– Шалом, рав! На этот раз мне хочется сразу выложить на стол все карты из рукава. Если позволите, я попытаю вас насчет времени существования мира — различия оценок Торы и науки. И — читатели нередко пишут, что процветание Израиля вызвано только его светским характером. Полагаю, у вас иное мнение, — найдутся ли у вас аргументы? Еще — можете вы мне наконец аргументированно доказать, что Б-г есть? Ну и, конечно, праздник Песах — что оно такое и с чем (или без чего) кушается, почему и зачем?
– Реб Арье, вы хотите все сразу, такого не бывает. И почему, кстати, вы считаете, что у меня «другое мнение»? У меня с нашими читателями, я уверен, общее мнение. Наши читатели — люди интеллигентные и образованные, а вы пытаетесь то ли на меня, то ли на них навесить ярлык «гомо советикус»! Мы просто стараемся выяснить истину — речь о споре не идет.
– Рав, но я получал от читателей письма, что именно светский характер израильского государства — причина его процветания! Вы-то так, я думаю, не считаете?
– Читатель, который прислал вам такое письмо, просто еще не до конца разобрался в ситуации. Связывать «процветание» или «упадок» со светским или религиозным характером государства — не говорит о глубоком анализе проблемы. Мы видим фанатические режимы, как Саудовская Аравия или Арабские Эмираты, которые процветают и благоухают.
Или возьмем, к примеру, богатейшие еврейские династии, такие как Ротшильды и Монтефиоре, — они процветали именно тогда, когда полностью соблюдали законы Торы и гордились этим. Сегодня мы видим такой упадок дома Ротшильдов, причем не только финансовый, что непонятно, кто из них вообще остался евреем… Китай, в целом сейчас атеистически ориентированный, «впереди планеты всей на лихом коне». А как вам нравится, для сравнения, «процветание» подчеркнуто атеистических СССР, Кубы, Албании, недавнего маоистского того же Китая, Северной Кореи?.. Кризис Евросоюза, при всех различиях составляющих его государств, в целом гораздо более «свободолюбивого», по сравнению с «патриархальной» Америкой,— тоже не аргумент в пользу «процветания за счет светскости».
– А Америка сегодняшняя? Она, конечно, не на подъеме — но треть мирового золотого запаса хранится-таки на Уолл-стрит. Но эта страна выбрала демократа-социалиста Обаму!
– Ну, про Америку лучше промолчим… Я в триллионах не большой специалист, у меня пока зарплата поменьше. Да и цифры семейных долгов, даже после свадьбы сына… Давайте лучше уж скромно, камерно, про местных евреев поговорим. Какая самая экономически процветающая еврейская община США?
– Пожалуй, либеральные евреи Лос-Анджелеса или Сан-Франциско?
– Начнем с того, что у «либеральных» евреев нет общины — а есть только процесс постепенного исчезновения как евреев — ассимиляция. Арье, наверное, вы слишком много читаете журнал «Форбс», а там почему-то забывают написать, что самая экономически сильная еврейская община Америки — это сатмарские хасиды.
Это факт, который неизвестен только журналу «Форбс» или «Русской рекламе». А с точки зрения «количества долларов в банке на душу населения», личного богатства — здесь чемпион религиозная община сирийских евреев.
– То есть вы хотите сказать, рав, что научная образованность, секулярные знания вовсе не нужны для экономического процветания?!
– Реб Арье, я этого никогда не говорил, оставьте свою риторику в духе незабвенного Емельяна Ярославского. Давайте я вам приведу, немного сократив, слова рава Ицхака Зильбера, кстати, талантливого математика, любимого ученика академика Чеботарева. Он обсуждает тему «Случайность или воля Б-га?». Если человек понимает механизм функционирования и динамику мира, то его вопросы о светском или религиозном характере Государства Израиль, о причинах его успехов и неудач приобретают иное качество. Перед тем как задавать эти вопросы, необходимо разобраться с отношением случайности и закономерности в мире. «Представьте себе, что за пишущую машинку посадили обезьяну и предоставили ей возможность сколько угодно стучать по клавишам. Стоит ли ждать от нее полного текста романа «Война и мир»? Пустите котят тысячу лет прыгать по клавиатуре рояля — услышим ли мы когда-нибудь «Лунную сонату» Бетховена? Возьмем два миллиона красных шариков и два миллиона зеленых, затем завяжем кому-нибудь глаза и попросим все их разложить по цветам. Верите ли вы в успех этого мероприятия? Теперь представьте себе нашу планету — для того чтобы на ней существовала жизнь, она обязана быть определенной величины, орбита должна располагаться в определенной плоскости, не далеко и не близко от Солнца. Имеет значение наклон оси вращения, наличие и состав атмосферы, ее защитные пояса, расположение магнитных полей и многое, многое другое. Профессор Саган из Корнуэльского университета подсчитал вероятность существования во всем космосе такой планеты, на которой имелись бы минимальные условия для поддержания уже готовой высокоразвитой жизни, — она оказалась 10 в минус 26109-й степени. Другой ученый, Солсбери, получил цифру 10 в минус 415-й степени».
– То есть вы хотите сказать, что даже максимальное количество возможных позиций фигур на шахматной доске меньше этой «минус вероятности» в триллионы триллионов раз?
– Нет, реб Арье, в шахматы вы играйте сами. Продолжим. «Заметим, что один из величайших кибернетиков и математиков, Борель, сформулировал правило: событие, вероятность которого меньше, чем 10 в минус 50-й степени, никогда не произойдет. Можно ли, зная известные современной науке факты, говорить о случайности возникновения и продолжения существования жизни на планете Земля?» — как это утверждают «секулярные теоретики»? Я уже не говорю о цивилизации.
– Пардон, пардон, рав! Тут что-то не так. Я в школе учил, что наука и религия — антагонисты, одна основана на вере, другая — на знаниях и эксперименте. И читал я про это не только в нашем учебнике для юных бойцов «брежневюгенда», но и у авторов XVIII и XIX веков, да и у нынешних порой, а часть из пишущих — настоящие ученые! И недавно, готовясь к решительной с вами дуэли, я набрел на подборку с таким «скромным» названием: «Трезвые, мудрые и народные слова о религии». Собиратель, вполне возможно, действительно трезвый и народный, утверждает, что модно стало подтасовывать и приписывать прорелигиозные цитаты всяким ученым людям — а он берется представить оригиналы и опровергнуть клевету на науку. Вы же утверждаете, что наука и религия друг друга подтверждают и конфликта между ними быть не может!
– Почему не может быть конфликта? Очень даже может, дорогой реб Арье. В двух случаях: если это плохая религия или если это плохая наука.
– Ну, для строгости я добавил бы третий вариант: если это плохие и религия, и наука. Боюсь, вы намекаете и на это. Но извините, рав, я вас перебил, «взыграло ретивое». Продолжайте, пожалуйста.
– Уместно сейчас вспомнить слова великого мудреца Торы, одного из знаменитейших врачей в истории, Рамбама (Маймонид): «Стоит человеку вглядеться в деяния и удивительные творения Вс-вышнего, как он видит Его бесконечную и неизмеримую мудрость.
И сразу начинает любить и славить Б-га». Так что вопрос об «успехе Израиля светского» или несветского — явно дилетантский.
– Но почему же, почему же? С натяжкой я еще могу признать, что вы доказали мне — или, скорее, серьезно обосновали — существование некой высшей создающей и организующей силы; но, может быть, эта сила именно и предпочитает светский характер Государства Израиль и дарит ему всяческие блага?! Наверное, эта «сила» только того и хочет, чтобы люди не корпели над старыми фолиантами, а двигали современную науку и создавали материальные ценности.
– Реб Арье, дорогой, не впадайте опять в патетику. То, что вы говорите, вы пытаетесь подать как секулярную идею, а Тора учит нас, причем постоянно, что необходимо синтезировать две вещи: изучение духовной науки и создание материальных ценностей. Когда, скажем, евреи послали разведчиков в «Палестину» (которая тогда называлась Кнаан), эти разведчики оболгали страну — для того лишь, чтобы евреи остались в пустыне, на всем готовом, с манной небесной и бродячим колодцем, и только изучали Тору, — и тогда они сами и поверившие им соплеменники были строго наказаны Создателем.
– Рав, вот вы и попались! Значит, всех ешивобохуров срочно на график: половину времени — за ружье, половину — за стендер. То же и с учащимися колелей — надо при каждом устроить небольшой заводик…
– Арье, мы уже обсуждали это, в Израиле существует система «ешивот-эсдер», которые поступают именно так. И большинство женатых «ортодоксальных» евреев часть дня учится, часть работает. Число же учащихся «фул тайм» в иешивах — минимально необходимое для того, чтобы у нас появлялись истинные, глубокие знатоки Торы, духовные лидеры, без которых существование нашего народа просто невозможно. Хочу только добавить, что ваш рассказ про «безоблачное процветание» Израиля несколько неоднозначен. Как раз сегодня я прочел радостный отчет Министерства по борьбе с наркоманией и алкоголизмом (отдельное министерство, 25-летие празднует!). Оказывается, в Израиле всего-навсего только 15 тысяч зарегистрированных наркоманов, в основном использующих такую «невинную шалость», как героин. А прочие, колющие и нюхающие «синтетические наркотики», которые можно купить в любом киоске, или потребляющие в больших дозах обычный медицинский риталин, не подсчитаны, так что жизнь прекрасна и удивительна! Давайте на Пасхальном Седере от восторга добавим пятый бокал и выпьем за это «лехаим»! Реб Арье, еще совсем недавно, в семидесятых годах, когда мы приехали в Израиль, наркоманов было совсем мало, а алкоголизм — вообще на нуле. Нам, бывшим жителям Великой Империи, видеть в магазинах в свободной продаже алкоголь, который никто почти не покупал, было странно и дико. А сейчас Израиль называют «страной пьющих школьников». Про политику и военные дела я не хочу даже вспоминать.
– Ладно, не будем — не хочется применять ненормативную лексику. Рав, вы упомянули Песах…
– Этот праздник, праздник нашей духовной и потому государственной независимости, является, наверное, самым современным праздником на земле вообще. Когда мы осмысливаем концепцию Песаха, мы понимаем, что это не только маца и четыре бокала, даже не только кнейдлах в супе, но это прежде всего «зман херотейну» — «время нашего Освобождения».
– Да? А я порой вижу на столбах объявления: «Приходите к нам на Седер!» Там даже меню прописаны, с обязательными кнейдлах. А про освобождение — не обязательно.
– У каждого свой стиль… Из Традиции мы знаем, что Песах — наиболее вероятное время для прихода Мошиаха, нашего Освободителя. Тема это бесконечно глубокая и обширная, невозможно говорить о Песахе вот так, «на одной ноге».
– Рав, и все-таки, «стоя на одной ножке», — я частенько думаю, отдраивая очередной тостер: совершенно несправедливо обвинять евреев в том, что на Песах они (только еще) сходят с ума, — они давно уже это сделали. Не хватает только нейтронной пушки, которая будет отстреливать хамец, подлетающий к Солнечной системе. Но думаю, НАСА над этим уже работает.
– Несомненно. И это будет не самый дорогой и не самый бессмысленный международный космический проект. Или вам кажется, реб Арье, что выбрасывать по семь миллиардов в год на поиски «инопланетных братьев по разуму» эффективнее? Реб Арье, вы абсолютно правы. Конечно, мы боремся с хамцом перед Песахом, но нужно не только выдраить столы, но и понять, что символизирует собой хамец и почему даже минимальные дозы его недопустимы. Хамец символизирует собой наше дурное начало. Когда ученики великого рава Исроэля Салантера спросили учителя, что нужно делать, чтобы маца получилась высшей степени кошерности, он ответил: «Прежде всего, нельзя повышать голос на женщин, которые замешивают тесто».
– А почему рав должен был это специально подчеркивать? Я даже на свою жену голос редко повышаю (попробовал бы я только!). Что, религиозные евреи — такие женоненавистники?
– Ну, это от того зависит, какая у кого жена. Но серьезнее: всем известно, что 18 минут являются критерием для изготовления кошерной мацы — тесто, не испеченное дольше этого времени, становится хамцом. У меня был случай: один знакомый, эмигрант из бывшего Союза, встретив меня на улице, произнес: «Рав Бинский, ваши пейсатые — это фашисты какие-то!» Я спросил: «Что же там опять случилось?» Он рассказал: «Я своего родного брата с трудом, по большому блату, устроил в пекарню делать мацу. А там хозяин все время кричит: «Шнел, шнел!» (Быстро, быстро!) — как немцы с военнопленными!» Поняв, в чем дело, я объяснил ему процесс изготовления мацы и объяснил, что, если хозяин не будет подгонять работников, ни работы, ни зарплаты не будет ни у хозяина, ни у его брата. Для него это было откровением… Как важно иметь грамотную информацию — тогда многие вещи становятся очевидными и дискуссия переходит на совершенно другой уровень. И я хочу пожелать нашим читателям, в связи с наступающим праздником Песах, удачной борьбы с хамцом — не только на кухне и в доме, но также в собственном сердце и душе!
– Спасибо, рав! И вам счастливого и кошерного праздника Песах! Только один вопрос на прощание: на вашем Пасхальном Седере будут кнейдлах?
– Про второй Седер — спросите у моей жены. А на нашем большом «общинном» первом Седере, открытом для всех желающих — это уже к моей дочке, на которую я надеюсь свалить всю «гастрономическую» часть. Знаю только, что всегда у нас собираются сотни человек, так что тот, кто промедлит зарегистрироваться, — может остаться без места.
– Еще раз, рав, поздравляю вас с праздником Освобождения! И заодно с нежданным вашим личным освобождением: я уезжаю в Израиль, так что наши беседы волей-неволей на месяц прервутся. Поклон от всей редакции и благодарность за долготерпение вашей ребецин. Мы не успели сегодня затронуть тему разногласий в научной и традиционной религиозной хронологии — надеюсь, если за ближайший месяц мир постареет ровно на 30 дней, мы к этому еще вернемся. Да и немало за это время вина убежит и мацы «ухрустит», так что об отсутствии тем для наших с вами дуэлей я не очень беспокоюсь. С праздником!
– Хаг Песах кошер весамеах!
Беседовал Арье ЮДАСИН
испорченная цитата из Булгакова: «харедим проиграли», сказали гады. «Мы проиграли», сказали умные гады.