скорбя по поводу консерватизма нового Папы, либеральная пресса США тем не менее в один голос отмечала его скромность, смирение и сострадание к бедноте.
Прогрессивный сайт The Daily Beast с одобрением сообщил, что Франциск «проявил сострадание и к жертвам СПИДа, в 2001 году вымыв и поцеловав ноги 12 пациентов хосписа».
Сайт также замолвил словечко за Папу, отметив, что тот «более либерально относится к противозачаточным, которые, по его словам, можно использовать для предотвращения болезней». Бергольо как-то заклеймил группу священников, отказавшихся крестить внебрачных детей.
Поскольку в последние десятилетия Бергольо зарекомендовал себя как борец за социальную справедливость, пишет Washington Post, «высказывался против пороков глобализации и клеймил «дьявольские результаты империализма денег», он являет собою «трудную мишень для прогрессистов».
Конкретно газета имела в виду нападки на Бергольо в связи с одним эпизодом времен «грязной войны» аргентинской военной хунты против левых сил (1976–1983).
Целый ряд либеральных изданий США цитируют книгу «Молчание» аргентинского журналиста Орасио Вербицкого, в которой утверждается, что Бергольо, занимавший в тот период видный пост в местной иезуитской иерархии, попустительствовал аресту двух священников, просидевших в застенке пять месяцев, но выживших.
Представитель понтифика заявил сайту Huffington Post, что речь идет о «старом навете».
Сам Бергольо поведал в 2010 году своему биографу Серхио Рубину, что он заступился за арестованных перед главой хунты Хорхе Виделой и этим, видимо, спас им жизнь.
Избрание Папы Франциска I также напомнило критикам Католической церкви о волне скандалов вокруг педофильских увлечений целого ряда ее священнослужителей, которые иногда покрывались церковной иерархией.
Как сообщает Los Angeles Times, калифорниец Майкл Дюран немедленно обратился к Франциску с призывом лишить сана лос-анджелесского кардинала Роджера Махони, который не отстранил в 1980-х годах от служения священника Майкла Бейкера, хотя знал, что того обвиняют в растлении несовершеннолетних.
Дюран был одним из четырех истцов, которые обвиняли Бейкера в растлении и на днях выиграли у лос-анджелесской католической епархии 10 млн долларов.
Консервативная пресса Америки встретила избрание нового понтифика c ликованием. «Для католиков всего мира, включая и меня лично, это чудесный день!» — восторгается Кейт Хикс на сайте Townhall.
«Франциск был типично мудрым выбором со стороны старейшей коллегии выборщиков в мире, — пишет историк Уолтер Рассел Мид в журнале American Interest. — Избрание латиноамериканца, первого неевропейского Папы более чем за тысячу лет, породило газетные шапки по всему миру и воодушевило многих католиков в развивающихся странах, где Церковь стоит крепко».
Мид с одобрением отмечает, что идеологически новый Папа «столь же непоколебим, сколь его предшественники. Те, кто ожидает, что новый Папа начнет рукополагать женщин, благословлять аборты и позволять священникам-геям венчаться в соборе Св. Петра, должны приготовиться к разочарованиям».
Как и консерваторы, избраннику конклава были рады многие еврейские организации. Заголовок на сайте Jewish Journal гласил: «Еврейские лидеры приветствуют Папу Франциска».
Как заявил раввин Марвин Хайер, основатель Центра им. Симона Визенталя, «в еврейской общине Буэнос-Айреса широко распространено мнение, что он был настроен весьма дружественно, что кардинал был полон решимости поддерживать сердечные отношения с еврейской общиной».
По словам Хайера, Бергольо дважды присутствовал на богослужениях в местных синагогах и в декабре прошлого года отметил в своем соборе годовщину зловещей Хрустальной ночи.
Хайера и других еврейских лидеров особенно впечатлила реакция будущего понтифика на террористическую атаку в еврейском центре AMIA в Буэнос-Айресе, произошедшую в 1994 году и унесшую более 80 жизней. В среду глава организации Jewish Council for Public Affairs Ларри Голд заявил, что он был окрылен выражением солидарности с еврейским народом, последовавшим тогда от кардинала Бергольо.
Избрание Бергольо горячо приветствовал в своем микроблоге Серхио Бергман, старший раввин одной из самых больших синагог Буэнос-Айреса и член тамошнего горсовета.