Нынешняя суббота совпадает с праздником Ту би-Шват (пятнадцатое швата), Новым годом деревьев. В Ту би-шват принято сажать деревья и радоваться плодам Страны Израиля. Кроме того, эта суббота называется Шаббат-шира — суббота Песни, поскольку эмоциональной кульминацией раздела «Бешалах» стала благодарственная Песнь моря, с которой евреи обратились к Творцу после перехода через Красное море и гибели в ее водах египетской армии.
Один человек так оправдывал свое неверие: «Если бы я сам, своими глазами видел, как расступается море, я бы тоже поверил в Б-га. Если Он хочет, чтобы я стал верующим, пусть откроется мне, как открылся евреям при Исходе».
Говорят, что после Шестидневной войны 1967 года в Израиле было невозможно достать комплект тфилин. Партии подержанных филактерий присылали из США. У многих было тогда чувство, что они вышли невредимыми из огненной печи. Чудо победы над численно превосходящим врагом, победы молниеносной и почти бескровной, породило движение тшувы — возвращения к религиозным истокам. В Иерусалиме и других израильских городах впервые появились специальные иешивы для баалей-тшува — вернувшихся к вере.
Во время войны в Персидском заливе, когда иракские «Скады», гигантские снаряды, начиненные 200 килограммами взрывчатки, падали на густонаселенные кварталы, снося дома, но щадя людей, многие светские люди не расставались с книжечками псалмов и носили на проверку мезузы.
Когда объявили о прекращении американского наступления в Ираке, израильтяне бросились срывать синтетическую пленку с окон своих герметизированных комнат. Это было в Шушан-Пурим, второй день Пурима, отмечаемый в Иерусалиме и других городах, которые в древности были обнесены крепостной стеной.
Многие восторгались совпадению: надо же, злодеи Аман и Саддам разгромлены в один день! Таксисты цитировали пророков о наказании Вавилона. Каждый видел направляющую руку Творца.
Но прошли две-три недели, и жизнь вернулась в прежнее русло, уникальное рандеву с Провидением уступило место серым будням.
Мудрецы Талмуда говорят, что на Красном море даже простая служанка видела больше, чем пророк Иехезкель. А ведь Иехезкелю, единственному из смертных, открылся в мистическом видении механизм Б-жественного управления миром.
Однако далее в разделе «Бешалах», сразу после грандиозного чуда перехода через море, гибели фараоновой гвардии и бурной радости спасения, мы читаем: «И увел Моше сынов Израиля от моря Суф» (15:22).
Почему увел? Потому что на берег были выброшены останки египетских солдат вместе с великолепным убранством царских колесниц, и евреи, забыв о пережитом, бросились собирать трофеи. Пришлось их увести… А всего через несколько недель те же самые герои Исхода сделали себе золотого тельца. Почему это произошло?
Потому что чудеса сами по себе не меняют человека. Служанка остается служанкой, а таксист — таксистом. Великими моментами истории надо не только восторгаться. Нужно использовать их для работы над собой, чтобы избавиться от усвоенных с детства стереотипов мышления, влияющих на наше поведение. Иначе чудо забывается, горизонт опять сужается, и мы снова впадаем в духовную спячку.
Шаббат-шира помогает такому пробуждению. Когда сыны Израиля миновали посуху Красное море и увидели поглощенных водной стихией своих врагов, их охватило невиданное воодушевление. Им открылась вся картина последних событий во всей ее гармонии: тяготы рабства и приход Моше, сверхъестественные казни и странное упрямство фараона, отчаянно смелый побег на «вечную свободу» и чудесное спасение от погони. Отдельные мазки слились в уникальный шедевр истории. Евреи увидели руку Художника, Творца картины, «и поверили в Б-га и в слугу Его Моше» (14:31).
«И тогда воспел Моше и сыны Израиля эту песнь». То была прекрасная песнь, «Песнь моря», одно из древнейших в мире поэтических произведений. В память об Исходе и в знак благодарности Б-гу за спасение, не только это, но и все последующие, мы читаем «Шират а-ям» в нашей ежедневной утренней молитве «Шахарит», и с особым воодушевлением — в Шаббат-шира: «Воспою Г-споду, ибо высоко вознесся Он, коня и всадника поверг Он в море. Моя сила и ликование — Г-сподь. Он был спасеньем мне…» (15:1–2).
Спасибо, птицы!
Мы — нация благодарных. Само слово «иегуди», еврей, происходит от глагола «ле-годот», благодарить. В Шаббат-шира мы выражаем признательность не только Всевышнему, но и… птицам: кормим их крошками с субботнего стола.
Одни комментаторы говорят, что, воспевая Творца, мы вспоминаем, как пернатые восхваляют Его постоянно своими трелями, и делимся с ними «гонораром», остатками трапезы.
Но есть и другое объяснение, имеющее прямое отношение к нашему разделу. В «Бешалах» рассказывается также о мане (манне небесной), который начал падать с неба вскоре после Исхода. Евреи собирали ман все сорок лет пребывания в пустыне. Он выпадал каждый день, кроме субботы, в достаточном количестве, но без излишков. В пятницу им было велено собирать двухдневную норму и в шаббат не выходить из своих жилищ, питаясь запасенным маном: «Шесть дней собирайте его, а на седьмой день — суббота, не будет его» (16:26).
И тут же мы узнаем, что «в седьмой день некоторые люди выходили собирать [ман], но ничего не находили». Комментаторы объясняют, что на сбор мана в шаббат выходили нечестивцы. Они знали, что ман действительно не выпадет в седьмой день, как сказал Моше. Но, стремясь дискредитировать пророка, уличить его в обмане, они вышли накануне ночью и разбросали на земле часть недоеденного небесного хлеба, чтобы утром подобрать его и предъявить в качестве вещественного доказательства, обвинить Моше-рабейну в том, что он якобы сам придумал заповеди и выдает их за Б-жественную волю, морочит людям голову.
Но утром они не нашли сфабрикованные «улики» — ман склевали за ночь птицы. Заговор провалился, авторитет Моше еще больше возрос, заповедь соблюдения шаббата получила новое подтверждение, а память о заслуге пернатых вошла в анналы еврейской традиции.