Главными кошачьими повадками специалисты называют сверхчувствительность и независимость. Кошки ведут сложную и интенсивную социальную жизнь, используя несколько разных языков общения. Кошачья непредсказуемость и непоследовательность парадоксальны!
Ведь кошка способна в одно и то же время испытывать противоположные чувства. Реакцию этого загадочного животного люди не могут предсказать, и похоже, что и сами кошки не догадываются, что сделают в следующий момент.
Если вы предположили, что речь пойдет о пушистых домашних любимцах, то вы ошиблись. Речь пойдет о человеке — одном из лучших журналистов России. Я выбрал и в точности процитировал высказывания разных лет одного из самых талантливых спецпропагандистов советских времен (выражение Ильи Мильштейна), Владимира Познера. Практически после каждой серии высказываний господина Познера возникало навязчивое чувство, что одна и та же личность способна испытывать противоположные чувства, непоследовательные и непредсказуемые.
Каждый раз, когда я выныривал из американской суеты и видел на экране Познера, поразительная кошачья аналогия бросалась в глаза, и мне казалось удивительным, почему этого никто больше не замечает. Давайте, читатель, понаблюдаем вместе.
Итак, Познер — человек неординарный, о котором многократно писали поклонники и ценители с одной стороны, и ненавистники и хулители с другой. Он — неувядающая икона российского телевидения и телевизионный корифей. Интервью с Познером появляются в российской печати, в Интернете, а также исправно перепечатываются американской русскоязычной прессой. О Познере в России в 2005 году вышла целая книга. В более чем 500-страничном фолианте скрупулезно и, я бы сказал, параноидально, передача за передачей, анализируются канувшие в Лету «Времена». Вывод автора прост и незамысловат — работая на западных заказчиков, Познер производит охмурение и одурманивание доверчивого российского обывателя.
Многим нашим читателям покажется странным и неестественным мое утверждение о том, что Познер, несмотря на здравый ум, профессионализм и выработанную жизнью на телевидении незаурядную матерость так и не определился со своей собственной жизненной позицией. Владимир Познер не определился с родиной, которой, по его же утверждению, у него нет. Он также не определился с системой, или, иначе говоря, общественно-политической формацией, которую он более чем за 75 лет наконец-то принял бы как наиболее приближенную к его мировоззрению и его мироощущению. Меня просто шокирует парадокс умудренного, заслуженного и авторитетного творческого человека, с абсолютно отсутствующим или, в лучшем случае, размытым и неопределенным собственным мировоззрением. Вот так и гуляет по жизни сам по себе.
Много лет Владимир Владимирович долго и праведно растолковывал преимущества советской системы и рассказывал о благах, предоставляемых людям и всему миру великой страной — Советским Союзом. Наступил момент рассеяния иллюзий: «Сожалею о том, что лучшие годы потратил на пропаганду Советского Союза — неправедного дела», — сказал Владимир Владимирович в интервью к своему 75-летию.
Можно было бы предположить, что Познеру, одному из лучших журналистов, с годами стала ближе и понятней капиталистическая система. Это чувство могло возникнуть после целой серии высказываний.
«Капиталистические страны живут на порядок выше по уровню жизни в сравнении со странами социализма», — высказался Познер, интервьюируя «справедливого россиянина» Миронова.
«Когда человек сам за себя отвечает, и жизнь другая, и страна другая. А когда мы хотим, чтобы за нас кто-то ответил, это плохое дело», — сказал Владимир Владимирович в интервью «Эху Москвы» в связи с 75-летием. Приветствуя индивидуализм, журналист выступил на стороне основ капиталистических отношений, где инициатива и ответственность снимаются с государственной машины, а свобода выбора ложится на плечи гражданина.
Если, однако, посмотреть поближе на капиталистические взгляды Познера, то возникает вполне естественное сомнение по поводу их реальной «капиталистичности». Например, когда Донахью и Познер вместе вели шоу на американском CNBC, Владимир Владимирович высказал, как всегда, абсолютно справедливую мысль о том, что американские автомобильные компании должны улучшать уровень своих автомобилей, тогда и будет реальная конкуренция с Японией. Две американские компании сняли свою рекламу, передача была закрыта. Кота щелкнули по носу за то, что влез в постель к хозяину. После этого Познер высказался следующим образом: «Не стоит уж очень всерьез воспринимать разговоры о свободе слова в Америке».
Высказывание, без сомнения, антикапиталистическое, поскольку Владимир Владимирович имеет в виду абсолютную свободу слова, которой нигде и ни при какой системе нет и быть не может, и Познер как профессиональный журналист знает это лучше нас всех, вместе взятых.
Американская система двухпартийна — дух капитализма присутствует в представителях Республиканской партии, демократы же исповедуют в своем большинстве социалистические принципы (мы не будем сейчас рассуждать на тему, чья линия верней, демократов или республиканцев). Владимир Владимирович Познер никогда не сказал ни одного доброго слова ни о республиканцах или консерваторах, ни в адрес хотя бы одного из республиканских президентов. Консервативные взгляды — основа американского капитализма, которых придерживается огромная часть населения Соединенных Штатов, совершенно не близки Владимиру Познеру. Известная цитата: «Живи я в Америке, голосовал бы за Гора. Если к власти придет Буш, то в американском обществе пострадают гомосексуалисты, а у женщин отнимут право на аборт».
Познер от своего имени сначала высказывается о несомненном капиталистическом превосходстве, а затем показывает полное неприятие консервативных взглядов и приверженность леволиберальным принципам. Снова налицо кошачья непоследовательность и непредсказуемость. Никто, включая, пожалуй, и самого Познера, не знает, в чью пользу он выскажется завтра.
«Охвативший весь мир кризис есть показатель того, что капиталистическая система дала трещину. В Америке уже 8% безработных, и она по этому показателю вышла на третье место», — сказал Познер в феврале 2009 года на «Эхе Москвы».
На отношение Познера к нынешнему президенту США я хочу обратить особое внимание: «У Барака Обамы есть реальный шанс стать величайшим из американских президентов».
Несколько месяцев позднее, в интервью, данном для Infox.ru: «От лидера американских демократов ждали слишком многого. Я разочарован, — сказал Познер. — Он немножко нарцисс и поэтому рисуется и больше говорит, чем делает. Если, однако, Обама доведет до конца реформу здравоохранения, то ему можно будет простить все».
Тут, надо полагать, Познер имел в виду, что если Обаме удастся разрушить лучшую в мире систему здравоохранения, при этом загнав еще глубже, практически до могильного уровня, бюджетный дефицит, и одновременно с помощью той же медицинской реформы советского образца добавить стране миллионы избирателей, государственных медработников, голосующих за любимую Обамой Демпартию, то тогда «кот ученый» с американским паспортом Познер простит Обаме излишнюю болтливость.
Мы еще вернемся к кошачьему парадоксу, однако пока я приглашаю вас заглянуть в историю с биографией.
Итак, Владимир Познер прожил в Америке очень важные годы своей жизни — с 1939 года (почти с момента рождения) и до 1949-го, с двухлетним французским перерывом. Мальчик, живя в Манхэттене, находился в условиях комфорта и роскоши, учился в дорогой и престижной частной школе Stuyvesant High School. Во времена маккартизма коммунистическим и социалистическим активистам, каковым был папа Познера, в Америке стало некомфортно и даже небезопасно. В вышеупомянутой книге некий Сергей Смирнов пишет о том, что папа Познера под псевдонимом Каллистрат поставлял шпионскую информацию советским спецслужбам. Я не могу утверждать, что это правда, равно как и опровергнуть эту информацию. Французы должны были беспрепятственно впустить семью Познеров, желавших срочно выехать из США во Францию, т.к. мама Познера — француженка. Однако французы, вероятней всего, имевшие серьезные основания для этого, Познеров во Францию не впустили, и семья вынуждена была уехать в Советскую Россию. Думаю, что этот эпизод из жизни Владимира Познера, когда семья вынуждена была оставить благополучную, обеспеченную и безоблачную американскую жизнь, наложил отпечаток нелюбви к консерваторам, маккартистам и иже с ними на всю его оставшуюся жизнь.
Что касается Америки вообще, у меня есть очень серьезные сомнения по поводу доброго отношения к ней господина Познера. Например, о трагедии 11 сентября Владимир Владимирович высказался следующим образом: «Америка получила то, что заслужила». Примерно так же, с осуждением Америки, а не исламо-фашистской бандитской банды, выступили многие арабские лидеры, исламские священнослужители и некоторые российские деятели. Я не ставлю всех этих людей в один ряд с Познером, однако в этом знаковом и трагическом эпизоде мировой истории их мнения совпали.
Сотни тысяч людей на планете с обожанием относятся к своим симпатичным питомцам семейства кошачьих. Когда животные ведут себя естественным образом — это есть природное совершенство. Однако в этот мир не привносится ни добра, ни света, когда несовершенные люди начинают походить на совершенных животных. Не помогает ни знание языков, ни образование, ум и профессионализм. Происходит парадокс перехода симпатичного мудрого животного в лукавого человеко-кота.
Вернемся, однако, к фразам Владимира Владимировича.
«Родины, в обычном понимании этого слова, у меня нет. Я не родной этой стране, она не часть меня, и я не ее часть». (Это он о России)
«В России меня держит только моя работа, я не русский человек, это не моя родина, я здесь не вырос, я не чувствую здесь себя полностью дома — и от этого очень страдаю. Я чувствую себя в России чужим. И если у меня нет работы, я поеду туда, где чувствую себя дома. Скорее всего, я уеду во Францию».
Смело и откровенно сказанул на всю Россию, что не ваш, мол, я, и вы не мои. Совершенно обескураживает, однако, словосочетание «скорее всего». Значит, во Франции Познер чувствует себя дома… скорее всего. Жванецкий бы, наверное, спросил: «Так дома или скорее всего?» В России — не дома, в Америке Эсселен в Калифорнии хорош (со слов Познера), но тоже не дома, во Франции дома, но «скорее всего». Значит, не русский, не француз, не американец и не еврей, хотя посещал крупные форумы, организованные Еврейским конгрессом России. Выходит, Владимир Познер — господин никто, не принадлежащий ни одной стране, гражданин мира, востребованный, однако, только российским Первым каналом. Малообъяснимый кошачий парадокс.
Невозможно, однако, разобраться не только в политических убеждениях Познера и в поисках его родины. Маститый журналист в ходе своих передач выплеснул на своего всепожирающего российского зрителя массу странных и противоречивых высказываний.
«Иду ли я на сделку со своей совестью? Не иду. Изменяю ли я своим принципам? Не изменяю. Иду ли на компромиссы? Иду», — ответил Познер на вопрос в апреле 2009 года. Нетрудно заметить, что первые две мысли полностью перечеркиваются третьей. Кстати, пару слов по поводу неизменности принципов и чистоты кошачьей совести. «Нью-Йорк Таймс» в обзоре книги Познера «Прощаясь с иллюзиями», изданной в США в 1990 году, пишет: «Он извиняется сейчас за поддержку ареста и высылки Андрея Сахарова в 1980 году». В интервью ВВС, которое Познер дал 6 марта 2009 года, он отрицает факт какой бы то ни было поддержки им ареста Сахарова. Дело было давно, потому и кошачья совесть чиста и гладка, точь в точь, как стол в офисе Обамы.
А еще Познер называет себя атеистом. Вроде бы ничего предосудительного в этом нет, но как филигранно вписывается неверие ни во что в личность телекорифея. «Ведь это программа не обо мне, — сказал Познер, — и назвали мы ее… «Познер».
В одном из интервью Познер сам отвечает на вопросы опросника Пруста (в своих передачах Владимир Владимирович вопросы Пруста задавал своим гостям). На вопрос: «Какую черту вы более всего не любите в себе?» — Познер ответил: «Самоедство».
На вопрос: «Как бы вы описали свое внутреннее состояние?» — последовал ответ: «Такое ощущение подъема, радости, смешанное с опасениями, что как-то уж слишком мне хорошо, чтобы это могло долго длиться».
Можно порадоваться за счастливое и удовлетворенное состояние журналиста, но этот ответ никогда не может принадлежать вечно неудовлетворенному самоеду. В одном из двух ответов Познер слукавил, думаю, в первом.
«Америка расистская страна, хоть и выбрала чернокожего президента», — сказал Владимир Владимирович на «Эхе Москвы». В который раз, когда он говорит об Америке, Познеру отказывает обыкновенное чувство здравого смысла. Ничего не попишешь, из несовершенного человека наружу прет совершенное животное.
Не только, однако, по отношению к Америке видны кошачьи уши. Дело было в марте 2010 года. Российская власть разогнала митинг несогласных на Триумфальной площади, и позиционирующий себя персоной, близкой к российским демократам, Познер поддержал… власть. Мол, нечего собираться на Триумфальной. Нужно протестовать, то бишь изъявлять свое конституционное право, в безлюдных пригородах. А ведь Познер не впервые «по-кошачьи» облизал власть.
«Я понимаю, — сказал он, — что есть темы, которые трогать нельзя».
Журналист Познер также знает, что есть и люди, которых трогать нельзя, например, Ходорковский. Те, кто даже мельком заглядывают в передачи Познера, знают наверняка, что там ни слова не прозвучит о чеченско-бандитской власти или об отмене губернаторских выборов, а те, кто в оппозиции власти, не демократы они вовсе, а маргиналы-ненавистники (со слов Владимира Владимировича). Таково кошачье восприятие статьи о гарантиях свободы слова, запрещении цензуры и свободы СМИ.
В передаче «Познер» с Мироновым из «Справедливой России» гость сказал, что ему как стороннику социалистической идеи больше всего импонирует шведская система. Владимир Владимирович возразил, сказав, что у шведов громадные налоги. В отсутствии эрудиции Познера обвинить никак нельзя, однако они с гостем рассуждали не о сегодняшней Швеции! Государственные пенсии, здравоохранение, городской транспорт, почтовые компании Швеции сегодня полностью или наполовину приватизированы, что сделало эту страну наиболее ориентированной на свободный рынок и одной из наименее социалистических. Социалистическая пенсионная чудо-система Швеции канула в Лету, поскольку шведы не хотят и не платят специальный пенсионный налог. Шведы не желают больше платить государственному монстру 56% заработанных денег. Последние публикации — исследования самих шведов — говорят о том, что весь недолгий успех шведского социалистического чуда был оплачен и базировался на высокой продуктивности капиталистического сектора экономики, свободного от социализма. Двое серьезных ребят рассуждают о шведском социалистическом чуде, которого больше нет в природе. «Справедливый россиянин» верит в особый российский социализм, это понятно, а вот во что верит Познер, мы с вами так никогда и не узнаем. Человек занимается разговорным жанром десятки лет, а мы никогда не знаем, что он имеет в виду, — так же, как людям неведомо наверняка, чего же хочет кот.
Телеведущие, которые отстаивают определенные принципы и верят в них, на центральных каналах телевидения России долго не живут. Основой российского телевизионного долголетия, связанного впрямую или косвенно с освещением политических событий, является беспринципность.
Трудно поверить, что точка зрения, или, как сейчас модно говорить, позиция столь интересной и незаурядной личности и талантливого российского журналиста есть неопознаваемая и не поддающаяся никакой оценке каша. В этом и состоит загадочный парадокс человека-кота.
P.S. Мои друзья, прочитав этот опус, задали мне резонный вопрос: «А почему тебя так волнует Познер?» Отвечаю. Этот матерый и непредсказуемый человеко-кот и есть лицо и сущность громадной и непредсказуемой страны, принадлежность к которой хитрющий котище так упорно отрицает.
Яков РАЙКИН
5 комментариев к “Кот”
Обсуждение закрыто.
http://www.youtube.com/watch?v=qvBZ_nPNOQI
Если Познер беспринципен, то у кого есть принципы?
Если этот материал — профессиональная критика, а не банальный «обсырач», то я — балерина.
Аврум Тарантул.
Не согласен с вами. Статья нормальная, хоть и «обсырач». А чего он еще достоин?
Мне непонятно другое: а какое нам до всего этого дело? Познер не принадлежит еврейскому миру: ни формально, ни по самоощущению. Более того, как и всякий левый, он интернационалист, более того, по личному самоощущению космполит, и потому — юдофоб. Но он совешенно не оригинален, имя таким тварям — легион, и среди них большой процент чистокровнейших еврейцев, ненавидящих своих соплеменников и, особо, сионистов.
Познер и Новожёнов не побоялись прямо высказать своё отношение к закону о запрете усыновления российских детей американцами. Теперь их активно травят, как » пособников мафии, торгующей детьми». Обвинять в беспринципности и тем более подлости этих тележурналистов — это просто ставить весь мир с ног на голову.
Владимир Познер о Германии, эмиграции евреев, покаянии.
Я уехал из Германии, твердо решив никогда больше туда не возвращаться. Ни в ГДР, ни в ФРГ, потому что дело было не в политике. Эта страна не только повинна в двух мировых войнах и в смерти десятков миллионов людей, но и совершила самое страшное преступление из всех возможных — попыталась уничтожить целый народ. Тщательно подготовилась к этому, без лишних эмоций, без всякой страсти. Все рассчитала: наиболее эффективный способ убивать, сохраняя при этом то, что может быть полезно — золотые коронки зубов убитых, их волосы, кожу для создания абажуров и сумочек, детские пинеточки, любые украшения. И тщательно наблюдала за уничтожением, за убийством, за медицинскими «опытами», документально фиксируя все это на пленке, на бумаге. Уж сколько прошло лет, а я пишу это, и во мне поднимается такая волна ярости, что могу вот-вот разорваться на части.
A propos: я никогда не пойму, как евреи — это касается в основном российских евреев — могли и могут эмигрировать в Германию. Мне так и хочется спросить их: «Ну как?! Неужели вы забыли, что они отправляли в газовые камеры ваших бабушек и дедушек? Неужели пепел Клааса не стучит в ваших сердцах?!» Только не подумайте, что я осуждаю эмиграцию из СССР. Напротив, я всегда выступал за право любого человека (не только евреев) уезжать куда хочется. Но евреям — в Германию? Это уму непостижимо!
Совсем недавно я получил ответ на этот вопрос от доброго приятеля, который эмигрировал в Германию в начале девяностых.
— Понимаешь, Володя, нам, евреям, в Германии комфортно, как нигде. Мы получаем помощь государства, всякого рода льготы — ведь немцы покаялись как никто другой, они делают все, чтобы искупить свою вину. Нам там удобно. Много удобней, чем в Израиле, не говоря о Франции.
— Значит, интерес шкурный? — довольно зло спросил я.
— Конечно, — ответил он.
Может быть потому для меня этот вопрос столь болезненный, что моя дочь замужем за немцем и живет в Берлине.
Она уехала двадцать лет тому назад со своим первым мужем и шестилетней дочерью, как я понимаю, решив для себя не возвращаться в страну, в которой не чувствовала себя защищенной. Она музыкант. Училась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории; окончила консерваторию с двумя красными дипломами — как пианист и как композитор. Преподавала в Музыкальном училище им. Гнесиных. И уехала. Добро бы во Францию, в Америку, в Италию…
Нет, в Германию. Это как в пословице: «Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах».
Коля (внук) рассказывал мне о том, что им говорят в школе о нацизме. Их учат, что в нем виноваты не только Гитлер и его приспешники, не только нацистская партия; виноват весь немецкий народ. Им не дают забывать об этом. Напоминают постоянно самыми разными способами. В том районе, где живет Катя и где до войны жили вполне преуспевающие евреи, то и дело на улице можно увидеть прикрепленные к фонарным столбам металлические щиты, на которых выписаны цитаты из разных указов гитлеровских времен: «Евреям запрещено…», «Евреям нельзя…», «Евреи должны…» и так далее.
Я снимаю шляпу. Требуется мужество, чтобы так публично признавать свою вину, напоминать о ней. Мне скажут: так их же оккупировали! Ну и что? Японцев тоже оккупировали, но они по сей день никак не могут извиниться перед Китаем за совершенные ими зверства во время Второй мировой войны.
И сколько таких, не желающих ничего признавать? Турки — авторы геноцида армян в 1915 году; красные хмеры; китайцы-коммунисты, уничтожившие десятки миллионов собственных граждан во времена Великого кормчего. Уж о Северной Корее не говорю…
А Россия? Россия, которая в советском обличье уничтожила несчетное количество своих лучших сыновей и дочерей? И которая никак не может раз и навсегда, во всеуслышание, не юля и не крутя, сказать: да, виноваты. Не только Ленин, не только Сталин, не только большевики, но все, весь народ, поддерживавший их, совершал эти страшные преступления. Мы все виноваты! И мы никому не дадим забыть об этом — прежде всего самим себе.
Совсем недавно я узнал, что с мая 1945 года на советской территории оккупации Германии было создано около сорока концлагерей. Приказом от 18 апреля 1945 года за № 135, подписанным генерал-полковником Серовым, создано десять спецлагерей НКВД на базе бывших лагерей смерти нацистов. В этих лагерях содержались попавшие в плен советские солдаты и офицеры, угнанные в Германию рядовые советские люди. В частности, на базе одного из самых страшных концлагерей, Заксенхаузен, был создан спецлагерь НКВД № 1/№ 7. В нем содержались шестьдесят тысяч человек; за пять лет от голода, болезней и жесточайшего обращения погибли двенадцать тысяч. Советских военнопленных сначала уничтожали нацисты в их лагерях смерти, а потом — свои все в тех же лагерях.
Нет-нет, я, конечно, изменил свое отношение к немцам, к Германии, но иногда вдруг ловлю себя на темных, страшных мыслях
Пусть меня простят. Ведь никому от них не так плохо, как мне самому.