Будущее американского консерватизма

Будущее американского консерватизмаДве с половиной сотни лет назад группа блестящих мыслителей выковала на основе идей ТАНАХа идеологию рождавшегося американского общества. О том процессе я писал в эссе «Демократия и религия» (www.machanaim.org/history/gulko/demokratija.htm). В ХХ веке под влиянием либеральных тенденций американская идея подверглась значительным изменениям, но до начала XXI века дожила. Повторные выборы президентом либерала Обамы поставили перед адептами американской идеи — консерваторами — мучительный вопрос: имеет ли эта идея будущность в США? Журнал Commentary провел на эту тему симпозиум, в котором участвовали 53 ведущих американских консерватора.
Взгляд пессимистов
Ярче всех пессимистичную позицию выразил авторитетный рабби С. Пружанский, правда, в ином издании — в AFSI. Он объяснил победу Обамы тем, что «консервативные ценности — традиционные американские ценности, такие, как свобода, честный труд, свободное предпринимательство, частная инициатива и стремление к моральному совершенствованию, более не воодушевляют большинство избирателей… Невозможно соревноваться с «дармовщиной» — 47% избирателей голосуют за Обаму потому, что они не платят налоги и просто получают деньги от правительства. Десятки миллионов получают в течение двух лет, благодаря щедрости Обамы, пособие по безработице. Они знают, за кого голосовать». Рабби полагает: «Явное большинство избирателей — не умны и легко поддаются эмоциям и дешевому популизму».
Рабби упрекает евреев, почти 70% которых проголосовало за Обаму, воспринимаемого израильтянами как враждебного Израилю, в том, что «либерализм стал их Торой».
Предсказания рабби: «Непонятно, что может изменить существующую тенденцию. Уже вымощена дорога для президентства Хиллари Клинтон в 2016 году и для перехода США к социалистической экономике в европейском стиле, рушащейся сегодня в Европе… Наступают опасные времена… США будут проповедовать важность переговоров с Ираном, пока те не создадут первую атомную бомбу, а потом заявят, что мир должен учиться жить в новой реальности… Упадок американской империи начался в 2007 году, и последние выборы ускорили падение… Общество утратило свою моральную основу… Беспорядки «оккупантов» в последние два года были лишь репетицией того, что нас ожидает… Последние выборы показали, что старая Америка кончилась. И, к сожалению для мира, уже не вернется».
С позицией рабби сходно мнение экономиста Н. Эберштадта. Он опасается, что «темные времена настают для нации и для консервативного направления в американской политической мысли… США — на разрушительной траектории». Три тенденции, он считает, угрожают американскому образу жизни.
Первая: крушение структуры семьи. В 2011 году 41% детей родились вне брака — двойное увеличение за 30 лет. Уже в 2010 году этот показатель в США был хуже, чем в других западных странах.
Вторая: потеря американцами религиозности. Процент американцев, не принадлежащих к какой-либо религии, вырос с 7 в 1972 году до 18 в 2010-м. Много хуже то, что среди родившихся между 1981 и 1994 годами треть нерелигиозны. Поясню: атеистические общества обречены, среди прочего, и по причине демографии. Атеисты не заводят достаточно детей. Неудивительно поэтому, что статистика за 2010 год, впервые в США, показала падение населения.
Третья тенденция — рост населения, получающего помощь от правительства. Тут речь идет о разрушающей «дармовщине», о которой выше говорил рабби.
Эти тенденции, считает Эберштадт, «гибельны и для людей, и для государства. Они грозят тем, что наши потомки получат слабую страну с всесильным правительством, в которой независимость, широкие возможности и экономическая свобода, которые мы воспринимаем сейчас как должное, будут лишь воспоминаниями».
Радиокомментатор Д. Прегер объяс­няет кризис консерватизма в мире тем, что «левая идеология превратилась за последние сто лет в наиболее динамичную религию». Обращаясь к еврейским проблемам, он пишет: «Консервативные и реформистские семинарии готовят раввинов с мировоззрением, неотличимым от насаждаемого редакционной страницей NY Times и левыми профессорами… К сожалению, левая идеология превратилась для большинства неортодоксальных евреев в их религию».
В этом — в кризисе религиозного мироощущения — Прегер видит основную проблему Америки: «Реальная свобода означает, в первую очередь, настолько маленькое правительство, насколько возможно. Девиз «In G-d we trust» значит, что мы можем сохранить нашу свободу так же, как и права, если наше общество обращено к ­Б-гу. Отцы-основатели, включая Франклина, Вашингтона и Джефферсона, знали, что, если Америка не рассматривает себя морально подотчетной Б-гу, свобода родит моральный хаос».
О «моральном хаосе» торжествующего либерализма пишут другие участники симпозиума. Например, гарвардский профессор Р. Вайс считает, что в системе образования уничтожаются направления консервативной мысли: «Ключевым словом стало «разнообразие», которому придали смысл «политический конформизм». Ей вторит блогер из WP Д. Рубин: «Интеллектуальный и моральный пустырь, создаваемый нашей системой образования, угрожает сути идеи гражданского самоуправления и делает неприемлемым для миллионов граждан язык консерватизма». Э. Абрамс пишет о другом отступлении консервативной морали: «В вопросе гомосексуальных браков волна идет против нас».
Иная проблема, влекущая за собой кризис консерватизма, — это смена этнического состава населения США. По мере роста доли латиноамериканцев в населении страны растет их влияние. Ш. Аллен пишет: «Больше половины детей у латинос рожают незамужние женщины. Примерно 80% латинос не практикуют религию вообще. Латинос, так же, как чернокожие и даже преуспевающие относительно других азиаты, голосуют единым этническим блоком. Их выбором руководят неприязнь к белым и желание покровительства со стороны сильного правительства.
Подводим итоги: этнические и религиозные изменения среди населения США и распад института семьи создают большинство, отвергающее консервативные принципы, на которых были основаны Соединенные Штаты. Обратимы ли эти изменения или, как написал рабби Пружанский, «старая Америка кончилась. И, к сожалению для мира, уже не вернется»? Это обсудим в обзоре оптимистичных участников симпозиума журнала Commentary.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 13, средняя оценка: 4,69 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

2 комментариев к “Будущее американского консерватизма

  1. напоминает ноги того самого истукана — смесь глины и железа, хрупкая, острая, опасная. Что же — мене, текел, уфарсин, победа гомофестиваля — последняя соломинка, сломавшая хребет Америки?

  2. Уважаемый Борис! Вы подняли проблему, которая определяет судьбу цивилизвции на планете. Хотим ли мы или нет, но есть две породы людей: одна – управляемая инстинктами, другая – руководствующаяся разумом. Между ними – прослойка из тех, кто еще не осознал, к какой породе относится. Эта прослойка управляется инстинктами, не понимая, что интеллект не может отличить добро от зла, т.к. критерием у него служит удовольствие. Только интуиция их различает. Но интуиция достижима, когда человек выходит за пределы интеллекта. К сожалению, многие на интеллекте застряли и заблуждаются, утверждая, что руководствуются разумом. Человек начинает руководствоваться разумом, когда, как говорит Тора, многократно повторяя: «слышит глас Бога». Смысл этого термина раскрыла наука. Она пришла к пониманию, что Вселенная управляется своим СОЗНАНИЕМ, которое имеет ту же природу, что и сознание человека. Об этом сказано в Торе: свет был сотворен в день ОДИН, а светила были созданы на четвертый день творения. Значит, свет, о котором пишет Тора, это свет ДУХОВНЫЙ, отделяющий день от ночи, т.е. позволяющий человеку, руководствующемуся разумом, познавать мир. Это стало возможным потому, что сознания человека и Вселенной составляют единое информационное пространство. И чем сильнее связь человека со Вселенной, тем он более «подобен Богу». В этом смысл фразы Торы (Берешит 1:26). Она не была правильно поняиа поборниками прав человека. Они и сегодня полагают, что человек создан по «образу и подобию». Таким человек должен сделать сам себя осознанным выбором: остаться скотиной, управляемой инстинктами, или стремиться стать человеком, усиливая связь с Сознанием Вселенной. К сожалению, человечество в массе своей осознанный выбор еще не сделало. Поэтому продолжает жить в джунглях, где правит не разум, а грубая сила. Избрав демократию своим ведущим принципом, люди закрепили диктат невежества над разумом. Ведь управляемые инстинктами размножаются гораздо быстрее, чем руководствующиеся разумом.
    Есть ли выход из создавшегося положения? Конечно, есть! Единственной объективной характеристикой человека является адекватность обмена информацией со Вселенной. Мерой адекватности выступает духовность. Ее можно измерять с помощью технических средств. Значит, права Тора, рекомендовавшая десять заповедей евреям и семь законов Ноаха остальным народам. Внимание невежд не привлекло, что любому человеку, воспитавшего себя «подобием Бога», открыта возможность приобщиться к народу священников. И невежды стали источником антисемитизма. Духовность не определяется количеством часов изучения Торы. Она есть результат эффективного использования знаний человеком, стремящимся быть полезным обществу. Эгоизм резко снижает духовность людей, возвращая их к состоянию скота. К сожалению, это еще не доступно пониманию политиков.

Обсуждение закрыто.