Ученье — свет… и спасение. Недельная глава Торы «Ваикра»

«И сказал Б-г Моше, говоря…»; «Скажи сынам Израиля, говоря…» — такие вступления часто встречаются в Пятикнижии. В начале следующего раздела «Цав» Б-г повелевает Моше: «Цав эт-Аарон веэт-банав лемор» — «Повели Аарону и его сыновьям, говоря…» Зачем Тора прибегает к такому лексическому удвоению: «сказал… говоря», «повели… говоря»?
Хафец Хаим объясняет, что в случае с Аароном и сыновьями слово «говоря» добавлено не просто для усиления, чтобы подчеркнуть важность храмовых жертвоприношений. Тора хочет сказать, что заповедь «корбанот» не ограничивается одним лишь принесением жертвы; она распространяется и на изучение законов жертвоприношений. Без учебы мицва считается невыполненной.
Та же мысль содержится и в пасхальной Агаде, где приводятся слова рабби Гамлиэля: тот, кто не говорил о Песахе (пасхальной жертве), маце и горькой зелени марор, не выполнил свой религиозный долг, включающий в себя также съедание этих продуктов. В обоих случаях устное обсуждение заповеди является неотъемлемой и обязательной частью ее практического выполнения.
Сегодня, когда из-за отсутствия Храма мы не можем приносить жертвы, изучение законов жертвоприношений приобретает особенно большое значение. Более того: обратив внимание на регулярно повторяющийся в книге «Ваикра» рефрен «Вот Тора (закон) жертвы всесожжения…», «А это Тора хлебного дара…» и т.д., мудрецы пришли к выводу, что всякий, кто изу­чает законы жертв всесожжения, хлебного дара, искупительной жертвы и пр., как будто самолично приносит эти жертвы — в установленное время и с соблюдением всех правил.
В Торе есть много заповедей, которые мы не можем сегодня выполнять, например, законы ритуальной чистоты и нечистоты, проверки супружеской верности водами «сота» и другие, но законы «корбанот» занимают особое место: только в них речь, «служение устами», принимается в качестве замены действия, как говорил пророк Ошеа (14:3): «И мы заплатим устами нашими за (жертвенных) быков».
Такая, казалось бы, неэквивалентная замена не только допускается — она жизненно необходима. В каббалистической книге «Зоар» сказано: «Всякий, кто глубоко и сосредоточенно обсуждает тему «корбанот» в синагоге (место для молитв) и в бейт-мидраше (место изучения Торы), будет избавлен от кары. Даже ангелы, собиравшиеся огласить его грехи перед Высшим судом, смогут говорить о нем только хорошее». Столь велика мистическая сила изучения храмовых жертвоприношений: она превращает обвинителей в адвокатов.

Берите пример с Амана
Теперь нам понятен эпизод из талмудического трактата «Мегила». Когда Аман пришел к Мордехаю, чтобы по высочайшему указу воздать ему царские почести — одеть в великолепные одежды и провести по улицам персидской столицы на царском скакуне, он увидел, что его лютый враг изучает с другими мудрецами законы жертвоприношений. В этот момент Мордехай обсуждал с коллегами тему «кемица», отделение горсти муки от хлебного дара.
«Поразительно, — прокомментировал эту сцену Хафец-Хаим. — Мордехаю и всем евреям грозит смертельная опасность, а он, вместо того чтобы искать пути спасения, спокойно учит законы «корбанот»!»
Но только что приведенное положение из книги «Зоар» все объясняет. Заслуга изучения «корбанот» — это не простая заслуга; она трансформирует обвинение в защиту. Так произошло и в дни Пурима. Получив объяснение Мордехая, злодей Аман воскликнул: «Твоя горсть муки перевесила мои 10 тысяч кикаров серебра!» (Аман внес их в царскую казну за право истребить евреев.)
Аман был далеко не глуп. Он понимал, какая мощная духовная энергия скрыта в Торе и ее знатоках, как влияют храмовые жертвы на реальные события, даже если их не приносят в Святилище, а только изучают в убогом здании бейт-мидраша.
Не случайно тема «корбанот» входит в текст ежедневных молитв. Если уж злодей Аман понимал их важность, то нам, его несостоявшимся жертвам, как говорится, Сам Б-г велел.

Бегом от славы
Маленькая буква «алеф» в «Ваикра», первом слове сегодняшнего раздела, считается знаком скромности. В одном комментарии сказано, что поскольку слово «алеф» означает также учиться, приобретать знания, это значит, что изучать Тору надо со смиренным усердием. Мудрость Торы, ее глубокий смысл не войдут в сердце гордеца. Более того, сама цель изучения Торы состоит в том, чтобы культивировать в себе смирение, по примеру ее первого учителя Моше-рабейну, «скромнейшего из людей».
К хасидскому ребе Бунему из Пшисхи пришел один еврей и спросил: «Мудрецы говорили, что надо бежать от почета, и тогда он сам придет к тебе. Я всю жизнь только этим и занимался — убегал от почестей, едва завидев их. Но они почему-то не спешат догонять меня. В чем дело?»
Ребе Бунем внимательно посмотрел на гостя и ответил: «Из вашего вопроса мне стало ясно, что, убегая от почета, вы все время с надеждой оглядывались назад. Но как только вы поворачивали голову, почет думал, что вы сейчас повернетесь и броситесь к нему навстречу, и тогда он сам поворачивался и пускался наутек».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора