Забрезжил свет в конце туннеля. Но ухо надо держать востро

Газоперерабатывающий терминал
Газоперерабатывающий терминал

«Благодаря сланцевой революции США не только обеспечат себе энергетическую независимость, но и станут крупнейшим в мире нефтедобытчиком. США уже в этом году могут превзойти Россию по объемам производства нефти». Такой вывод содержится в докладе British Petroleum «Energy Outlook 2030».
Сланцевая революция… Я писал о ней достаточно подробно трижды. Первая публикация (июнь 2010 г., ЕМ №944) под названием «Клад лежит под ногами. Новые технологии творят революцию в энергетике» явилась следствием общения с Марком Хинкисом, специалистом из наших, работающим в Институте газовых технологий (GTI), расположенном в чикагском пригороде Des Plaines. Кстати, приятно будет напомнить, что в этом институте успешно трудятся и другие иммигранты из бывшего СССР, кандидаты и доктора наук (в связи с этим замечу, что потери России от эмиграции особенно ею ощутимы и надолго будут невосполнимы именно в науке). В те дни, когда писал ту статью, президент GTI Дэвид Кэррол (David Carroll) открывал в Амстердаме международную конференцию с докладами, которые и породили тот переворот в технологии, который теперь назвали сланцевой революцией.
Вторая публикация (июнь 2011 г., ЕМ  №993) так и называлась — «Сланцевая революция». В ней были рассмотрены в основном политические вопросы, сопутствующие внедрению новых технологий на местном и международном уровне. Завершались обе статьи одинаково: «Этот неожиданный для правительственных кругов технологический прорыв — в президентской программе Change не предусмотренный и ни словом в речах президента не упомянутый, тихо осуществленный частными промышленными компаниями (не случайно «сланцевую революцию» называют еще и «тихой революцией»), может помочь Америке многое переосмыслить и вернуться от красно-зеленого прожектерства к подлинному прогрессу на веками испытанном пути свободного американского предпринимательства».
Третья публикация (март 2012 г.) шла под названием «Сланцевая революция как предмет межпартийного спора. Республиканцы — за, демократы — против». Ее содержание в определенной мере обозначено названием, но в центр внимания был поставлен 12-страничный доклад GTI под названием Global Gas Shales and Unconventional Gas. Unlocking Your Potential, опубликованный в сентябре 2011 года под девизом «The Energy to Lead». В кратком и вполне политкорректном введении к докладу была сделана ссылка на выступление президента Обамы в ходе его государственного визита в Китай в 2009 году. Обама там говорил: «Потенциал добычи из богатых углеводородами сланцевых залежей природного газа, известного под названием «сланцевый газ», в Соединенных Штатах резко вырос в последние годы благодаря технологическому прогрессу»…
Меня тогда поразило то, что сказанному в далекой зарубежной поездке не нашлось места в ежегодных посланиях президента Конгрессу «О положении страны» — в них он успехи в добыче сланцевого газа не счел возможным даже упомянуть. Республиканцы же в подкомитете Палаты представителей по энергетике и охране окружающей среды проявили к добыче сланцевого газа интерес, но как следует за эту тему не ухватились, а потом, в предвыборной борьбе, ее вместе с не менее важными темами республиканцы, к сожалению, и вовсе упустили.
В докладе GTI были представлены карты распространения газосодержащих сланцевых месторождений по всему миру: в Северной и Южной Америке, в Северной Африке и на крайнем ее юге, в Северной и Восточной Европе, в Индии, Китае, Австралии. «Включить эти месторождения в разработку, — писал я, — и конец тогда безудержной эксплуатации человечества арабскими шейхами и прочими нефтебаронами, конец их бойкоту и базарному взвинчиванию цен на энергоресурсы». И далее: «Понятно, что такой поворот может представить угрозу чьим-то интересам. Например, саудитам и прочим эмирам, качающим и продающим нам нефть, иранским аятоллам и венесуэльскому диктатору, также и российскому “Газпрому”».
И вот моя очередная статья — как раз о том, что мне легко было предсказать: «Разработка нетрадиционных запасов нефти и газа в ближайшие годы существенно изменит расстановку сил на мировом рынке», — так полагает глава British Petroleum Роберт Дадли. Подобными сентенциями полнится Интернет. Представлю лишь наиболее впечатлившие.
Журнал Fortune: «Бум сланцевого газа полностью перевернул с ног на голову энергетическую перспективу США и всего мира… Разработки сланцевых месторождений газа позволят США выйти из нынешнего финансового кризиса, так как экономика страны одновременно удешевляет свою энергетическую базу и получает новый источник крупных доходов».
Уже первые успехи сравнительно небольших частных компаний, взявшихся за добычу газа из сланцевых залежей, привели к расцвету газовой отрасли, резкому росту производства газа и снижению цен на него для потребителей. Последствия этого я отслеживаю, в частности, по отчетности перед клиентами иллинойской электрокомпании Commonwealth Edison, присылающей мне ежемесячно счета на оплату электроэнергии и поквартально информацию о том, из каких ресурсов компания получает электроэнергию. Передо мной стопка таких отчетов, каждый раз за 12 месяцев, заканчивая определенным числом — с 31 марта 2009 года по 30 сентября 2012-го. Доля природного газа в общем балансе росла в этот период следующим образом: 4%, потом 9%, 12%, 14%, 18%. Дальнейший рост прогнозируем — и с выгодой. А вот энергия ветра, активно пропагандируемая президентской администрацией и щедро дотируемая из бюджета, появилась в балансе источников электроэнергии в 2010 году с долей в 1%, под конец 2012-го — 2%, и если будет расти, боюсь, бюджет не выдержит.
Читаю в аналитической статье: «Крупнейшая энергетическая корпорация США Exxon Mobil, решительно вступившая благодаря приобретению за 35 млрд долларов компании XTO Energy в сектор добычи сланцевого газа, пока несет убытки. Это стало результатом резкого падения цен на газ на внутреннем рынке США. Однако руководство Exxon Mobil не обескураживает факт нынешних потерь, так как она имеет стратегию по разработке сланцевых пород на ближайшие 25–30 лет».
Пока спрос на газ не удовлетворялся его добычей, США импортировали сжиженный природный газ (СПГ) из Катара. Теперь, наоборот, США будут экспортировать СПГ. Морские терминалы, принимавшие СПГ с танкеров, переориентируются с импорта на экспорт. Только два таких терминала в штатах Луизиана и Техас смогут отгружать 45 ­млрд кубометров газа в год. Примерно столько газа потребляет в год Франция. Сообщается о 15 проектах экспортных терминалов СПГ, находящихся в той или иной стадии реализации, причем весь предполагаемый объем СПГ уже законтрактован на 20 лет вперед европейскими компаниями.
Сможет ли американский газ стать конкурентом российскому на европейском рынке? Таким вопросом задается российский эксперт. И считает: стоимость газа на внутреннем рынке США, включая сжижение, прохождение по трубе, транспорт в Европу, плюс прием в порту, регазификацию — получается где-то 250 долларов за 1000 кубометров уже в европейской газовой системе, а «Газпром» продает свой газ европейцам вдвое дороже, и газ его хуже по качеству! «“Газпрому” и российским нефтяным компаниям осталось жить 5–7 лет, — заключает эксперт. — Неприятные звоночки уже раздаются. Германия заявила, что не нуждается в увеличении импорта газа из России и не заинтересована в строительстве третьей ветки «Северного потока». Китай отказался покупать российский газ. Украина пытается любыми путями пересмотреть поспешно подписанный контракт»…
С другой стороны, Великобритания уже подписала 20-летний контракт на импорт из США сжиженного газа. Следом за ней долгосрочные контракты с американскими компаниями заключены Индией, Южной Кореей, Испанией. Конфиденциальные переговоры о долгосрочных контрактах ведет Япония. Разве это не свет в конце тоннеля?
Добавлю, что за бумом сланцевого газа следует бум сланцевой нефти. В докладе Международного энергетического агентства утверждается, что к 2020 году США обгонят Саудовскую Аравию и станут крупнейшим производителем нефти в мире. Конкуренты, естественно, напуганы. «Дешевая энергетика провозглашается мотором реиндустриализации Америки, — верещит в своей программе «Однако» российский обозреватель Леонтьев. — А как же мы?.. Нам-то от этого какой прок? Нам-то нужны цены. Через два-три года, когда сланцевая нефть будет добываться в геополитических масштабах, ее себестоимость опустится ниже 8 долларов за баррель!» Для сравнения — себестоимость российской нефти, добываемой в Западной Сибири, составляет примерно 20 долларов за баррель. Рыночные цены на нефть в ближайшие годы упадут, вероятно, до 80–85 долларов за баррель, и наибольшую прибыль в связи с низкой себестоимостью получат именно США. К тому же, по расчетам аналитиков, изменения в секторе углеводородного сырья создадут в США 1,4 млн новых рабочих мест и могут пополнить бюджет ежегодными прибылями в 800 ­млрд долларов.
Так почему же к оптимистическому заголовку статьи я добавил предостерегающий подзаголовок? Ну, во-первых, доходная часть бюджета — не такое уж благо само по себе, благом становится лишь ее превышение над расходной частью бюджета, то есть профицит. Если же в предвидении доходов Конгресс ослабит контроль за государственными расходами, то из дефицита не выйдем, прогорим. Во-вторых, еще раз подчеркну, что свет в конце тоннеля нам позволила увидеть частнопредпринимательская капиталистическая инициатива, не поощрявшаяся государственной администрацией, а, более того, сдерживавшаяся тормозящими ее установлениями, запретами и ограничениями, а также чрезмерным налогообложением в отличие от угодных правящей элите направлений расходования средств.
Всякая попытка заменить частную инициативу подобием советского Госплана губительна для экономики. Не менее опасны атаки невежественных защитников окружающей среды, то ли наивных, то ли жульничающих «борцов» с изменением климата Земли. Безнадежная эта «борьба» под эгидой ООН, к сожалению, находит отзвук в речах президента Обамы, а недавно о ней заговорил и идущий в госсекретари Джон Керри. Не случайно в The Christian Science Monitor напомнили, что сенатор Керри уже продвигал тему международного законодательства для решения проблем изменения климата. Международное законодательство — это уже опасно: как бы нам свет, который сейчас забрезжил в конце тоннеля, не перекрыли!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора