Мы снова входим в весенний месяц Нисан, и нас приглашает к обсуждению вечная тема Песаха — тема свободы. Еврейская «вечность» — это не только классические тексты Исхода и Пасхальной Агады, но и постоянное раскрытие новых смыслов в старых сюжетах.
Хорошо ли мы знаем, что такое свобода?
Мы все глубже постигаем природу человека. И на каждом глубинном уровне мы сталкиваемся с проявлениями идей свободы и ее противоположности. Укажем несколько областей, в которых понятие свободы особенно содержательно.
Первая сфера «вмешательства в свободу» — это идеология как внедряемая властями система идей и ценностей, которые навязывают человеку определенный взгляд на мир. При этом — чтобы человек не мог увидеть подвох навязывания — власти отсекают «железным занавесом» доступ к альтернативным идеологиям.
В новейшее время мы столкнулись с другой формой несвободы. Это вторжение гаджетов (в частности, все более доступных смартфонов и планшетов), которые затягивают наше внимание в бездонное море информации, живущей в Интернете, и не хотят выпускать нас обратно в реальный мир.
Есть даже забавная игра слов в виде двоякого применения слова «сеть». Раньше рыболовными сетями вытаскивали из моря улов. А сейчас сетью называют само море информации, которое затягивает нас в свои пучины.
Третий поработитель, в отличие от первых двух, у каждого из нас индивидуальный. Это набор персональных убеждений, комплексов, психотравм, страхов и обид.
У нас получилось три уровня «поработителей» — глобальный внешний (идеология), локальный внешний (гаджеты) и внутренний (психокомплексы). Эта опасная компания обычно прячет свое влияние в тени нашего подсознания и оттуда рулит нашими проявлениями — эмоциями, мотивами и др. Хочу обратить внимание на две главные особенности выявленных нами систем.
Во-первых, они в основном управляют нами из-за кулис, вне нашего осознания. И даже такая одиозная внешняя система как идеология свои рычаги влияния держит в тени. Их главная сила именно в том, что мы не умеем, не имея опыта, отделить себя от набора коварных программ. Мы думаем, что это мы действуем, а на самом деле «нами действуют» навязанные нам силы-поработители.
И, во-вторых, они очень неохотно расстаются со своей властью над нами. По крайней мере, в лоб их победить тяжело, они достаточно коварны, чтобы сдаться без боя, но и в бою они обычно весьма искусны и имеют несколько линий обороны против наших попыток освобождения.
В еврейском арсенале есть, в частности, три «освободительных» ресурса. Это сюжет Исхода из Египта в Торе. Это текст Пасхальной Агады. И это «операция «Антихамец». Во всех них есть буквальные смыслы. Но также мы можем вычленить множество символических смысловых концепций, которые проливают свет на тему рабства и свободы.
Выражение «пролить свет» имеет очень интересные аспекты. Мы писали, что порабощающая сила часто прячется в тени. И метафора «проливания света» напрямую связана с преодолением тени светом.
Много интересного скрывается за образами Торы, Агады и Галахи. При этом каждый образ имеет множественные смыслы и также раскрывается в разных сферах.
Главный поработитель — фараон, на иврите — «паро». Мистики обращают внимание, что слово «паро» на иврите состоит из тех же букв, что и «ореф» — затылок. (П и Ф — это одна и та же буква, но в начале слова она читается как П). У затылка много интересных свойств. Одно из них — невозможность увидеть затылок своими глазами. Причем существует еще более интересный феномен — даже одного зеркала не хватит, чтобы увидеть свой затылок. Необходимы как минимум два зеркала. Это в том числе символизирует каббалистическую идею «двойного сокрытия» — двухуровневых баррикад на пути к работе с «теневым фараоном».
Обычно один уровень — информационный, второй — силовой/энергетический. Сначала «Let my people KNOW» (дай нам УЗНАТЬ) и потом — «Let my people GO» (выйти на свободу), используя приобретенное с помощью еврейской мудрости знание. В частности, в десяти казнях и в истории рассечения моря «запакованы» технологии и идеи специфических аспектов преодоления сопротивления.
Целью освобождения в еврейском смысле является самореализация в полной мере нашего потенциала, который скрыт в каждом человеке.