В Нью-Йорке вынесен приговор 48-летнему Армену Казаряну, арестованному в октябре 2010 года вместе с десятками других обвиняемых по грандиозному делу об обмане Медикер, государственной системы медобслуживания престарелых.
По словам федеральных прокуроров, обвиняемые, больше половины которых уже признались и приговорены к тюрьме, успели облапошить Медикер на 35 миллионов долларов, а планировали — на 100 миллионов.
Коренастый Казарян, которого привели в суд в наручниках, светло-коричневом тюремном костюме и синих тапочках китайского образца, мало похож на свою единственную фотографию, попавшуюся мне в Интернете. В жизни он выглядит гораздо старше, а его короткие черные волосы спереди подернуты сединой.
Я пришел в суд за полчаса до церемонии, но Казарян уже сидел за адвокатским столом и без умолку болтал по-армянски с лысым пожилым переводчиком.
Когда я вошел в зал, облицованный шикарными дубовыми панелями, молодой конвоир в хорошем костюме спросил, не родственник ли я. Я родство с Казаряном отрицал и сказался репортером. Подтянувшихся потом Кирилла Белянинова из «Коммерсанта», Мишу Гуткина с «Голоса Америки» и Ларису Саенко из РИА-Новости уже ни о чем не спрашивали.
Казарян отказался от последнего слова и был приговорен к 37 месяцам тюрьмы, трем годам гласного надзора и штрафу в 60 тысяч долларов.
Эту сумму он должен внести немедленно. Прокуратура на этом не успокоится и в скором будущем представит судье Полу Гардефи ходатайство о конфискации имущества осужденного, которое включает дом в лос-анджелесском предместье Глендейл стоимостью 600 тысяч долларов. У него уже конфисковали три с чем-то тысячи долларов, отобранные при аресте. Поскольку Казарян уже отбыл в КПЗ почти 28 месяцев, сидеть ему осталось недолго. Однако по отбытии срока его не освободят, а переведут в иммиграционную тюрьму дожидаться депортации.
Власти США объявили о приговоре с помпой. Они называют Казаряна вором в законе (кличка Пзо) и подчеркивают, что он всего второй обладатель этого титула, осужденный в США. Первым был Вячеслав Иваньков по кличке Япончик, арестованный в Нью-Йорке за вымогательство в июне 1995 года.
По моим сведениям, в США мирно проживают еще несколько воров в законе. По данным профессора Нью-Йоркского университета Марка Галеотти, который выбился сейчас в главные американские эксперты по русской мафии, их от 6 до 8.
Практически все они известны правоохранительным органам, у которых пока нет к ним претензий.
Казаряна регулярно называют вором в законе и в российской печати. По словам сайта «Криминальная Россия», он был «коронован» в 1991 году в Ростове-на-Дону и был «лидером организованной преступной группы, занимающейся незаконным оборотом оружия, драгоценных камней и редкоземельных металлов, контрабандой наркотиков, а также похищением людей и вымогательствами».
С другой стороны, защитник армянина знаменитый калифорнийский адвокат Марк Герагос, прилетевший на церемонию из Лос-Анджелеса, отрицал, что Казарян является вором в законе, и на вынесении приговора этот экзотический для Америки термин ни разу не прозвучал.
В российской печати перечисляются аресты и судимости Казаряна в СНГ, но нью-йоркская прокуратура представила суду данные лишь об его единственном американском аресте, за вождение в пьяном виде. Казарян тоже это не оспаривал и был приговорен к трем годам условно.
В случае Япончика, который был также обвинен в вымогательстве, прокуратура представила бруклинской судье Кэрол Эмон кучу документов о его советских судимостях и просила дать ему 20 лет тюрьмы. Эмон, однако, отказалась принять их во внимание, и Иваньков получил 115 месяцев тюрьмы. Казарян, как мы видели, отделался значительно легче.
Первоначально армянскому «законнику» грозили десятилетия тюрьмы, но он сильно облегчил свою участь в июле 2011 года, когда признал себя виновным в преступном сговоре с целью занятия рэкетом. В США этот термин означает организованную преступную деятельность.
Конкретно Казарян признал себя виновным в одном эпизоде, а именно в вымогательстве долга в 100 тысяч долларов у некоего Варуджана Амрояна, которого прокуратура называет участником медицинский аферы.
Защитник Герагос подчеркивал, что хотя в тайно записанных ФБР разговорах его клиента звучали угрозы в адрес Амрояна, на деле тому никто не угрожал и пальцем его не тронул.
Неплательщик Амроян ссылался на отсутствие денег, но однажды разгневал Казаряна тем, что приобрел яхту. Тот приказал отнять у него плавсредство, а потом — машину, но и этого не произошло. В конце концов Амроян так и не вернул деньги.
Герагос использовал это обстоятельство как доказательство того, что Казарян вовсе не является такой крупной фигурой преступного мира, какой его изображает обвинение.
Адвокат подчеркивал, что его подзащитный не признал себя виновным в медицинских аферах и целом букете других преступлений, за которые были арестованы его подельники, и поэтому должен быть наказан лишь за практически несостоявшееся вымогательство.
Прокуратура уверена, что Казарян был причастен к махинациям с Медикером, но честно призналась, что не в состоянии это доказать.
Герагос просил, чтобы Казаряну дали 33 месяца.
Он заявил судье, что у Казаряна трое детей, 15-летняя Диана и 4-летние братья-близнецы Ашот и Армен, причем последний тяжело болен и нуждается в постоянном уходе.
Адвокат представил судье трогательные письма от Дианы, жены осужденного Кристины Погосян, его друзей и армянского священника, которые отзываются о Казаряне как о «честном», «любящем», «достойном» и «щедром человеке», всегда готовом прийти на помощь ближнему.
Судебный отдел надзора, который консультирует судей по поводу приговоров, рекомендовал Гардефи отправить Казаряна в тюрьму на срок от 58 до 61 месяца.
Прокурор Дженнифер Бернс была солидарна с этой рекомендацией и указала на «крайне подозрительное поведение» Казаряна во время пребывания в США, куда он эмигрировал в 1996 году как беженец от погромов в Азербайджане. В российской печати утверждается, что он бежал в Америку, спасаясь от гнева Дагестанской ОПГ.
По словам прокурора, нет данных о том, чтобы за время жизни в США Казарян был хоть раз законно трудоустроен.
И тем не менее он владел выплаченным домом, ездил на «Роллс-Ройсе Фантом» за 150 тысяч долларов, в течение 4 лет поставил на кон более миллиона долларов в казино Wynn в Лас-Вегасе, а на его счету в банке Bank of America лежало около 120 тысяч.
Прокурор нашла неубедительным объяснение Казаряна, что он жил на деньги, получаемые из Москвы от отца, который владел там продовольственным магазином.
Следствие доказывало, что Казарян кормился за счет дани, которую ему платили как вору в законе. В ходе вынесения приговора судья не комментировал это обвинение, но заметил, что тоже нашел подозрительным то обстоятельство, что осужденный жил на широкую ногу и не имел при этом очевидных источников дохода.
Рекомендуя судье дать Казаряну до 61 месяца, то есть более 5 лет, отдел надзора обвинял осужденного в том, что он солгал в заявлении на убежище в США. Он утверждал, что отец Арарат погиб у него на глазах в горящем доме в январе 1990 года. На самом деле отец был жив и невредим.
Герагос парировал, что в тот момент Казарян был искренне уверен в гибели отца во время межнационального конфликта в Азербайджане. Он вернулся туда в 1993 году, планируя разыскать могилу отца, но снова подвергся нападению группы азербайджанцев.
По словам адвоката, избитого Казаряна отвели в милицию, где без суда и следствия продержали месяц, «били и изнасиловали».
Казарян узнал, что отец жив, лишь после переезда в Америку, уверял Герагос.
На данный момент приговор услышали 14 подельников Казаряна из 27.